Получи документы

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Дикие животные зимой» с использованием синквейна

Светлана Мельховская
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Дикие животные зимой» с использованием синквейна
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

Дать детям более полные представления о диких животных и особенностях их приспособления к окружающей среде.

Задачи:

Образовательные:

-Расширять лексико-грамматический словарь по данной теме с помощью синквейна : учить выделять слова-предметы, отвечающие на вопрос кто? («живые слова», слова-признаки, отвечающие на вопросы: какой, какая? («красивые слова», слова-действия, отвечающие на вопрос что делать? (двигающиеся человечки, обозначать данные слова моделями («живые слова» - модель сердца, «красивые слова»-желтый треугольник с цветочком, слова-действия-зеленые модели двигающегося человечка);

Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Дикие животные зимой“ с использованием синквейна» размещена в разделах

- ввести в активный словарь сложные прилагательные (пышнохвостая, острозубый, длиннохвостая, косолапый и др.);

- активизировать словарь детей названием «диких животных» (зайцы, лисы, волки, белки, медведь, еж) и их отличительных частей тела;

- упражнять в подборе прилагательных с противоположным значением (большой-маленький, длинный-короткий и т. д.);

- расширять глагольный словарь за счёт глаголов, обозначающих способы передвижения и звукоподражания;

-совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;

-упражнять в составлении простых и сложных предложений;

-учить внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.

Развивающие :

-Развивать связную речь (составление синквейнов про животных, навыки словообразования и словоизменения, зрительное внимание, логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, воображение, любознательность.

Воспитательные :

-Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности;

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование к занятию :

-Магнитная доска, ширма.

-Предметные картинки с изображением диких животных (заяц, лиса, волк, белка, медведь, еж).

-Разрезные картинки;

- Дикие звери на подставках.

-аудиозапись детской песенки «Паровоз-букашка»;

-эмблемы с изображением диких животных;

-схемы для составления синквейна - «Елочка»;

- схемы для обозначения слов-предметов, слов-признаков, слов-действий, схема предложения.

Активизация словаря:

лиса (хитрая, рыжая, красивая, длиннохвостая, острозубая, хитроумная); волк (злой, голодный, хищный, серый, зубастый); заяц (трусливый, длинноухий, травоядный, короткохвостый, пугливый, быстроногий белоснежный, пушистый, озорной, косой, острозубый); белка (ловкая, проворная, прыгучая, запасливая, пушистая быстрая, шустрая, резвая; зимой - серебристо-серая.

Ход занятия

1. Оргмомент

Станьте, дети, станьте в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

2. Объявление темы занятия

-Дети, у нас сейчас занятие по развитию речи на тему «Животные зимой».

-О каких животных пойдет речь, вы узнаете, если отгадаете загадки. Присаживайтесь.

3. Загадки. Беседа о животных. Рассказ воспитателя.

1. Это что за зверь лесной?

Встал как столбик под сосной.

И стоит среди травы – уши больше головы (Это заяц)

(Дети выставляют соответствующую картинку на доску)

Беседа:

-Как заяц готовится к зиме? (Меняет шерсть на более теплую и густую).

- Почему про зайца говорят: Летом серый, зимой-белый»? (Заяц меняет шерсть с серой на белую).

-Зачем зайчик меняет цвет шерсти? (Потому что белый окрас является защитой от врагов. На белом снегу он менее заметен).

-Кто охотится на зайцев? ( Хищники: волк, лиса).

-Как зайчик спасается от них? (Убегает)

-Почему говорят: «Зайца ноги носят?» (Помогают зайцу быстро бегать сильные длинные задние лапы. Убегая от опасности, зайчишка ловко отталкивается ими)

-Где спит заяц? (Заяц спит прямо на снегу).

-Про некоторых людей говорят: «Труслив, как заяц». Почему так? (Скрипнет веточка, заяц и побежал).

-Чем питается заяц? (Зайчик питается корой деревьев, молодыми веточками кустарников, деревьев).

Вывод:

-Зайцы запасов не делают.

-Они хорошо подготовились к зиме : поменяли шерсть на более густую и теплую, окрас - с серого на белый, чтобы быть незаметными на снегу.

-Зайчик спит прямо на снегу. На зайца охотятся хищники: лисы, волки. Заяц убегает от них.

