МААМ-картинки

Конспект занятия по развитию речи. Рассказывание по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»

Елена Солдатенко
Конспект занятия по развитию речи. Рассказывание по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»
▼ Скачать + Заказать документы

В гостях у художника. Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».

Цель:

- учить составление описательные рассказы по пейзажной картине;

- учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать;

Публикация «Конспект занятия по развитию речи, Рассказывание по картине А, Саврасова „Грачи прилетели“» размещена в разделах

- развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы.

Словарная работа:

- обогащать словарный запас определениями, активизировать глаголы, синонимы, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения, сравнение, метафоры.

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций на тему : «Весна»;

- рассматривание репродукции картины И. Левитана «Март»;

- слушание музыкальных произведений: Х. Чайковский «Времена года» («Март», «Апрель», Вивальди «Времена года» («Весна»);

- чтение стихов о весне.

Материал:

- репродукция картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»;

- магнитофон

- картины с изображением птиц ;

- портрет художника А. К. Саврасова;

- аудиозапись «музыка колокола».

- расписной сундучок;

- репродукции картин русских художников.

1. Введение игрового момента.

(воспитатель открывает сундучок, в нём – малярная кисть и коробка гуаши.)

- Ребята сегодня мы отправимся в Страну Волшебных красок. В некотором царстве, в некотором государстве, в «Стране Волшебных красок» краски, карандаши, кисточки жили дружно, никогда не ссорились и очень любили рисовать. Поэтому у них все вокруг было ярким, красивым, красочным. Главной в этой стране была Королева Кисточка. Кощей Бессмертный с Бабой Ягой похитили Королеву Кисточку, и всё стало в стране Волшебных красок бесцветным.

Давайте отправимся в страну Волшебных красок, спасём Королеву Кисточку. А для этого необходимо выполнить задание Девочки Акварельки. Итак, вы готовы?. Первое задание это нам необходимо поприветствовать друг друга.

Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись.

Руку правую подали, руку левую пожали.

И друг друга мы обняли.

Отошли и поклонились.

Вы готовы заниматься? (ответы детей)

Будем очень мы стараться? (ответы детей)

2. В гостях у художника.

- Посмотрите на картины. На какие группы их можно разделить? (пейзаж, портрет, натюрморт).

Чтение стихотворения М. Яснова «О картинах».

Если видишь – на картине. Если видишь на картине

Нарисована река, Чашку кофе на столе,

Или ель, и белый иней, Или море в большом графине,

Или сад и облака, Или розу в хрустале,

Или снежная равнина, Или бронзовую вазу,

Или поле и шалаш, Или грушу, или торт,

Обязательно картина. Или все предметы сразу

Называется …. (пейзаж). Знай, что это … (натюрморт)

Если видишь, что с картины

Смотрит кто – нибудь на вас,

Или принц в плаще старинном,

Или вроде верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька, твой сосед,

Обязательно картина

Называется …. (портрет).

- Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились, а что же вы еще знаете? (ответы детей).

- Обратите внимание на ваших столах лежат репродукции картин разных жанров, вы должны выбрать и выставить только пейзаж, портрет, и натюрморт, чтоб у нас с вами получилась настоящая художественная галерея, а для этого мы разделимся на три группы. Ну что, готовы!.

- На столе лежат разные предметы: половник, кисточка, линейка, бумага, краски, щетка. Выберите те предметы, которые необходимы художнику.

– Ребята, отгадайте загадку.

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает.

Когда это бывает? (Весной)

- Назовите мне весенние месяцы.

- Как еще март называют в народе? (зимобором, грачовником, капельником).

После долгой зимы просыпается под теплыми солнечными лучами земля.

Снег тает, появляются проталинки. Встрепенулись деревья, освобождаясь от зимнего сна.

В воздухе чувствуется запах прелых листьев, коры деревьев, запах теплого весеннего ветерка. Возвращаются из дальних мест домой первые весенние вестники – грачи.

2. Рассматривание и рассказывание по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

- Сейчас, я буду читать текст с пропуском слов – названий птиц. Там, где я сделаю паузу, вы должны по смыслу догадаться, о какой птице идёт речь.

Ярко светит мартовское солнце. Возле лужицы чирикают, суетятся, дерутся …. (воробьи). На заборе вертят головами, качают хвостами, трещат длиннохвостые …. (сороки). На проталинках в поле и в лесу ходят иссиня – чёрные с белыми носами… (грачи). Около старого скворечника распевают звонкую песенку… (скворцы). Они умеют подрожать голосам многих птиц.

-Рассмотрите изображение птиц : воробьи, сороки, грачи и скворцы.

- какие слова помогли вам узнать птиц?

3. Физкультминутка:

- Ребятки, давайте, немного с вами отдохнём. Для этого нам необходимо превратиться в птичек, и полетать стайкой.

Вылетайте, птички, на лужок,

Быстро делайте кружок.

Мы играем в стайку.

Стайка полетай – ка!

Полетели птички. (Бежать на носочках по кругу друг за другом)

Птички – невелички (размаивать руками, как крыльями)

Птички летают.

Устали не знают. (2 раза)

Стоп!

Сели птички на дорожку. (присесть, развернувшись лицом в круг)

Поклевали птички крошки: (стучат указательными пальцами, как клювом по полу)

«Клюю- клюю – поклюём.

Потом песенку споём». (встаём лицом в круг)

Звучит музыка «Колокольный звон».

- Ребята, что вы сейчас слышите?

- Верно, ребята, это колокольный звон, а звучит он с картины выдающегося русского художника Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели».. (звучит музыка Сеанс – сан-с Лебедь).

- что же интересного увидел художник и изобразил на своей картине? (он увидел, как на берёзы опустилась стая грачей, как они шумят и радуются, вернувшись в свои старые гнёзда.)

- Сегодня с вами мы будем разговаривать о птице грач.

- Скажите мне пожалуйста как называется этот жанр картины?.

- Ребята. расскажите о грачах. Что они делаю? (ремонтируют гнёзда; внизу, у корней березы, грач нашел веточку и держит её в клюве. Грачи радостные, весёлые. Смешные, шумливые. Они громко кричат разговаривают на грачином языке делятся впечатлениями о далёком путешествии с юга на родину. Они счастливы. Что наконец-то вернулись домой. Они рассказывают друг другу о своих планах на будущее, как они обустроят свои гнёзда, вырастят своих птенцов, будут их учить летать.)

- А как вы думаете, почему грачи выбрали именно это место для гнёзд? (здесь спокойно, тихо, здесь красиво. Это окраина села, видно несколько деревянных домиков, белокаменную церковь. За домами видна долина с потемневшим снегом, вдалеке лес.)

- Какие деревья выбрали грачи? (грачи выбрали старую, корявую берёзу. Она толстая, ветки упругие, гнёзда надёжно укреплены. Когда распустятся листья, гнёзд не будет видно в густой кроне дерева.)

- ребята, посмотрите внимательно, а если на картине солнце? Как вы догадались? (Солнце скрылось за облаками. Оно еще не яркое, ленивое, чуть – чуть просвечивается сквозь облака. На снегу видны тени от берёз. Чувствуется, что снег тает под тёплыми лучами солнца. Солнце то выглянет, то опять спрячется за прозрачными облаками).

- Ребята, а что можно сказать о небе? Какое оно весеннее небо? (небо покрыто голубовато – серыми тучами. Оно низкое, густое, холодное. Но лучи солнца освещают облака и кажется, что вот –вот облако растает, и солнце будет ярко освещать весеннюю землю.)

- Ребята, расскажите, каким вы видите снег? (потемневшим, рыхлым, холодный, мокрым, подтаявшим, печальным).

- Что чувствуете когда смотрите на картину? (немного холодно, радостно, ожидание солнца, тепло весны, легкая печаль по уходящей весне).

- Ребята, давайте по картине подберём слова – приятели к следующим понятиям:

• Весной природа пробуждается (оживает, просыпается)

• Открыли весну (принесли) грачи

• На проталинах появляются их темные (черные) стаи

• Зиму грачи провели на юге нашей большой (необъятной, громадной) страны

• По дороге (по пути) они не раз попадали в жестокие (злые, сильные) метели.

• Многие птицы выбивались из сил (уставали) и погибали (умирали) в пути.

• Первыми долетели самые сильные (крепкие, выносливые) грачи.

• Теперь они расхаживают (бродят, гуляют) по дорогам и ковыряют крепкими носами (клювами) землю.

• В стороне расхаживает одинокий грач (гуляет, шагает, ходит, бродит)

• Снег мокрый (влажный, сырой)

• Воздух чистый (прозрачный, хрустальный)

• Поля потемнели (почернели)

Грачи строят (вьют, сооружают, возводят, обустраивают) себе гнезда

• Березки кривые (гнутые, корявые)

Грачи спешат (торопятся) построить гнезда

• Березки, словно живые протягивают друг другу свои озябшие (замершие, оцепеневшие) ветви.

- Ребята, вам понравилась картина Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели» ?

- Кто желает по этой замечательной картине сочинить свой рассказ? Рассказать о солнце, о небе, о наступившей весне и уходящей зиме, о берёзе и о крикливых грачах. Постарайтесь рассказать, не спеша, выразительно, голосом передавая своё настроение и отношение к главным персонажам.

Дети по желанию рассказывают по картине, придумывая название рассказа.

Пример рассказа : На картине начало весны. Тает снег. Талая вода стекает в овраг. На синем небе нет солнца. Всюду неяркий весенний свет. На деревьях хлопочут грачи. Птицы обживают себе гнёзда.

На окраине маленького села возвышается небольшая колоколенка. К синему с высокими облаками небу тянутся еще голые ветки берез. На них с шумом и граем опускается стая грачей. Лед на пруду растаял, да и снег потерял уже свою зимнюю чистоту и пышность. Картина нарисована в темных тонах, весна наступает медленно. Кажется, что эта молодая красавица просто плохо выспалась. Она немного хмурится и потягивается в своей пуховой постели. На ваших глазах происходит великое чудо пробуждения весны.

Подведение итогов:

- Скажите мне пожалуйста, о каких жанрах картин мы сегодня разговаривали?

_ По какой картине м сегодня работали?

- Что мы узнали о ней?

- Кто был главным сюжетом в этой картине?

- Ребята, посмотрите внимательно на экран, здесь изображены такие чувства, как скука, злость, радость, восхищение. Так скажите мне пожалуйста какие чувства у вас сегодня вызвало наше занятие а наблюдение по картине?

Мы выполнили с вами все задания девочки Акварельки: побывали в стране Волшебных красок и спасли Королеву Кисточку. Жители этой страны благодарят нас за это.

Публикации по теме:

Конспект по развитию речи занятия в подготовительной группе на тему «Рассказ по картине А. Н. Саврасова «Грачи прилетели». Цель: уточнить знания детей о весне и прилетающих птицах. Задачи: - напомнить детям о приходе весны; - научить замечать признаки весны;.

Конспект занятия по развитию речи «Рассказывание по картине «Лиса с лисятами», «Звуковая культура речи, звук Л (ЛЬ)»» .

Конспект занятия по развитию речи». Рассказывание по картине «В школу» Задачи: 1. учить детей составлять сюжетный рассказ по картине, используя приобретенные ранее навыки построения сюжета; 2. самостоятельно.

Конспект занятия по развитию речи средней группе Рассказывание по картине «Кошка с котятами» Цель: помогать детям рассматривать и описывать картину в определенной последовательности. Продолжать учить придумывать название картине.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Рассказывание по картине «Две сестры» Цель: Учить детей составлять последовательный рассказ Задачи: • Развивать внимание, воображение; • воспитывать доброжелательность, сдержанность;.

Конспект занятия старшей группы по развитию речи «Рассказывание по картине «Куры» Конспект занятия старшей группы по развитию речи «Рассказывание по картине «Куры» Программное содержание: Связанная речь: учить детей составлять.

Познавательная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе «Рассказывание по картине «Ежи» Конспект НОД по развитию речи:"Рассказывание по картине "Ежи" и художественно-образовательной деятельности :Рисование "Большие и маленькие.

Составление рассказа по картине Саврасова А. К. «Грачи прилетели» в подготовительной группе детского сада Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие Цели:.

Занятие по изобразительному искусству «Знакомство с картиной А. К. Саврасова «Грачи прилетели»Занятие по изобразительному искусству «Знакомство с картиной А. К. Саврасова «Грачи прилетели» Цель занятия: познакомить детей с картиной А. К. Саврасова "Грачи прилетели". Задачи занятия: 1. Познакомить с жизнью и творчеством художника.

Занятие по развитию речи «Грачи прилетели» Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе Тема: Составление описательного рассказа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи. Рассказывание по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»
Опубликовано: 21 сентября 2016 в 18:10
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи. Рассказывание по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Солдатенко (УИ 803027) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД