Получи документы

Конспект занятия по развитию речи и окружающему миру в старшей группе «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята»

Разводова Татьяна
Конспект занятия по развитию речи и окружающему миру в старшей группе «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята»

Тема: пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята»

Возраст: старшая группа 5-6 лет

Цель: обучение самостоятельному пересказу литературного произведения; расширение и систематизация знаний о диких животных.

Задачи:

Публикация «Конспект занятия по развитию речи и окружающему миру в старшей группе „Пересказ рассказа Е, Чарушина „Лисята“» размещена в разделах

Образовательные: формировать умения детей выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя; формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; учить пользоваться различной эмоционально-окрашенной интонацией; обобщить знания о диких животных леса.

Развивающие : развивать интерес к речевым занятиям; развивать память, внимание, мышление.

Воспитательные: воспитывать сострадание к представителям животного мира; воспитывать культуру поведения, дружелюбие, уважение друг к другу.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Форма организации: фронтально.

Дидактический наглядный материал: Демонстрационный материал: Книга Е. Чарушина «Лисята», проектор с презентацией, картина" Лиса с лисятами", мнемодорожка к рассказу, схема для рисования лисят.

Раздаточный материал: цветные карандаши, разноцветные тонированные листы А 4 для рисования, схемы для рисования.

Ход образовательной деятельности.

I. Организационный момент. (Дети сидят на стульчиках)

Воспитатель: «Ребята, сегодня утром мне прислали посылку. Как вы думаете, что там может быть?» (Дети перечисляют все возможные варианты)

Воспитатель: «У меня есть для вас загадка и если вы ее отгадаете, то узнаете, что лежит в посылке. Слушайте внимательно». (Воспитатель загадывает детям загадку).

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (книга)

Ответы детей

Воспитатель: «Молодцы, ребята! Это книга».

(После отгадывания загадки, воспитатель достает из посылки книгу. Рассказывает детям об авторе книги. Дети слушают)

II. Основная часть

Знакомство с автором

Воспитатель: «Эту книгу написал Евгений Чарушин. Сейчас я немного расскажу вам о нем, а потом мы прочтем рассказ.

Много лет назад в старинном городе Вятке (современный г. Киров) жил мальчик Женя Чарушин. В доме у них водились кошки, собаки, козлята, утки, цесарки. Он помогал лечить раненых и больных зверей, заботился о них, дружил с трёхногим псом Бобкой. Мальчик любил читать книги о путешествиях, о животных, о природе; рисовал птиц и зверей. Женя прекрасно понимал характер, настроение, повадки животных. Все знания, умения помогли ему стать художником и писателем. Он написал много рассказов о животных(Воспитатель показывает детям книги автора)

Сообщение темы занятия

Воспитатель: «На сегодняшнем занятии, я познакомлю вас с одним из рассказов Е. Чарушина, который называется «Лисята». (иллюстрацией к рассказу). Прошу слушать внимательно, так как вам предстоит пересказ».

Чтение рассказа. Воспитатель читает детям рассказ Е. Чарушина «Лисята».

«Лисята» Автор Е. Чарушин

У охотника жили в комнате два маленьких лисёнка. Это были шустрые и беспокойные зверьки. Днём они спали под кроватью, а к ночи просыпались и поднимали возню – носились по всей комнате до самого утра.

Так разыграются лисята, так расшалятся, что бегают по моему приятелю, как по полу, пока тот не прикрикнет на них. Эти лисята были настоящие ловкачи.

Раз! – и по занавеске взберётся лисёнок прямо до самого верха. Два! – он уже на высоком шкафу.

А вот и на комоде, а вот оба таскают друг друга за шиворот.

Как-то пришёл охотник со службы, а лисят нет. Стал он их искать. Заглянул на шкаф – на шкафу нет. Отодвинул комод – и там нет никого. И под стульями нет. И под кроватью нет.

И тут мой приятель даже испугался. Видит – охотничий сапог, что лежал в углу, шевельнулся, поднялся, свалился на бок. И вдруг поскакал по полу. Так и скачет, перевёртывается, подпрыгивает. Что за чудо такое? Подскочил сапог поближе. Глядит охотник - из сапога хвост высовывается. Схватил он лисёнка за хвост и вытащил из сапога; встряхнул сапог – и другой выскочил.

Вот какие ловкачи!

После прочтения рассказа воспитатель беседует с детьми о произведение, задает детям вопросы.

Беседа по рассказу

- О ком говорится в этом рассказе? лисятах)

- Как Вы думаете, почему лисята поселились у охотника дома?

- Какие были лисята? Как называет их автор? (шустрые, беспокойные, ловкачи)

-Как вели себя лисята в человеческом жилище? (Они много играли, баловались и озорничали.)

- Как играли лисята? (влезали на занавеску, залезали на шкаф)

- Куда лисята однажды спрятались? (залезали в сапог)

- Как охотник обнаружил лисят?

- Чем заканчивается рассказ?

Воспитатель: «Молодцы, ребята! А теперь давайте немного отдохнем»

Воспитатель показывает движения, дети повторяют

Физкультминутка

Лисонька по лесу шла, (ходьба на месте)

Хвостиком снежок мела, (подражание помахиванию хвостом)

А когда проголодалась, (поглаживание живота)

За добычею помчалась (бег на месте).

Повторное чтение

Воспитатель: «Мы свами отдохнули, и я предлагаю еще раз внимательно послушать этот рассказ. Садитесь на стульчики и слушайте» (Дети рассаживаются на свои места. Воспитатель читает рассказ, дети внимательно слушают.)

Пересказ.

Воспитатель: «Ребята, а теперь попробуйте пересказать это произведение». (Один ребёнок начинает пересказ, другой - продолжает).3-4 ребенка пересказывают текст.

Анализ пересказа (Воспитатель задает вопросы детям)

Воспитатель: «Ребята, вам понравилось, как пересказали? Использовали ребята слова, выражения автора? Какие? (настоящие ловкачи, охотничий сапог и т. д.) Ребята, чей пересказ вам понравился больше всего? Почему?»

Воспитатель: «Молодцы!» «Я теперь попробуйте отгадать загадку.»

(Воспитатель загадывает детям загадку)

Говорят, она хитра,

Кур уносит со двора.

Но зато красавица –

Всем ребятам нравится! (Лиса)

Дети отгадывают. Воспитатель показывает картину «Лиса с лисятами». Воспитатель предлагает детям самим придумать загадку про лису.

Вызывает для ответа двух-трех детей. Если дети затрудняются, воспитатель напоминает, какая лиса (хитрая, рыжая, пушистая, какие у нее повадки (тихо подкрадывается, любит петушков и курочек).

Воспитатель продолжает беседу.

Воспитатель: «Хорошие загадки у вас получились. Давайте еще раз вспомним какие были лисята в произведении Е Чарушина».

Воспитатель задает вопросы дети отвечают.

1. Маленькие лисята были веселые, беспокойные. А как ещё можно сказать про них, какие они? (Шустрые, игривые, шаловливые, озорные.)

2. А если лисята шустрые, игривые, то, что они делали? (Кувыркались, носились, возились, шалили, весело играли, прыгали, перевертывались.) (Если дети не назовут действия лисят, воспитатель напоминает, как об этом говорилось в рассказе.)

3. Один лисёнок остался в норке, потому что ему не хотелось играть с братьями и сестрами. Какой это был лисёнок, как про него можно сказать? (Спокойный, тихий, невеселый, грустный, печальный.)

Воспитатель: «Давайте рассмотрим иллюстрации автора у рассказу»

Воспитатель показывает иллюстрацию автора к рассказу : (с иллюстрацией к рассказу, где лисенок сидит в сапоге.)

Воспитатель: «Посмотрите, вот наш веселый лисёнок в сапоге сидит. Правда, смешно? Про одного лисё нка скажем: веселый, смешной. А если их двое, скажем: они … весёлые, смешные (подчеркнуто произносит окончания). Послушайте, об одном или о двоих лисятах я сейчас скажу : шустрый… озорные… шаловливые… пушистый.

А это слово о ком: хитрая - … о лисёнке или о лисе? Правильно, о лисе. Лиса хитрая, а лисёнок … хитрый (подчеркнуто произносит окончания). "Хитрая лисёнок" – можно так сказать? Как сказать правильно? Наш лисёнок хитрый, веселый. Подумайте, о чём ещё можно сказать весёлый. (День, праздник, человек, танец, рассказ и т. д.) А о ком или о чём можно сказать слово весёлая? (Песня, музыка, игра, сказка, книга, пляска.) О ком или о чём мы скажем весёлые? (Ребята, дети, танцы и др.)

Скажите что-нибудь про лисёнка с весёлой (радостной) интонацией (шустро кувыркался лисёнок; у лисёнка веселое настроение)».

Воспитатель: «Молодцы, ребята!»

III. Подведение итогов. Рефлексия.

Воспитатель: «Как называется рассказ, который мы прочитали на сегодняшнем уроке? (Лисята)

Кто автор этого рассказа? (Е. Чарушин)

Кто главные герои этого рассказа?

Вам понравился рассказ?

Ребята я предлагаю вам дома нарисовать картину к нашему сегодняшнему рассказу. И мы устроим выставку рисунков.

Литература.

1. Ушакова О. С. Развитие речи детей 5—7 лет. Программа, конспекты занятий, методические рекомендации. изд-ва " Сфера" 3-е изд., доп. - М. : 2017 - 272 с. – с. 50

2. Е. Чарушина «Лисята»

Публикации по теме:

Занятие по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»Занятие по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» Цель: формирование умения последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения. Задачи:.

Конспект НОД по развитию речи «Лето. Слушание рассказа Е. Чарушина «Еж» Задачи: - учить отгадывать загадки, выделяя существенные признаки предметов; - учить составлять предложения по картинке, используя вводные.

Конспект НОД по развитию речи в дистанционном режиме. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Воробей» Мы постарались в период самоизоляции быть рядом со своими воспитанниками. Нами были подготовлены и размещены методические рекомендации для.

Конспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа «Ёж» Е. И. Чарушина» в старшей группеКонспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа «Ёж» Е. И. Чарушина» в старшей группе Конспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа «Ёж» Е. И. Чарушина» в старшей группе. Цель: обучать детей пересказу короткого литературного.

Конспект ООД по развитию речи «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» в подготовительной группе детей с ЗПРКонспект ООД по развитию речи «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Липецкая область Конспект.

Конспект совместной деятельности по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Пчёлки на разведках» Тема: Пересказ рассказа К. Д. Ушинского “Пчёлки на разведках”. Цель: Учить детей пересказывать текст. Задачи: •Активизировать словарь по.

Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Пересказ рассказа «Осень» по И. Соколову-Микитову»Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Пересказ рассказа «Осень» по И. Соколову-Микитову» Цель: Создать условия для формирования навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы Задачи: 1. Формирование.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с заиканием «Пересказ рассказа «Кот Барсик и стиральная машина»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с заиканием «Пересказ рассказа «Кот Барсик и стиральная машина» Конспект занятия по развитию связной речи в старшей логопедической группе для детей с заиканием Пересказ рассказа «Кот Барсик и стиральная.

Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» Задачи: учить детей выразительно пересказывать литературный текст без наводящих вопросов воспитателя; учить придумывать загадки; согласовывать.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе. Пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Курочка» Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе. Воспитатель: Власова Ирина Викторовна Тема занятия: «Пересказ рассказа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи и окружающему миру в старшей группе «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята»
Опубликовано: 6 декабря 2022 в 16:51
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД