Папки-передвижки

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Ярмарка фольклора»

Наталья Котова
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Ярмарка фольклора»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Ярмарка фольклора»

Цель: закрепить знания детей о русском народном творчестве.

Воспитательные задачи: воспитывать любовь к устному народному творчеству, традициям и на основании их – патриотические чувства.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Ярмарка фольклора“» размещена в разделах

Образовательные задачи: Обогащать словарь, способствовать усвоению звукового и грамматического строя речи через знакомство с малыми формами устного народного творчества. Познакомить с характерными чертами фольклора, учить составлять небылицы.

Закреплять умение сочетать движения с речью, развивать умение доказывать и аргументировать, совершенствовать выразительность стихотворной речи.

Развивающие задачи : развивать эстетические чувства, музыкальный слух, внимание и память, мышление и воображение.

Оборудование: народные игрушки, матрешка, цветные карандаши, пять матрешек с заданиями, мяч.

Словарная работа: русская матрёшка Матрена, сарафан, платок, передник, рубаха, расписная, нарядная, красивая, разноцветная.

Ход занятия

Воспитатель:

Дети, в старину, да и сейчас проходят ярмарки

Ярмарки организовывались для того, чтобы люди из разных городов и деревень могли привести свой товар, рассказать о нем, продать и чему-то научиться, обменятся опытом, знаниями. Ещё на ярмарках люди развлекаются, общаются.

Как говорили на Руси на ярмарку ходили «Себя показать – на людей посмотреть».

На ярмарках есть весёлые скоморохи. Они наряжаются и веселят людей. В старину иногда торговцы нанимали таких скоморохов, что бы те нахваливали их товар. Они громко расхваливали товар, при этом плясали и ходили колесом, чтобы привлечь покупателей.

Дело в том, что благодаря ярмаркам на Руси расцветали различные народные промыслы, в том числе и словесные (на ярмарке сочиняли и рассказывали загадки, небылицы, сказки, пословицы и поговорки.) Все эти виды народного творчества принято называть английским словом «Фольклор» (повторите)переводится это слово:

Кто знает?

Правильно: «народная мудрость».

-Ребята хотите, мы с вами отправимся на праздник.

У наших предков было много развлечений и одно из них – карусель!

- На карусели мы и отправимся на русскую ярмарку. (Дети берутся за ленточки и произносят скороговорку).

Скороговорка:

Нас за тридевять земель

Не укатит карусель.

Но куда же без оглядки

Мчатся зайцы и лошадки?

Едем мы на карусели

От веселья и к веселью.

Воспитатель:

Вот мы и на ярмарке.

Я на ярмарке была,

Сундучок вам принесла,

Сундучок тот не простой

И товар в нем расписной.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Это русская… (матрешка).

(Ответы детей).

Беседа об истории появления русской матрёшки

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы правильно отгадали, это русская матрешка. И она пришла к нам в гости. Посмотрите и скажите, какая матрешка? (яркая, нарядная, красивая).

(Ответы детей)

- Как вы думаете, ребята, давно ли появилась матрешка?

(Ответы детей).

Воспитатель: - Появилась матрешка давно, более 100 лет назад в местечке Сергиев Посад под Москвой. Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового деревянного старичка. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам и через некоторое время появилась у нас в России. Наши мастера наградили игрушку русской красотой – черные брови, ясные глазки с длинными ресницами, румяные щечки. И нарядили в красивый расписной русский сарафан с передником, на голову повязали яркий платочек и назвали русским именем – Матрёна.

А теперь мы с вами поиграем:

Задание «Из чего какой?» (выполняется с мячом)

Дети стоят кругом

Все матрешки встали в ряд,

Вышли словно на парад.

Как вы думаете, из чего делают матрешку? (Ответы детей).

- Вы правы, матрешек делают из дерева. А сейчас мы вспомним, из каких материалов ещё изготавливают вещи вокруг нас?

(Воспитатель называет материал и бросает мяч ребенку. Ребенок, в свою очередь, образовывает прилагательное, называющее предмет, изготовленный из названного материала, и бросает мяч назад).

Свистулька из глины – глиняная.

Мяч из резины – резиновый.

Матрёшка из дерева – деревянная.

Кубик из пластмассы – пластмассовый.

Игрушка из бумаги – бумажная.

Барабан из картона – картонный.

Паровозик из железа – железный.

Шар из стекла – стеклянный.

Мишка из кожи – кожаный.

Полотенце из льна - льняное (отвечают дети)

Ложка из дерева - деревянная

Коврик из лоскутков - лоскутный

Варежки из шерсти - шерстяные

Игрушка из глины - глиняная

Воротник из меха - меховой

Солонка из бересты - берестяная

Кукла из тряпок - тряпичная

- Молодцы! Вот сколько вы знаете материалов, из которых делают необходимые для жизни вещи.

А теперь садимся на стульчики.

Ребята, а вы любите сказки? Мы с вами прочитали много сказок и сейчас проверим помните ли вы их героев и кто написал эту сказку.

- А игра называется «доскажи словечко». Я буду называть слово, а вам нужно будет добавить сказочное слово.

1. Петушок (золотой гребешок) — русская народная сказка.

2. Кот (в сапогах) — Шарль Перро.

3. Баба (Яга) — русская народная сказка.

4. Царевна (лягушка) — русская народная сказка.

5. Гадкий (утёнок) — Г. Х. Андерсен.

6. Гуси (лебеди) — русская народная сказка.

7. Жар (птица) - из сказки «Конёк –горбунок» — П. П. Ершов.

8. Красная (шапочка) — Шарль Перро.

Оч. хорошо

Воспитатель: На Руси веками существует такой жанр – как небылицы. Небылица – шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает на самом деле.

Основателями этого веселого жанра на Руси были, конечно же, скоморохи – удачливые на всякое смешное слово и песню сказители, которые играли по городам и деревням, праздникам и ярмаркам на свирелях и гудках

Предлагаю поиграть в интересную игру, которая называется «Ты мне веришь или нет?» Я произношу фразу. Если это правда, вы прыгаете, а если нет – приседаете».

• У людей три глаза.

• Вода мокрая.

• Все птицы летают

• Зимой постоянно идёт снег.

• Почтальон лечит людей.

• Чай всегда горячий.

• Конфета солёная.

• Кошка летит по небу.

А еще послушаем Лизу. Какую она знает небылицу. Бывает ли такое в жизни?

Повар готовил обед,

А тут отключили свет.

Повар леща берёт

И опускает в компот.

Бросает в котёл поленья,

В печку кладёт варенье,

Мешает суп кочерёжкой.

Угли бьёт поварёшкой.

И очень доволен он.

То- то был винегрет,

Когда починили свет.

Воспитатель: А теперь скажите из чего нельзя сварить обед?

(ответы детей).

Ну, что же, может, и мы попробуем сочинить небылицу, я говорю строку, а вы добавляете слово.

Составление небылицы.

Дядя Петя – классный повар,

Он готовит все подряд.

Если спросите любого,

Люди сразу подтвердят.

Он готовит суп из веток (ниток, салфеток табуреток таблеток, сеток ракеток жилеток конфеток)

Борщ готовит из камней (вещей, кирпичей, фонарей, карандашей, гвоздей)

Пироги печет из скрепок (кушеток, монеток)

Торт готовит из ремней (лещей, костей)

Очень вкусный винегрет

Получает из конфет (газет, монет)

К сожаленью, тот обед

Принести нам может (вред, бед)

Смешно? Правда же?

Вспомним про матрешку

Физкульт. минутка

Мы веселые матрешки, (руки на талии, покачиваемся)

Прыгаем как мячики. (прыжки на месте)

Мы ногами топаем, (ногами попоем)

Мы руками хлопаем. (хлопаем в ладоши)

Глазками моргаем, (голову в перед, моргаем глазками)

После засыпаем. (садимся на корточки, ладошки под щечку)

(Дети повторяют движения за воспитателем и после садятся за столы)

Хороводная игра «Голосок»

-Для чего люди устраивали ярмарки (–Развлекались, покупали и продавали разные товары, общались. Сочиняли и рассказывали загадки, небылицы, сказки, пословицы и поговорки.)

- Как одним словом можно назвать эти формы словесного народного творчества? – фольклор, т. е. «народная мудрость.»

Воспитатель: - За ваши правильные ответы наша матрешка хочет вас наградить. У нее есть раскраски, но они не простые, а с хитринкой. С помощью цифр вы должны раскрасить матрешку.

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Подсолнух».Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Подсолнух». Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе "ПОДСОЛНУХ" Тема: Пересказ русской народной сказки «У страха глаза.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Закрепление произношения звуков по картинкам» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Закрепление произношения звуков по картинкам» Программное содержание:.

Конспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной к школе группеКонспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной к школе группе Конспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной к школе группе по теме: «В поисках.

Конспект занятия по развитию речи в логопедической подготовительной группе «Этот загадочный подводный мир!»Конспект занятия по развитию речи в логопедической подготовительной группе «Этот загадочный подводный мир!» Конспект занятия по развитию речи в логопедической подготовительной группе «Этот загадочный подводный мир!» Образовательная область: речевая.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепкеКонспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепке Тема:,Курочка и цыплята" Цели:Обогащать словарь детей (курица,цыплята, цыпленок, клюет) ;содействовать употреблению простых фраз ;побуждать.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Овощи и фрукты» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме: «овощи и фрукты» Елена Владимирова Цель: Уточнение представлений о.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Сегодня так светло кругом!» Конспект итогового занятия в подготовительной группе «Сегодня так светло кругом» Цель: познакомить детей со стихами об осени; приобщать.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Посуда. В гостях у Самовара Самоваровича» Ход занятия 1. Организационный момент. Л-д: Ребята, сегодня я приглашаю вас совершить путешествие. Вы согласны, тогда отправляемся в страну.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в соответствии с ФГОС «Зима — волшебница» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в соответствии с ФГОС «Зима - волшебница». Цель: Формирование навыков связной.

Конспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группеКонспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группе Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи: звуки п, пь. Дидактическая игра «Ярмарка» в младшей группе. Цель: создание условий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Ярмарка фольклора»
Опубликовано: 17 февраля 2021 в 21:30
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД