Папки-передвижки

Конспект занятия по развитию речи «Чтение стихов о весне» в старшей группе

Королева Виктория Сергеевна
Конспект занятия по развитию речи «Чтение стихов о весне» в старшей группе

Тема: «Чтение стихотворений о весне».

Цель: обогащение опыта восприятия детьми произведений художественной литературы (чтение стихотворений о весне).

1. Образовательные:

Продолжать знакомить с сезонными изменениями в природе, через анализирование художественной литературы (стихотворения о весне);

Закреплять у детей умение обобщать предметы: объединять их в группы по существенным признакам (признаки весны – весенний сезон);

Закреплять у детей умение использовать элементы речи – доказательства при отгадывании загадок;

Обогащение словаря детей новыми словами, усвоение ранее неизвестных слов.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Чтение стихов о весне“ в старшей группе» размещена в разделах

2. Развивающие:

Развивать диалогическую форму речи: умение поддерживать непринуждённую беседу, задавать вопросы, правильно отвечать на вопросы педагога и детей;

Способствовать продолжению развития умения соблюдать этику в рамках коллективного взаимодействия. ;

Формировать интерес к некоторым жанровым, композиционным, языковым особенностям произведений (стихотворение).

3. Воспитательные:

Способствовать обогащению представлений детей о речевом этикете;

Продолжать воспитывать умение внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться.

Материал и оборудование: коробка с цветами внутри (на заднем обороте цветов-загадки, иллюстрации для наглядного показа (ответы на загадки, сборник стихотворений авторов, портреты авторов, мяч для д/и «Весенние слова».

Методические приемы: показ и объяснение воспитателя, беседа (вопросы к детям, стихотворение, рассматривание разнообразных иллюстраций, загадка).

Словарная работа: [/b]капель, валежник, брег, гласят, блещут, гонцы.

Предварительная работа: беседа о смене времен года/признаках весны, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций времен года, сравнение и анализирование разницы.

Организационный момент:

-Ребята, сегодня нам в группу прислали большую, красивую коробку.

*Внутри коробки – изображения весенних цветов, с обратной стороны написаны загадки*

-Дети, интересно узнать, что внутри коробки? Тогда скорее ставьте стулья полукругом на ковер и присаживайтесь поудобнее.

*Открываю коробку, показываю детям изображения весенних цветов*.

-Ребята, смотрите какие красивые цветы находились внутри коробки, а еще там были загадки для вас? Вы любите загадки?

Интеллектуальная разминка:

-Отлично, тогда слушайте первую загадку:

Я раскрываю почки,

в зелёные листочки.

Деревья одеваю,

посевы поливаю.

Движения полна,

зовут меня. (Весна).

*После каждого ответа детей на загадку, вывешиваю на доску иллюстрацию с ответом, т. е. наглядный показ*.

Все деревья спят зимой

Просыпаются весной

Ну, а раньше, чем листочки

Набухают. Это … (Почки).

Появился из-под снега.

Увидал кусочек неба.

Самый первый, самый нежный,

Чистый, маленький… (Подснежник).

Звенят, поют, торопятся

В весенние деньки,

И в реки устремляются.

Со звоном (Ручейки).

Пробиваюсь я в апреле –

Все поля позеленели!

Покрываю, как ковер,

Поле, луг и школьный двор… (Трава).

Синяя сосулька плачет,

Но от солнца нос не прячет.

И весь день под птичью трель

Кап-кап-кап – звенит… (Капель).

-Ребята, кто мне скажет, что такое капель? Капель – это капли воды, которые образуются, когда капает вода с сосулек, (капель-капелька) когда снег растаял.

Основная часть:

-Ребята, подскажите, каким, одним словом, можно объединить все эти загадки? Правильно. Сейчас на улице апрель – это замечательный месяц весны, когда природа оживает и просыпается. Солнышко пригревает сильнее, снег почти везде растаял и бегут ручейки.

-Ребята, помимо загадок, есть огромное количество, песен, рассказов, стихов про весеннее время года.

Словарная работа:

В стихотворениях нам встретятся новые слова, давайте с ними познакомимся: 1) Густой валежник – это упавшие на землю в лесу стволы деревьев или их части: сучья, ветви, сухие и гниющие. 2) Сонный брег – это берег замерзшей реки. 3) Гласят – говорят, шумят; 4) Блещут – блестят; 5) Гонцы – в старину так называли человека, которого посылали куда-то со срочным известием.

*К каждому слову – наглядный показ, иллюстрация, описывающая слово*.

-Давайте все вместе, еще раз назовем эти слова.

*Дети повторяют новые слова за педагогом*.

Предлагаю познакомиться со стихотворением Самуила Маршака «Апрель»:

Апрель! Апрель!

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь густой валежник.

Стали птицы песни петь

И расцвел подснежник.

*На доску вывешивается портрет каждого автора, для ознакомления детей*.

-Какое настроение у вас вызывает это стихотворение? Объясните полно, почему?

-Кто мне напомнит, что такое капель?

-Мы с вами знакомились только что со словом «валежник», что же это такое?

*При необходимости, напоминаю детям, показывая иллюстрацию к словарной работе*.

-Отлично, тогда знакомимся со следующим стихотворением Федора Ивановича Тютчева «Весенние воды»:

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут, и гласят.

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!»

Весна идет, весна идет!

И тихих, теплых, майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

-Ребята, кто мне подскажет, о чем это стихотворение. Молодцы, вы правильно ответили на вопрос.

-Какие новые слова вы услышали в этом стихотворение? Что они значат? Напоминаю, что отвечаем по поднятой руке, полно. Молодцы!

*При необходимости помогаю и подсказываю*.

-Ребята, у нас осталось последнее на сегодня стихотворение Ивана Алексеевича Белоусова «Весенняя гостья»:

Милая певунья,

Ласточка родная,

К нам домой вернулась,

Из чужого края.

Под окошком вьётся

С песенкой живою:

«Я весну и солнце

Принесла с собою».

-Дети, про какую птицу идет речь в стихотворение? Правильно, весенняя гостья – ласточка, которую также называют «вестницей весны».

Физкультминутка:

Давайте немного отдохнем, выходите на середину группы.

Проводится физкультминутка на тему «Пришла весна»:

Солнце, солнце высоко

Нам от солнышка тепло

Тает снег от лучей,

Звонко побежал ручей,

Вы за ручейком бегите,

Лужи все перешагните.

Дидактическая игра:

-Молодцы, ребята! Возвращайтесь на свои стулья.

Предлагаю поиграть в игру под названием «Весенние слова». Я называю слова, бросаю кому-то из вас мяч, а вам необходимо поймать и отгадать, о чем шла речь. Напоминаю, что мяч мы кидаем аккуратно, а также внимательно слушаем и отвечаем полным, развернутым ответом.

Голубое, чистое, ясное, весеннее, безоблачное — … (небо). Яркое, золотое, тёплое, ласковое — … (солнце). Первые, молодые, зелёные, клейкие — … (листочки). Перелётные, зимующие, весенние, хлопотливые, поющие — … (птицы). Белые, пушистые, кудрявые, плывут по небу — … (облака). Весенняя, звонкая, прозрачная, холодная — … (сосулька).

Заключительная часть:

-Ребята, чем мы сегодня занимались? Правильно, мы отгадывали с вам загадки, что находились в коробке с цветами. Читали стихотворения таких авторов, как: С. Маршак, Ф. И. Тютчев, И. А. Белоусов.

-Напомните, какие новые слова мы с вами узнали, читая стихотворения? Правильно.

-Поиграли в игру «Весенние слова», каждый справился отлично, продолжил грамотно и складно предложение.

-Дети, вы молодцы! Наше с вами занятие закончено.

*Прошу пойти и помыть руки, просмотреть свое рабочее место*.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино». Реализация содержания программы.

Конспект непосредственно-организованной деятельности по развитию речи в старшей группе «Рассказ о весне» Цель: формировать умение составлять описательный рассказ с опорой на схему. Задачи: • Закреплять знания о времени года «Весна», о характерных.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Чтение рассказа Ушинского «Дедушка»Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Чтение рассказа Ушинского «Дедушка» Автор: Матюшина Наталья Сергеевна, воспитатель МБДОУ д/с №30 г. о. Кинешма, г. Кинешма Ивановской области, год выполнения работы 2023,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи «Чтение стихов о весне» в старшей группе
Опубликовано: 9 апреля 2024 в 00:10
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД