Искалиева Мастура Мажитовна
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление новых слов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели занятия : 1. Учить подбирать и употреблять в речи слова с обобщающим значением. 2. Обогащать словарный запас детей синонимами и антонимами, уметь подбирать примеры. 3. Вспомнить и назвать сказки по сказочным героям, развивать фантазию и речевое творчество детей
Ход занятия : Ребята встают полукругом. Воспитатель – в центре с мячиком в руках. Воспитатель: Ребята!Давайте подумаем, как вы хотели бы, чтобы вас называли в группе и как вас ласково называет мама. Передавая мячик, пожалуйста, громко и чётко назовите ласково своё имя. Дети передают мячик друг другу и называют ласково свои имена (Света – Светочка, Дамир - Дамирчик, Данил - Данилка). Воспитатель: Ребята! Но ласково можно называть не только людей, но и предметы, которые нас окружают. Давайте попробуем. поиграем в игру «Назови ласково».(Воспитатель называет слово и передаёт мяч ребёнку, который образует от него уменьшительно-ласкательную форму. Например, стул – стульчик, кофта - кофточка, тарелка - тарелочка, книга - книжка и т. д.) А теперь займем свои места за столами. На прошлом занятии мы с вами вспоминали слова, которые называются синонимами, то есть слова, которые близки по значению. давайте вспомним такие слова (Дети подбирают синонимы к словам «враг» Недруг, неприятель, противник, злоумышленник, недоброжелатель, ненавистник, обидчик, 2. «трудиться» Заниматься Работать Стараться Упражняться Усердствовать 3. "лентяй"Бездельник, белоручка, вертопрах, лежебок, лежень, ленивый, лодырь.) Воспитатель: Сегодня мы с вами поработаем над словами работать – бездельничать. Какие, ребята, это слова по смыслу, по значению? Как называются такие слова? Просит одного из детей дать определение антонимов, привести примеры.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Составление новых слов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Воспитатель: Давайте, ребята, попробуем подобрать антонимы, то есть слова, противоположные по смыслу к данным словам : день – ночь; добрый – злой; вперёд – назад; вежливый – грубый; трудолюбивый – ленивый; высоко – низко; аккуратный – неряшливый; узкий – широкий; верх – вниз; вправо – влево; друг – враг; храбрец – трус. Послушайте стихотворение и помогите мне его закончить. «Скажу я слово «высоко», а ты ответишь… (низко). Скажу я слово «далеко», а ты ответишь… (близко). Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты… (храбрец). Теперь «начало» я скажу,- Ну, отвечай… (конец!» Воспитатель в конце игры в антонимы хвалит детей. Воспитатель: Посмотрите теперь, ребята, на мольберт. Давайте вспомним стихотворение Ирины Токмаковой «Рыбка, рыбка, где ты спишь?» На мольберт поставить две демонстрационные картинки. Воспитатель: Ребята! Кто из вас может прочитать нам это стихотворение? Пожалуйста, ответы. «Рыбка, рыбка, где ты спишь?» Ночью темень. Ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты спишь? Лисий след ведёт к норе, След собачий - к конуре. Белкин след ведёт к дуплу, Мышкин - к дырочке в полу. Жаль, что в речке, на воде, Нет следов твоих нигде. Только темень, только тишь. Рыбка, рыбка, где ты спишь? Я не случайно вызвала к мольберту (имя ребенка). Она очень хорошо прочитала это стихотворение и выделила голосом все окончания в словах. Давайте вместе повторим: у лисы – след лисий. (Голосом подчеркнуть окончание прилагательного). Воспитатель с помощью мячика проводит игру «Чей след?» Дети передают мяч друг другу, говорят ответ: Медведь - медвежий, курица - куриный, гусь - гусиный, Кролик - кроличий, голубь - голубиный, Лошадь – лошадиный Кошка – кошачий, Воспитатель: Из стихотворения мы узнали, что животные живут в домиках. Как же называются их домики? С помощью мяча проводится игра «Кто где живёт?» : муравей – в муравейнике, птичка – в гнезде, медведь – в берлоге, пчёлы – в улье, лиса – в норе, белка – в дупле, волк - в логове, бобр – в хатке, на плотине, собака – в конуре, курица – в курятнике, овца – в овчарне, конь – в конюшне. Воспитатель: А вы, ребята, где живете? Кто может назвать свой домашний адрес? Заслушивают ответы 3 - 4 детей. В конце игры нужно похвалить ребят.
Физминутка «На лесной опушке в ряд». На лесной опушке в ряд Звери делают зарядку. Заяц головой вращает – Мышцы шеи разминает. Делает старательно каждое движение – Очень ему нравится это упражнение. Полосатенький енот изображает вертолет – Лапками машет назад и вперед, Словно собрался в далекий полет. Серый волк немного сонный, Выполняет он наклоны.
Ты, волчишка, не ленись, Вправо-влево поклонись, А потом вперед-назад Получишь бодрости заряд. Медвежонок приседает, От пола пятки отрывает. Спину держит прямо-прямо, Как учила его мама. Ну а белки, все маячут Дружно прыгают и скачут. Дети выполняют движения по тексту. А теперь, ребята, давайте посмотрим, как вы знаете сказки. Я буду называть сказочных героев, а вы мне скажите название сказки. Слушайте внимательно: 1. Царь, три сына, Сивка-бурка, царевна – «Сивка-бурка». 2. Злая мачеха, две дочери, Дед мороз – «Морозко». 3. Царь, три сына, Иванушка, конёк-горбунок, царевна – «Конёк-горбунок». 4. Царь, три сына, стрела, болото, лягушка – «Царевна – лягушка». 5. «Отец, мачеха, три дочери, царь, принц, фея – «Золушка». На мольберт поставить картинку с изображением лесных сказочных животных. Задание детям: внимательно посмотреть на картинку, выбрать понравившееся животное, описать его, сказать при этом, чем он отличается от других зверей. Как его называют в сказках и в каких сказках он встречается? Дети выходят и рассказывают про выбранных ими зверей. Например, лиса – хитрая, обманщица, рыжая, пушистая, очень красивый хвост, ушки на макушке. Называют её лисичка-сестричка, лиса-Патрикеевна. Встречается в сказках: «Колобок», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Лисичка со скалочкой»; мышка – маленькая, серенькая, длинный хвостик, глазки – как бусинки. Мышка-норушка. Сказки: «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба»; волк – серый волк, зубами щёлк, когда он голодный, то воет на луну, глаза злые. Серый волчище. Сказки: «Теремок», «Лисичка-сестричка и Серый волк», «Красная Шапочка». Воспитатель: Молодцы, ребята. Хорошо справились с заданием. Чем мы занимались сегодня? Что нового вы узнали