Светлана Абрамова
Конспект занятия по развитию речи «Посуда» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей:
познание: расширять представления детей о предметах посуды.
социально -коммуникативное развитие : вступление в диалог с взрослыми и друг другом, внимательно слушать собеседника, не перебивать товарища. учить приходить другу на помощь.
речевое развитие : К. Чуковский «Федорино горе».
физическое развитие : физкультминутка, пальчиковая гимнастика.
Цели и задачи:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Посуда“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
образовательные: систематизировать и обобщить знания детей о посуде, ее назначении; материала, из которого она сделана; формировать понятия: чайная, столовая, кухонная; уточнять и активизировать словарь по теме «Посуда»; совершенствовать навыки собирать из мелких частей целую картинку.
развивающие : развивать связанную речь, логическое мышление, память, воображение, зрительное восприятие и внимание, координацию речи с движением; мелкую моторику рук; усидчивость.
воспитательные: создать условия для закрепления навыков культурного общения, уметь поддерживать разговор, здороваться, прощаться; формировать навык сотрудничества, взаимодействия в игре и на занятии; взаимовыручку.
Оборудование: игрушки, различные предметы кукольной и детской посуды, картинки с предметами посуды, разрезные картинки.
Предварительная работа: чтение сказки К. Чуковский «Федорино горе», рассматривание иллюстраций, беседа по прочитанному., рассмотреть кукольную и настоящую посуду, пояснить, для чего нужна та или иная посуда и как она называется.
Методические приемы: проблемная ситуация, игровая ситуация, д/и, пальчиковая гимнастика, физкультминутка, беседа, вопросы, ситуативные разговоры.
Ход занятия:
Организационный момент: Игра «Волшебная шкатулка»
Воспитатель: Сегодня по дороге в детский сад я встретила почтальона и он мне передал вот такую шкатулку и попросил передать ее детям подготовительной группы. Шкатулка эта волшебная, чтобы узнать что там находиться нужно, опустить руку в шкатулку нащупайте один предмет, ощупайте его и скажите, что это, как вы догадались об этом.
Ответы детей : Я нащупал чайник., вилку, ложку, чашку, блюдце….
Воспитатель: Молодцы! Вы все угадали предметы и хорошо рассказали о каждом из них. А теперь подумайте, как назвать эти предметы одним словом?
Дети: Посуда.
Воспитатель: Правильно, а для чего нужна посуда, вы знаете?
Дети: В посуде готовят и хранят еду, из посуды едят.
Воспитатель: О посуде, её назначении, материалах из которых её делают, о частях из которых она состоит, мы и будем говорить сегодня.
Игра называется «Магазин»
Воспитатель:». Мы с вами пришли в отдел, где продаётся посуда. Перечислите какая посуда стоит на первом подносе.
Дети: Чайник, чашка, блюдце, сахарница.
Воспитатель: Эта посуда нужна для того чтобы пить чай. Её называют чайная посуда. Повторите это название.
Воспитатель: Теперь перечислите названия посуды, которая стоит на втором подносе.
Дети: Тарелки, супница, вилка, ложка, нож.
Воспитатель: Правильно. Этой посудой пользуются за столом во время обеда. Её называют столовой посудой. Повторите, как она называется?
Воспитатель: И, наконец, назовите посуду, которая стоит на третьем подносе.
Дети: Кастрюля, сковорода, половник, нож кухонный.
Воспитатель: Правильно. Эта посуда нужна на кухне. В ней готовят пищу. Её называют кухонная посуда. Повторите и это название.
Воспитатель: А теперь повторите ещё раз, как называется посуда на каждом подносе.
Дети: На первом подносе находится чайная посуда, на втором подносе – столовая посуда, а на третьем подносе – кухонная посуда.
Воспитатель: Верно, а теперь давайте поиграем.
Игра «Что изменилось?»
Воспитатель:Посмотрите ещё раз на витрину и запомните, что где стоит, а потом закройте глаза.
Воспитатель: Открываем глаза, посмотрите, что изменилось?
Игра «Поможем Федоре»
Воспитатель: Ребята послушайте отрывок из стихотворения К. И Чуковского «Федорино горе» и запомните о какой посуде в нём говорится.
Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
И помчались по улице ножи:
«Эй, держи, держи, держи!»
И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
«Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу!»
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит …
А за ними блюдца-блюдца -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
Вдоль по улице несутся -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
И бежит, бренчит, стучит сковорода:
«Вы куда? Куда? Куда?
А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки.
Скачут по дорожке.
А за ними вдоль забора
Скачет бабушка Федора:
«Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
Воротитеся домой!»
Мимо курица бежала
И посуду увидала :
«Куд-куда! Куд-куда!
Вы откуда и куда!»
И ответила посуда :
«Было нам у бабы худо,
Не любила нас она,
Била, била, нас она,
Запылила, закоптила,
Загубила нас она!»
Воспитатель: Ребята, у бабушки Федоры горе от неё сбежала посуда, давайте назовём какая посуда сбежала от Федоры.
Дети: От Федоры сбежало сито, корыто. От Федоры сбежала кастрюля, сковорода, сбежал чайник, сбежали блюдца, вилки, чашки, ложки.
Воспитатель: Почему от Федоры сбежала посуда?
Пальчиковую гимнастика «Помоем посуду»
Воспитатель: Давайтепоможем Федоре помыть посуду.
Раз, два, три, четыре, (удары кулачками друг о друга)
Мы посуду перемыли : (одна ладонь скользит по другой)
Чайник, чашку, ковшик, ложку (загибают пальчики, начиная с большого)
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли : (одна ладонь скользит по другой)
Игра «Лото. Посуда»
Ответы детей : Я буду мыть кастрюлю, я буду мыть чашки и. т. п.
Игра «Разбитая посуда»
(Предложить детям самостоятельно собрать из предложенных фрагментов по образцу посуду.)
– Ребята, помогите мне, пожалуйста, склеить посуду, которую разбила Федора. (Детям выдаются разрезные картинки).
Физминутка
Мы тарелки дружно мыли
Вот так. Вот так. (Дети имитируют мытье посуды)
А потом их вытирали и на полку убирали.
Вот так. Вот так. (Тянутся на носочках, подняв руки вверх)
А потом мы отдыхали,
дружно, весело плясали. (Пляшут под музыку)
Перемыли всю посуду, посуда стала чистая, так и хочется назвать ее ласково.
Игра с мячом «Назови ласково»
Чашка-чашечка, ложка-ложечка и т. д.
Воспитатель: - Для чего нужна посуда? Ответы детей.
Если б не было посуды,
Нам пришлось бы очень худо.
Мы бы тут же из людей
Превратились в дикарей:
Брали мясо бы руками,
Разрывали бы зубами,
Пили воду бы в реке
Или в грязном ручейке.
К счастью, помогает всюду
Нам различная посуда :
На неё еду кладут,
Из неё едят и пьют.
Воспитатель: Ребята, мы с вами уже знаем, что посуда бывает кухонная, столовая и чайная, давайте поможем Федоре поставить посуду на место :
кухонную – на плиту, столовую на стол, чайную – в буфет
Ответы детей : Я поставлю чайник на плиту, потому что это кухонная посуда.
Воспитатель: Молодцы ребята, навели порядок, помогли Федоре, я думаю, что теперь она будет обращаться с посудой хорошо, будет её беречь, и не будет её больше обижать.
А в знак благодарности Федора оставила для вас мешочек, а мешочек не простой волшебный с загадками, вы готовы их разгадать?
Воспитатель читает загадки:
Если я пустой бывают
Про тебя я забываю.
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду. (Ложка)
Из горячего колодца
Через нос водица льётся. (Чайник).
Скажите, как назвать её
Все в дырках зубы у неё,
Но свёклу, редьку, хрен, морковку
Она перетирает ловко. (Тёрка).
Сделаны они все из стекла
Предназначены для лимонада сока, чая молока. (Стаканы).
Деревянная темница - А в ней хлеб всегда
хранится. (Хлебница).
Чайника подружка
Имеет два ушка
Варит суп для Юли
Зовут …. (Кастрюля)
Есть и ручка у нее
Есть и стенки есть и дно
Очень хрупкая бедняжка
Вскм известно это (Чашка)
Воспитатель: Молодцы ребята, и с загадками вы справились.
А сейчас представьте, что вы все мастера – умельцы и изготовили посуду из разного материала. Я буду называть материал из которого сделана посуда, а вы должны сказать, какая посуда из него получилась :
Ложка из дерева – деревянная ложка,
Стакан из стекла – стеклянный стакан,
Миска из пластмассы – пластмассовая миска,
Горшок из глины – глиняный горшок,
Чайник из металла – металлический чайник,
Чашка из фарфора – фарфоровая чашка,
Блюдце из фарфора - фарфоровое блюдце.
Воспитатель: Молодцы ребята, хочу вас похвалить и поблагодарить, вы все так хорошо отвечали, играли в игры,а сейчас я приглашаю вас пройти в мини музей «Посуды»