-Зайцы запасов не делают.

- К зиме лапки зайца обрастают густыми волосками, отчего пальцы лап сильно раздвигаются и получаются, как будто "лыжи". Вот почему заяц легко бежит даже по рыхлому снегу.

2. Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приметам:

Он в шубе серенькой зимой, а в рыжей шубе летом. (Это белка).

(Дети выставляют соответствующую картинку на доску)

Беседа:

-Как белочка готовится к зиме?

( Белочка делает запасы: все лето и осень собирала грибы, ягоды, орехи, желуди и прятала их в различных местах; поменяла шерсть на более теплую и густую; поменяла цвет шерсти : была рыжая, стала серая).

-Зачем белочка поменяла цвет шерсти? (Чтобы быть незаметной среди деревьев).

-Кого боится белка? (Белка боится котов, лисиц, главные враги белки-куницы).

- Почему говорят: «Белку ловить - ножки отбить».

-Что это значит? (Белку очень трудно поймать)

-Как передвигается белка? (Прыгает с дерева на дерево)

-Где живет белка? (В дупле).

Вывод:

-Белка хорошо подготовилась к зиме. Она приготовила запасы: ягоды, грибы, орехи, желуди.

-Зимой она свои запасы ищет, но, к сожалению, не всегда находит. Зато на том месте, где были спрятаны шишки или орешки, весной может появиться маленький росточек и через несколько лет, здесь будет расти новое дерево или куст.

-Белка прыгает с ветки на ветку в солнечный денёк, но когда наступают трескучие морозы, вьюги, метели, белку не видно. Она, свернувшись клубочком, может спать несколько суток.

-Белка поменяла цвет шерсти: была рыжая, стала серая. Мех стал густой, поэтому белка не мерзнет.

-Когда белка прыгает с дерева на дерево, она расправляет свой пушистый хвост, как парашют, держит равновесие.

-Ночует белка в дупле. В зимнюю стужу она прикрывается своим большим пушистым хвостом, как одеялом)

3. Всех зверей она хитрей,

Шуба рыжая на ней. (Это лиса).

-Меняет ли лиса шерсть к зиме? (Меняет, она становится толще, ярче и пушистее).

-Лиса очень красивая. Что про нее говорят? («Лиса - всему лесу краса»)

-Почему говорят: «Лиса семерых волков проведет», «Хитрее лисы нет зверя» (Лиса хитрая)

-Кто охотится на лису? (Волк, рысь)

-Где спит лиса зимой? (Лиса спит прямо на снегу, в сильный мороз прикрывает нос своим пушистым хвостом, чтобы он не замерз.

- Почему говорят: «Лиса мышкует» (Лиса-хищник. В основном питается мышами, поэтому голод зимой лисе не страшен. Может поймать зайца).

-Еще может полакомиться найденными под снегом овощами и ягодами).

Вывод:

-Лиса очень умное, хитрое животное. Лиса запасов не делает, голодно бывает ей порой.

-Рыжая красавица передвигается по заснеженным полям тихо, как в валенках, неслышно. Лиса мышкует. Слух у лисы отличный. Если услышит, как пискнула мышь, бросается в сугроб за ней.

4. Есть у нас обычай: ходим стаей за добычей,

Прячемся у тёмной ёлки.

Кто мы – лисы или волки? (Это волки)

Беседа:

-Меняет ли шерсть волк? (Меняет летний редкий мех на зимний густой и теплый).

-Где живет волк? Как называется дом волка? (Логово)

-Что делают волки зимой? (Охотятся)

-А на кого охотятся волки? (На зайцев, оленей, лосей, диких кабанов).

-Почему говорят: «Волка ноги кормят»(Потому что для того, чтобы найти добычу, нужно много пробежать по лесу).

-У волка сильные длинные ноги.

Вывод:

-К зиме волки меняют мех на зимний - густой и теплый.

- Волки зимой живут семьями : волк с волчицей и волчата. Это волчья стая. Днем они спят, а охотятся по ночам. Волки –умные животные. Могут долго загонять добычу, пока она не выбьется из сил. Волки подбираются к жертве незаметно).

-Волк - хищник. Основой его рациона служат олени, лоси, дикие кабаны; могут охотится на зайцев, полевок. Могут нападать на домашний скот и собак. На крупную добычу волки охотятся стаей, а на мелкую - в одиночку. Предпочитают нападать на слабых и больных животных.

5. Хозяин лесной, просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Это медведь)

-Как готовится медведь к зиме? (Много ест, накапливает жир)

-Что делает медведь зимой? (Спит)

-Где спит медведь? (В берлоге)

Вывод:

-Медведь- большойи сильный хищник. Шерсть у него густая и теплая. Все лето мишка много ест, чтобы запастись салом и всю зиму сладко спать.

Берлогу медведь копает сам где-нибудь под корнями деревьев он выстилает травой еще до первого снега. Ложится мордой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. Со ступней медведя сходим старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь облизывает подошвы горячим языком. Вот и кажется, что он сосет лапу.

Медведь спит до тепла, но если его потревожить, то он будет ходить по лесу голодный и сердитый, в это время очень опасен.

-Все медведи должны зимой спать, потому что кушать зимой в лесу нечего.

6. Под соснами, под елками

Лежит мешок с иголками.

(Еж)

-Как готовятся к зиме? (Накапливают жир)

-Почему говорят: «Голыми руками ежа не ухватишь?» (Еж колючий)

Вывод

Осенью еж готовит нору к зиме. Он делает себе мягкую теплую подстилку: нанизывает себе на спину листики, мох, а потом в норке их стряхивает. Он зарывается в листья и спит всю зиму.

Запасов на зиму он не делает. С середины осени ежи начинают постепенно впадать в спячку

Все лето еж старательно "работает" - в период изобилия кормов запасает жир к предстоящей зимовке, то есть ест.

К зиме летний волосяной покров меняется на зимний, более густой и жесткий.

Зимует еж, свернувшись в клубок, прикрывая от холода лапки, живот и морду.

- Кто они все: лиса, волк, заяц, белка? (Это дикие животные)

-Где они живут? (Все дикие животные живут лесу).

-Почему их называют дикими? (Они сами о себе заботятся).

4. Игра «День, ночь»

-Вы запомнили всех животных?

-А сейчас потренируем свою память. Поиграем в игру «День, ночь»

-Внимательно посмотрите на картинки и запомните их.

День, глаза открыты, ночь - закрыты.

-Кого не хватает? (Не хватает белки). И т. д.

-Молодцы, ребята. Вы все были очень внимательными, и ответили на все вопросы правильно.

5. «Живые слова»

-Животные растут, двигаются, дышат, значит они живые. У них в груди бьется сердце.

-Подарите сердечки животным.

-Вы хотите придумать интересные рассказы про диких животных?

-Для этого нужно знать много слов, предложений. Например, живых слов. Живые слова-названия животных. На какой вопрос они отвечают?

-А помогут назвать живые нам разрезные картинки. Соберите их.

-Назовите живые слова-названия животных.

-Кто это? (Заяц, волк, лиса, белка, еж, медведь)

-Много живых слов назвали.

6. Путешествие в лес. Рассматривание макета «Дикие животные».

- Для того, чтобы побольше узнать про диких животных, я предлагаю отправиться в зимний лес. Хотите?

-На чем мы поедем в лес? (На поезде)

-Чтобы не потеряться в лесу, наденьте каждый свою эмблему.

-Занимайте свои места в вагончиках.

Песня «Паровоз-Букашка»

-Какой красивый зимний лес! Все покрыто снегом, будто пушистым ковром. Тихо – тихо в лесу. Здесь много диких зверей.

1. Чем похожи и чем отличаются дикие животные?

-Давайте рассмотрим зверьков повнимательнее. Я вот смотрю и никак не пойму, что общего есть у всех зверей, чем они похожи?

(У всех животных есть голова, морда, лапы, хвост)

-Все время забываю, чем покрыто тело животных?

(Тело животных покрыто шерстью)

- Чем отличаются животные? ( Внешним видом: величиной, окраской)

2. Игра «Скажи наоборот»

Ребята, смотрите…

-Белка маленькая, а волк какой? (Большой)

-У зайца длинные уши, а у волка какие? (Короткие)

-Заяц робкий, а лиса какая? (Смелая).

-У белки длинный хвост, а у зайца? (Короткий).

3. И/у «Какой, какая» (Красивые слова).

-Давайте придумаем красивые слова про диких животных. На какой вопрос отвечают красивые слова? (Какой, какая)

-У кого длинные уши? (Длинные уши у зайца)

-Какой он? (Длинноухий)

-Еще какой?

-У кого острые зубы? (У волка)

-Какой он? (Острозубый).

-Еще какой? (Злой, умный, большой)

-У кого пышный хвост? (Пышный хвост у белки)

-Какая она? (Она пышнохвостая)

-У кого рыжая голова? (У белки)

-Какая она? (Она рыжеголовая)

-Какая лиса? (Хитрая, шустрая, рыжая, осторожная)

-Вы про животных много знаете. И с этим заданием справились.

4. И/с «Что не так?»

-Что-то здесь не так?

- Скажите, кого нельзя встретить в зимнем лесу?

(Медведя и ежа. Они впадают в спячку и спят до весны; нельзя увидеть рыжую белку, потому что белка зимой серая, а также серого зайца, потому что он белый. (Лишних зверьков убираем)

7. «Превращение в зверей»

-Вы хотели бы сами превратиться в зверей.

-Один, два, повернись, и в зверюшек превратись

-Чтобы нам было весело в лесу, предлагаю разбиться на пары (Дети с одинаковыми эмблемами становятся в пары).

-Подойдите к стульчикам и наденьте каждый свою шапочку.

Справились?

-Можно с вами познакомиться?

-Вы кто? (Зайчики)

-У тебя длинные уши. Ты какой? (Я длинноухий)

-У тебя усы. Ты какой? (Усатый)

Ты рыжий? (Я серый)

Ты всего боишься. Ты какой? (Трусливый, боязливый)

-Что ты делаешь в лесу (Убегаю, прячусь, ищу кору деревьев).

-Что говорят про человека, который всего боится? (Труслив, как заяц)

-Кто вы? (Лисички)

-У тебя длинный хвост. Ты какая? (Длиннохвостая)

-Какая ты? (Я хитрая, умная)

-Ты серая? (Я рыжая)

-Что вы делаешь зимой? (Убегаю от волка, прячусь, сплю на снегу, охочусь на мышей (мышкую).

-Какая ты красивая. Что говорят про тебя? (Лиса - всему лесу краса)

-Кто вы? (Мы белки)

-Какая ты?

-У тебя рыжая голова. Ты какая? (Рыжеголовая)

-Еще какая? (Запасливая, быстрая, ловкая)

-Что ты делаешь зимой? (Перепрыгиваю с одного дерева на другое, ищу запасы, сплю в дупле, скачет по земле)

-Что говорят про тебя? (Белку ловить, ножки отбить)

-Кто вы? (Мы волки)

-У тебя острые зубы. Ты какой? (Острозубый).

-Какой ты? (Я серый, длиннохвостый, большой, злой, умный)

-Что ты делаешь зимой? (Охочусь, бегаю по лесу, вою)

-Ты много бегаешь, прежде чем поймать добычу. Что про тебя говорят?

(Волка ноги кормят)

-Кто вы? (Мы ежи)

-У тебя иголки. Ты какой? (Колючий)

-Ты большой? (Маленький)

-Что делаешь зимой? (Сворачиваюсь, сплю)

-Вы кто? (Мы медведи)

-У тебя косые лапы. Ты какой? (Косолапый)

-Ты маленький? (Я большой, громадный)

-Какого цвета шерсть? (Бурая, коричневая)

-Еще какой? (Неповоротливый)

-Что делаешь зимой? (Сплю, лижу лапу)

-Много вы рассказали мне про диких животных. Пора возвращаться в детский сад.

-Сейчас я вас превращу снова в детишек.

-Раз, два, повернись, и в детишек превратись.

8. Возвращение в детский сад

-Много слов и предложений придумали.

-Вы готовы придумать рассказы про диких животных?

-Тогда пора возвращаться в детский сад. Занимайте вагончики (под песню Паровоз «Букашка»)

9. Украшение елочки

-А поможет нам придумать рассказы вот эта волшебная елочка.

-Давайте ее нарядим. Но не игрушками, а словами и предложениями, которые придумали сами.

Все вместе наряжаем.

-Чем украсим вершину елочки? (Красным сердечком)

-Что это за слово? (Живое, слово-предмет)

-На какой вопрос оно отвечает? (Кто)

Чем украсим 2 строчку? (Желтыми треугольниками)

-Что это за слова? (Слова признаки)

-На какой вопрос они отвечают? (Какой, какая)

-Чем украсим 3 строчку? (Зелеными треугольниками)

-Что это за слова? (Слова-действия)

-На какой вопрос отвечают слова? (Что делает)

-Чем украсим 4 строчку? (Схемой предложения)

-Последняя строчка-1 слово.

-Что это за слово? (Обобщение, вывод)

-Наша елочка стала нарядной. Вы так хорошо ее украсили.

10. Украшение елочек детьми в парах. Рассказы детей.

-А вы хотите придумать рассказы про своих зверей?

-Украсьте свои елочки и придумайте рассказы, каждая пара про своего зверя.

( Дети рассказывают парами: один начинает, другой заканчивает).

Какие интересные рассказы вы придумали! Молодцы.

11. Итог

Молодцы, ребята. Вы так старались, были активными, нарядили елочку разными словами.

- О каких животных мы говорили? (Мы сегодня говорили о диких животных)

-Где живут дикие животные? (Дикие животные живут в лесу)

-А как люди должны вести себя в лесу?

(В лесу нельзя ничего ломать, преследовать животных. Надо беречь красоту. Не оставляйте там мусор).

-Что понравилось?

-Какие задания были трудными?

-Кому было легко на занятии, возьмите красные шарики. И расскажите, какие задания понравились брльше всего.

-Если были трудности, то белые. Что показалось вам трудным?

-Украшаем настоящую елочку.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Дикие и домашние животные»Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Дикие и домашние животные» Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие и домашние животные». Совершенствование грамматического.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи, ознакомление с окружающим миром «Дикие животные»Конспект интегрированного занятия по развитию речи, ознакомление с окружающим миром «Дикие животные» Конспект интегрированного занятия по развитию речи, ознакомление с окружающим миром, художественной литературе в разновозрастной группе.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в первой группе раннего возраста на тему «Дикие и домашние животные»Конспект интегрированного занятия по развитию речи в первой группе раннего возраста на тему «Дикие и домашние животные» Цель: развитие всех компонентов устной речи детей, ознакомление детей о жизни домашних и диких животных. Задачи: Образовательные: формировать.

Конспект НОД по развитию речи «Дикие животные» в средней группеКонспект НОД по развитию речи «Дикие животные» в средней группе Цель: расширение представления о диких животных. Задачи: Образовательные: использовать в речи предлоги и описательные прилагательные;.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Дикие животные» Цель: Расширение словарного запаса и закрепление знаний названий диких животных у дошкольников. Задачи: 1. Закрепление в речи названий диких.

Конспект занятия по познавательному развитию «Дикие животные Краснодарского края» в подготовительной к школе группеКонспект занятия по познавательному развитию «Дикие животные Краснодарского края» в подготовительной к школе группе Цель: развитие познавательного интереса к окружающему миру и накопление знаний о многообразии животного мира Краснодарского края. Задачи:.

Конспект занятия по развитию речи с элементами синквейна в подготовительной к школе группе «Приключения Капельки»Конспект занятия по развитию речи с элементами синквейна в подготовительной к школе группе «Приключения Капельки» Конспект непосредственно — образовательной деятельности по развитию речи с использованием дидактического синквейна в подготовительной к.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Дикие животные наших лесов» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Дикие животные наших лесов.» Цель: Углублять знания детей о диких животных.

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Дикие животные. Лиса» Конспект занятия в подготовительной группе по НОД «Речевое развитие» : «Дикие животные. Лиса» Цель: Расширять знания о жизни, среде обитания.

Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Дикие и домашние животные»Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Дикие и домашние животные» Цели: 1. Закрепление представлений о диких и домашних животных. 2. Образование и употребление притяжательных прилагательных с суффиксом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Дикие животные зимой» с использованием синквейна
Опубликовано: 16 октября 2022 в 13:32
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Дикие животные зимой» с использованием синквейна» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Мельховская (УИ 2485022) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД