Елена Ладыгина
Конспект занятия по развитию речи и художественной литературе в старшей группе. Тема: «По сказкам Корнея Чуковского».
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Продолжать знакомить детей с творчеством К. И. Чуковского. Формировать умение определять содержание литературных произведений по иллюстрациям.
Учить детей определять основную идею произведения. Совершенствовать умение выразительно декламентировать отрывки произведений, используя интонационные средства выразительной речи.
Развивать познавательный интерес. Развивать познавательные процессы (внимание, память, воображение, мышление, восприятие).
Публикация «Конспект занятия по развитию речи и художественной литературе в старшей группе, Тема: „По сказкам Корнея Чуковского“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Чуковский, К.И. Любимый писатель
- Чуковский. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Воспитывать желание принимать участие в инсценировках, драматизациях, развивая творческие способности детей.
Обогащать внутренний мир ребёнка позитивными эмоциями.
Закрепить обобщающие понятия. Развивать связную речь; обогащать словарь детей прилагательными.
Совершенствовать умение детей ориентироваться на плоскости.
Словарь: переводчик, сказочник, поэт.
Материал: портрет К. И. Чуковского, его книги, иллюстрации к произведениям, картинки по сказкам К. И. Чуковского, картинки к русским народным сказкам, чудо-дерево, разрезные картинки в конвертах, костюмы Федоры, Айболита и Мойдодыра.
Предварительная работа: чтение сказок К. И. Чуковского «Мойдодыр», «Доктор Айболит», «Муха-Цокотуха», «Федорино горе». Рисование по сказкам К. И. Чуковского.
Ход занятия:
Вед. : Здравствуйте уважаемые гости!
А где же дети?
Нет, я их не потеряла -
Ждёт сюрприз меня из зала.
Просто мы играли в «прятки»,
А теперь игра «загадки».
Психогимнастика «Образы» (по сказкам К. И. Чуковского).
В зал входят дети, изображая героев сказок К. И. Чуковского.
Вед. : Раз, два, три — на месте замри!
В руки пёрышко возьму,
Всех героев оживлю!
Я как в сказках побывала,
Всех увидела, узнала:
Это Муха -Цокотуха,
Ей комар жужжит на ухо.
Вот и заинька.
Он под деревом лежал
И по-заячьи лопотал.
Это Бабочка красавица
Та, что море погосила.
Это — страшный крокодил,
Тот, что солнце проглотил.
Ну, а это Бармалей
Всех придумал вас.
Все: Корней!
Вед. : Да, Корней Иванович Чуковский. Вот, мы с вами и перенеслись в мир сказок К. И. Чуковского.
(На дереве висят картинки по сказкам К. И. Чуковского и из русских народных сказок).
Вед. : Чудо-дерево стоит
Не листва там шелестит,
А листы — сюжеты сказок,
Поглядишь — узнаешь сразу.
Вед. : Ребята, давайте мы с вами рассмотрим и скажем, что же изображено на картинках?
Дети: На картинках изображены сюжеты сказок.
Вед. : Ребята, а как вы думаете, здесь сюжеты одной сказки?
Дети: Нет.
(Дети рассматривают иллюстрации)
Вед. : Кто автор сказки «Колобок», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка» ?
Дети: Автор этих сказок — народ.
Вед. : А почему они называются русские народные сказки?
Дети: Потому что их сочинил русский народ.
Вед. : А как вы думаете, кто автор сказки «Телефон», «Краденное солнце», «Тараканище»?
Дети: К. И. Чуковский.
Вед. : Правильно, на одних картинках изображены русские народные сказки, а на других — сказки одного и того же автора.
А теперь пора тихонько
Нам места свои занять.
И гостям и всем ребятам
О Чуковском рассказать.
Вед. : Ребята, а вы помните, как К. И. Чуковский начал писать сказки?
(Ответы детей)
Вед. : А какая сказка была написана первой? («Крокодил»)
Вед. : Правильно! А ещё К. И. Чуковский в своей жизни много учился. Он самостоятельно, без всякой помощи изучил английский и французский языки. Это ему очень пригодилось, когда он жил и работал в Англии. Там он познакомился с английской культурой — английскими народными песнями. Почему народными? (Потому что их сочинил народ). Эти песни Корнею Ивановичу очень понравились и он захотел познакомить с ними русских ребятишек.
Ребята, а вы умеете читать на английском языке? (Нет). Поэтому автор перевёл для вас некоторые произведения. Человека, который переводит с одного языка на другой, называют переводчиком. Кто такой переводчик?
Д/И «Зашумованные картинки».
Вед. : Ребята, я для вас приготовила интересную игру. На плакате спрятались животные из сказок К. И. Чуковского. Давайте их найдём и скажем, из каких они сказок.
(Дети находят и отвечают).
А сейчас, мне хочется узнать, как хорошо вы знаете сказки К. И. Чуковского.
Д/И «Узнай сказку по отрывку».
Веселится народ
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого. КОМАРА («Муха-Цокотуха»)
И мне не надо
Ни шоколада, ни мармелада,
а только маленьких
Ну очень маленьких. ДЕТЕЙ («Бармалей»)
Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул Заинька в окно
Стало Заиньке. ТЕМНО («Краденное солнце»)
Только вдруг из-за кусточка
Из-за синего лесочка
Из далёких из полей
Прилетает …. ВОРОБЕЙ («Тараканище»)
А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
Я больше идти. НЕ МОГУ («Федорино горе»)
Всех на свете он добрее
Лечит птичек и зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит
Кто же это?. АЙБОЛИТ («Доктор Айболит»)
(Входит ребёнок переодетый в Айболита)
Айболит: Лищь меня друзья назвали -
Тут как тут я в этом зале.
Что и где у вас болит?
Вам поможет Айболит!
Физминутка (музыкальная)
Вед. : Ребята, давайте покажем Айболиту, что мы здоровы и лечить на с не надо.
Нас не надо вам лечить
Добрый доктор Айболит!
Будем бегать и шагать,
Будем силы набирать.
К солнцу руки мы потянем,
А потом к траве присядем.
Ноги будем поднимать,
По густой траве шагать.
Всем мы помощь оказали
Сами сильными мы стали!
(Входят два ребё нка: Федора и Мойдодыр. Дети отходят в сторону.)
Мойдодыр: Не вернётся к тебе посуда!
Федора: Нет, вернётся!
Мойдодыр: К грязнуле?
Федора: Обещаю я посуду любить,
Обещаю её дочиста мыть!
Воротись ко мне посуда,
Тебя мыть и чистить буду.
Вед. : Ребята, Мойдодыру жалко стало посуду, и он спрятал её от Федоры. Но Федора осознала свою вину и впредь будет бережно относиться к посуде.
Давайте поможем Федоре и Мойдодыру
Разрешить все споры миром!
Д/И «Четвёртый лишний»
Мойдодыр: Сейчас я проверю, не забыла ли ты, как выглядит посуда. Сможешь ли ты её найти.
Федора: Ой, ребята, помогите
И Федоре подскажите.
Никогда вас не забуду!
Я любить посуду буду!
Вед. : Ребята, давайте поможем Федоре!
(Предлагаются карточки с изображениями одежды, обуви, мебели, электрическими приборами, школьными принадлежностями — нужно найти лишнее среди предложенного).
Мойдодыр: Ну, Федора, молодец! Так и быть, верну посуду.
Федора: Спасибо, ребята!
Пора нам домой.
Посуду помою
Водой ключевой!
Айболит: Вижу, вы ребята смелые!
Крепкие, умелые.
Под солнцем загорелые.
Ну, а мне пора прощаться
И к зверятам возвращаться.
(Мойдодыр, Федора и Айболит уходят).
Вед. : Присаживайтесь удобнее. Давайте с вами вспомним, почему ушка от Федоры посуда?
А как вы думаете, смогла бы Федора прожить без посуды? Почему?
Чему учит нас эта сказка К. И. Чуковского? (Быть бережливыми, уважению, чистоте).
А ещё Корней Иванович очень много времени проводил с детьми, играл с ними, читал им сказки и загадывал загадки, которые сам же и сочинял. Сейчас я загадаю вам загадки, которые сочинил К. И. Чуковский.
Был белый дом
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился и оттуда
Живое выбежало чудо -
Такое тёплое, такое пушистое и золотое.
(Яйцо и цыплёнок)
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят.
(Ёжик)
Маленькие домики по улице бегут,
Мальчиков и девочек домики везут.
(Машина)
Вед. : Молодцы! Скажу вам дети -
Отгадали вы загадки!
А теперь ещё сумейте
Из частей собрать отгадки!
У вас на столах лежат конверты с картинками-отгадками к нашим загадкам.
Д/И «Разрезные картинки» (Дети собирают разрезные картинки).
Итог занятия.
Вот и подошло к концу наше путешествие по сказкам К. И. Чуковского. Очень хорошо вы знаете сказки этого замечательного детского писателя.
Вед. : Что вам больше всего запомнилось из нашего путешествия?
А ещё есть такая поговорка «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!» Как вы её понимаете?
Чему учат на сказки К. И. Чуковского?
Дети: Быть добрыми, аккуратными, вежливыми.
Вед. : Ребята, я знаю, что вы нарисовали много рисунков по сказкам К. И. Чуковского. Я приглашаю вас и наших гостей посмотреть на выставку рисунков.