Лучший педагог года

Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «В гостях у Иван Иваныча Самовара»

Айгюн Махмудова
Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «В гостях у Иван Иваныча Самовара»

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 12 г. Сердобска

Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) на тему:

«В гостях у Иван Иваныча Самовара»

Воспитатель: Махмудова Айгюн Махир кызы

Цель: создать условия для формирования навыков связной речи, как средства общения и культуры.

ОО «Речевое развитие»

Публикация «Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста „В гостях у Иван Иваныча Самовара“» размещена в разделах

Способствовать совершенствованию развития связной речи детей, посредством диалогической речи;

Активизировать и обогащать словарь детей словами: самовар, чаепитие, традиция, купчиха и др. ;

Развивать умение правильно проговаривать окончания существительных множественного числа;

Упражнять в умении образовывать прилагательные от существительных;

Формировать умений составлять описательные рассказы.

ОО «Познавательное развитие»

Расширять представление детей об окружающем мире;

Воспитывать интерес к истории своего народа, приобщая дошкольников к русской народной культуре.

ОО «Художественно-эстетическое»

Способствовать развитию эмоциональной отзывчивости, фантазии, творческих способностей дошкольников при рассматривании картины.

Материалы и оборудование: картина Б. Кустодиев «Купчиха за чаем»; стол с самоваром, с посудой, сделанной из разных материалов, мяч, коробка, мешочки с сухими листьями смородины, малины, липы, мята, земляника.

Ход занятия:

Воспитатель: дети, хотите, я подарю вам огромное «здравствуйте». Тебе, Маша, я насыплю в кармашек горсточку «здравствуйте» сладкого – сладкого, как сахар. А Саше подарю «здравствуйте» жаркого, как солнышко. А вам, дети, какое хочется подарить «здравствуйте»? ( Ответы детей: волшебное, смешное, ласковое, теплое). Дети дарят «Здравствуйте» друг другу Воспитатель: Молодцы! (Обращает внимание на картину Б. Кустодиева «Купчиха за чаем») Воспитатель: посмотрите, какая интересная картина (заинтересованно смотрит). Мне очень нравится, она такая яркая, выразительная. А вам? (Ответы детей) Воспитатель: (вопросы) - Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей) - Что происходит на этой картине? (Ответы детей - там вечер, тетя пьёт чай из самовара, она гладит котёнка и тд.) - Как бы вы назвали эту картину? Ответы детей - («Котик и женщина», «Тётя пьёт чай из самовара» и тд.)

Воспитатель: (подводит итог) Женщина пьет чай из самовара. На столе сладкий арбуз, зелёный виноград и другие фрукты. Женщина очень красивая и добрая. Она гладит котёнка. Вы придумали очень красивые названия картины. Как называется профессия людей, которые пишут картины? Дети: художники. Воспитатель: эту картину написал художник Б. Кустодиев, она называется «Купчиха за чаем». Купчихой в давние времена называли богатых женщин. Вы уже обратили внимание, из чего она пьёт чай. (Из чашки) От куда она налила чай в чашку? (Из самовара). (Обращает внимание детей на стоящий на столе самовар). Воспитатель: это русский самовар. Как вы думаете, почему назвали самовар «самоваром»?

( Ответы детей: сам варит).

Воспитатель: правильно «Сам варит» - отсюда и слово произошло «самовар».

Самовар - это предмет народного быта, он предназначен для разогрева воды. Наши талантливые предки и тут проявили себя, в городе Тула изобрели самовар. Вода в нем быстро закипала и долго не остывала, а для растопки годилось все: и щепочки и шишки. Их поджигали, надевали на трубу сапог, чтобы снабжать ее воздухом, щепки горели, и вода вокруг этой трубы быстро закипала и долго не остывала. Воспитатель: сейчас мы все превратимся в самовары. Артикуляционная гимнастика: представьте, что вы – вода в самоваре. Что произойдет с водой, когда она начнет нагреваться, а потом закипит. (Дети имитируют кипение воды быстрыми, хаотичными движениями губ). Воспитатель: (проговаривает скороговорку) Самовар-самохвал варил, варил да не доваривал. Предлагает детям проговорить вместе сначала медленно, затем быстрее, шёпотом, громко. (Дети говорят все вместе, затем индивидуально в разном темпе).

Воспитатель: дети, хотите рассмотреть самовар поближе? (Дети рассматривают). - Какой самовар?

(Ответы детей - Блестящий, красивый, пузатый, железный.)

- Что есть у самовара?

(Крышка, дно, стенки, кран.)

- Сколько ручек у самовара, и из чего они сделаны?

(две ручки, сделаны из дерева.)

- А кто знает, почему ручки у самовара деревянные?

(чтобы не обжечься.)

- Посчитайте, сколько ножек у самовара

(четыре ножки.)

- А для чего нужен самовар?

(В нём кипятят воду, а потом пьют чай.) Воспитатель: кому самовар очень сильно понравился, и кто хочет составить про него рассказ? (Дети составляют описательный рассказ о самоваре 2-3 ребёнка). Воспитатель: дети, у кого из вас дома есть самовар? А кто пил чай из самовара? (Ответы детей.)

Какие пословицы о чае вы знаете?

Ответы детей:

Чай пить — до ста лет жить.

Чай крепче, если он с добрым другом разделён.

Где есть чай, там под елью рай. Чай пить – долго жить. Приходите к чаю – пирогами угощаю. Чай не пьёшь – какая сила? Чай попьёшь – другое дело. Воспитатель: много пословиц вы назвали, и, наверное, устали, мы немного отдохнё м и поиграем в игру: «Чего у меня много» (дети становятся в круг, у воспитателя мяч) Тарелка - тарелок

Сковородка - сковородок

Кастрюля - кастрюль

Чайник - чайников

Нож - ножей

Чашка - чашек

Вилка - вилок

Самовар - самоваров

Кружка - кружек

Стакан - стаканов

Ложка-ложек Воспитатель: (дети подходят к столу, на нём стоят предметы посуды, сделанные из разного материала, показывает предметы) - Из чего сделана чашка? Дети: чашка сделана из фарфора - она фарфоровая

Блюдце сделано из фарфора - оно фарфоровое

Чайная ложка сделана из металла - она металлическая

Сахарница сделана из стекла - она стеклянная

Чайник сделан из металла - он металлический

Кувшин сделан из глины – он глиняный

Самовар сделан из железа - он железный Воспитатель: правильно ответили и у меня для вас есть ещё одна интересная игра, хотите в неё поиграть? Игра называется «Угадай по запаху», в мешочках находятся листья растений, которые тоже можно добавлять в чай. Он становится от этого вкуснее и полезнее. (Воспитатель открывает коробку, в которой лежат мешочки с сухими листья смородины, малины, земляники, мяты, липы, дети достают мешочки и отгадывают по запаху, что в них находится). – Выберите для себя мешочек и определите по запаху, листья какого растения находятся в нём и расскажите, что вы знаете об этом растении. (Дети определяют, листья какого растения в мешочке и составляют короткие рассказы)

Воспитатель: скажите, пожалуйста, что интересного вы сегодня узнали? Какими знаниями о самоваре, о чае вы поделитесь дома с родителями, со своими братьями и сёстрами? Что расскажете своим друзьям?

Публикации по теме:

Конспект открытого интегрированного занятия по ФЭМП и развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Поможем Машеньке»Конспект открытого интегрированного занятия по ФЭМП и развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Поможем Машеньке» Цель: формировать у детей элементарные математические представления с помощью заданий по математике и развитию речи. Приоритетная образовательная.

Конспект открытого занятия по развитию речи «Дикие животные Югры» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект открытого занятия по развитию речи «Дикие животные Югры» для детей старшего дошкольного возраста Конспект открытого занятия по развитию речи на тему «Дикие животные Югры» для детей старшего дошкольного возраста. Мигранова Э. Ф. Цель:.

Конспект занятия по развитию речи «Защитники Отечества» для старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по развитию речи «Защитники Отечества» для старшего дошкольного возраста Цель: Развивать связную речь и обогащать у детей словарный запас по теме «Защитники Отечества». Задачи Образовательные: - Познакомить.

Конспект занятия по развитию речи «Пересказ сказки «Лиса и рак» для старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по развитию речи «Пересказ сказки «Лиса и рак» для старшего дошкольного возраста Цель: Учить связно и последовательно составлять описательный рассказ по картине без помощи вопросов воспитателя. Задачи: - связная речь:.

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в подводное царство» для детей старшего дошкольного возраста Ход НОД. Подзываю детей к себе и предлагаю прочитать письмо, которое прислала Русалочка: «Дорогие ребята! Я приглашаю вас к себе в гости.

Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Пересказ рассказа «Осень» по И. Соколову-Микитову»Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Пересказ рассказа «Осень» по И. Соколову-Микитову» Цель: Создать условия для формирования навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы Задачи: 1. Формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «В гостях у Иван Иваныча Самовара»
Опубликовано: 20 января 2024 в 21:32
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД