МААМ-картинки

Конспект занятия по развитию речи «Клесты» в старшей группе

Лидия Иванова
Конспект занятия по развитию речи «Клесты» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Занятие

Темама: Пересказ рассказа «Клесты» (по И. Соколову-Микитову).

Образовательная область: речевое развитие.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, пересказывание литературного произведения, двигательная.

Формы организации: групповая.

Форма НОД: чтение, пересказывание литературного произведения.

Цель: обучение пересказу с использованием природоведческой литературы по опорным схемам.

Задачи Задачи с учётом особенностей воспитанников группы

Воспитательные:

• Воспитывать интерес к художественной литературе;

Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Клесты“ в старшей группе» размещена в разделах

• Воспитывать культуру чувств и переживаний.

Развивающие:

Развивать психические процессы: внимание, мышление, восприятие, память, воображение;

• Развивать самостоятельность, инициативу, любознательность;

• Совершенствовать навыки владения устной речью;

• Активизировать и обогащать словарный запас по теме «Зимующие птицы»;

• Развивать диалогическую речь, формировать связную монологическую речь с использованием графических схем;

• Формировать грамматические обобщения и усвоение нормативного использования средств языка.

Обучающие:

• Познакомить с произведением Ивана Соколова-Микитова «Клесты»;

• Формировать активный зрительный и слуховой контроль над составлением пересказа, над последовательностью и полнотой передачи содержания;

• Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты.

Планируемый результат:

• Дети демонстрируют интерес к художественной литературе;

• Дети демонстрируют культуру чувств и переживаний;

• Дети проявляют психические процессы: внимание, мышление, восприятие, память, воображение;

• Дети демонстрируют самостоятельность, инициативу, любознательность;

• Дети демонстрируют навыки владения устной речью;

• Дети демонстрируют богатый словарный запас по теме «Зимующие птицы»;

• Дети демонстрируют диалогическую речь и связную монологическую речь с использованием графических схем;

• Дети демонстрируют умение использовать грамматические обобщения и усвоение нормативного использования средств языка;

• Дети демонстрируют интерес к произведению Ивана Соколова-Микитова «Клесты»;

• Дети демонстрируют активный зрительный и слуховой контроль над составлением пересказа, над последовательностью и полнотой передачи содержания;

• Дети демонстрируют умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты.

Принципы воспитания и обучения:

Принципы воспитания:

формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения:

принцип доступности, принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности, принцип развития языкового чутья, принцип обеспечения активной языковой практики, принцип семантизации лексики (раскрытие значений новых слов, подбор синонимов, словотолкование).

Методы воспитания: беседа, поощрение, пример.

Методы обучения:

Словесные: беседа, художественное слово, стимулирование занимательным содержанием.

Наглядные: иллюстрация, показ.

Практические: игра.

Оборудование: изображение клёста, графические схемы, мяч.

1. Организационно-мотивационный этап.

Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность. Художественное слово, поощрение. Сегодня мы с вами отправимся на прогулку в зимний лес к необычной птичке, а чтобы узнать, к какой, отгадайте загадку:

Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистым, чистым –

Клё! Клё! Клё! Поёт со свистом.

Правильно, это клёст, молодцы! Дети отгадывают загадку. Дети проявляют психические процессы: внимание, мышление.

2. Подготовка к восприятию текста.

Задача: подготовить детей к восприятию текста.

Клёст – зимующая птица.

Опишите её по иллюстрации.

Какие перья у клёста?

(Перья у клёста бордового цвета).

На что похож его клюв?

(Клюв похож на изогнутые клещи).

Для чего клестам такой клюв?

(Чтобы питаться семенами хвойных деревьев).

С помощью своего клюва клест ловко срезает шишку, раздвигает чешуйки и достаёт семена. Зимой у клестов очень много корма, поэтому они постоянные жители зимних лесов. Дети рассматривают иллюстрацию клеста, высказывают суждения. Дети проявляют психические процессы: внимание, мышление, восприятие; демонстрируют навыки владения устной речью; демонстрируют связную монологическую речь с использованием графических схем.

3. Чтение рассказа «Клесты».

Задача: актуализировать знание рассказа.

Чтение художественного произведения. Вы хотите послушать рассказ об этой птице? Тогда я прочитаю вам рассказ Ивана Соколова-Микитова, который называется «Клесты».

Тишину зимнего леса нарушают весёлые птичьи голоса. Стайка клестов пролетела над головой, красными бусами обсыпала ель. Быстро и ловко теребят они тяжёлые шишки и добывают из них семена. Клесты вьют свои гнёзда зимою и выводят в них птенцов. Гнёзда клестов трудно увидеть, они скрыты в густых ветвях хвойных деревьев. Самки высиживают птенцов и не вылетают из своих глубоких гнёзд. Зато самец кормит заботливую самочку, поёт ей весёлую песенку. Дети делают выбор,

слушают рассказ «Клесты». Дети демонстрируют интерес к художественной литературе; проявляют психические процессы: внимание, восприятие, воображение.

4. Беседа по содержанию рассказа.

Задача: развивать диалогическую речь.

Ребята, вам понравился рассказ Ивана Соколова-Микитова «Клесты»? Какие чувства он у вас вызывает? Что вам запомнилось больше всего? Почему?

Ребята, чем непохожи на других птиц клесты? (Тем, что вьют гнезда и выводят птенцов зимой.)

С чем сравнил клестов автор рассказа?

(С красными бусами.)

Чем питаются клесты?

(Клесты питаются семенами еловых шишек.)

Как клесты добывают семена?

(Быстро и ловко теребят тяжелые шишки.)

Какие зимние гнезда у клестов?

(У клестов гнезда теплые и глубокие.)

Где скрыты гнезда?

(Гнёзда клестов спрятаны в густых ветвях хвоенных деревьев.)

Как самки высиживают своих птенцов?

(Самки высиживают своих птенцов и не вылетают из своих теплых гнезд.)

Что делает самец?

(Самец кормит самочку и поет ей песенки.) Дети отвечают на вопросы воспитателя рассказывают о своих чувствах, сосредотачивают внимание. Дети демонстрируют навыки владения устной речью.

5. Дидактическая игра «Скажи по-другому».

Задача: формировать умение подбирать и употреблять синонимы.

Ребята, вы обратили внимание, в рассказе встречаются трудные слова. Давайте подумаем, что они означают, и как по-другому можно сказать?

Первое слово, которое встретилось нам в тексте: теребят (трясут, ковыряют, шелушат).

Второе слово: ковыряют (шелушат, трясут).

Третье слово: скрыты (спрятаны, не видны, закрыты чем-либо).

Четвертое слово: добывать (находить, доставать). Дети высказывают собственные суждения. Дети проявляют психические процессы: внимание, мышление; демонстрируют навыки владения устной речью.

6. Физминутка

«Посчитаем»

Задача: снять мышечное напряжение, закрепить навык согласования порядковых существительных с существительными. Игра. Ребята, вы хотите узнать новую игру?

Давайте поиграем. Пока звучит бубен, мы с вами как птички будем «летать» по группе. Как только бубен остановится, нам необходимо встать в круг и по цепочке передавать мяч, при этом мы будем считать: первый клест, второй клест, третий клест и т. д. Дети внимательно слушают правила игры, активно играют. Распределение внимания, эмоциональная разрядка.

7. Повторное чтение текста с установкой на запоминание и пересказ.

Задача: развивать долговременную память.

Ребята, давайте сядем на стульчики, я вам прочитаю текст ещё раз, а вы постарайтесь его запомнить и мы попробуем его пересказать.

(Читаю текст ещё раз.)

8. Составление географического плана рассказа.

Задача: обучение выстраиванию графической мнемодорожки.

Сейчас, я предлагаю вам составить текст по картинкам.

Посмотрите, на столе разложено несколько картинок, кто-нибудь хочет собрать их друг за другом, в той последовательности как в рассказе Соколова-Микитова «Клесты».

9. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде графических схем.

Задача: развивать связную, устную речь.

Теперь, по тем картинкам, которые вы расположили, давайте попробуем по цепочке пересказать наш рассказ, давайте я начну, а все остальные по цепочке продолжат.

Молодцы, ребята! У нас получился хороший пересказ. Кто хочет полностью пересказать рассказ? Я буду помогать и ребята тоже.

10. Рефлексия.

Задача: подвести итоги деятельности. Беседа. Ребята, что нового вы узнали сегодня? Как называется рассказ, который мы сегодня читали и пересказывали? Дети высказывают свои мысли. Подведение итогов деятельности.

Ребята, мы сегодня с вами познакомились с новым рассказом. Вы его запомнили. Придя домой, перескажите рассказ, маме, папе или бабушке и поделитесь своими впечатлениями о нашем сегодняшнем занятии. Дома вы можете, если хотите, нарисовать клёста и завтра можно устроить выставку ваших рисунков.

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия по развитию речи «Следопыты» в старшей группе Программное содержание: Образовательные: - расширять и закреплять словарь по теме, упражнять в подборе определений; - продолжать учить разгадывать.

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи»Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи» «Путешествие в страну Правильной речи». Программное содержание: Образовательные: • Закреплять употребление в речи имён существительных.

Конспект открытого занятия по развитию речи «Я — человек» в старшей группе Конспект открытого занятия по развитию речи «Я - человек» в старшей группе. Цель: Учить детей последовательно пересказывать литературный.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи»Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи» Цель: Обобщить знания, полученные в течения первого полугодия учебного года. Задачи: Образовательные: – обогащать словарный запас через.

Конспект занятия по развитию речи «О дружбе» в старшей группе Пр. содержание: формировать у детей представления о дружбе, пробуждать проявлять чувство милосердия к окружающим людям, сверстникам, оказывать.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепкеКонспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепке Тема:,Курочка и цыплята" Цели:Обогащать словарь детей (курица,цыплята, цыпленок, клюет) ;содействовать употреблению простых фраз ;побуждать.

Конспект занятия по развитию речи «Лето наступило» в старшей группе Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Лето наступило!» Подготовила воспитатель Самарина Е. И. Программное содержание: Формирование.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Новый год»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Новый год» Тема: «Новый год» в старшей группе. Задачи: продолжать знакомить с традициями праздника Новый год; учить описывать картинку, фантазировать,.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимующие птицы» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимующие птицы».Составила :Макарова И. Е. Цель: Формировать и закреплять знания о зиме.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи «Клесты» в старшей группе
Опубликовано: 4 апреля 2024 в 19:47
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи «Клесты» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Лидия Иванова (УИ 3407530) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД