Светлана Мельховская
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Дикие животные зимой» с использованием синквейна
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Дать детям более полные представления о диких животных и особенностях их приспособления к окружающей среде.
Задачи:
Образовательные:
-Расширять лексико-грамматический словарь по данной теме с помощью синквейна : учить выделять слова-предметы, отвечающие на вопрос кто? («живые слова», слова-признаки, отвечающие на вопросы: какой, какая? («красивые слова», слова-действия, отвечающие на вопрос что делать? (двигающиеся человечки, обозначать данные слова моделями («живые слова» - модель сердца, «красивые слова»-желтый треугольник с цветочком, слова-действия-зеленые модели двигающегося человечка);
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Дикие животные зимой“ с использованием синквейна» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные зимой. Конспекты
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
- ввести в активный словарь сложные прилагательные (пышнохвостая, острозубый, длиннохвостая, косолапый и др.);
- активизировать словарь детей названием «диких животных» (зайцы, лисы, волки, белки, медведь, еж) и их отличительных частей тела;
- упражнять в подборе прилагательных с противоположным значением (большой-маленький, длинный-короткий и т. д.);
- расширять глагольный словарь за счёт глаголов, обозначающих способы передвижения и звукоподражания;
-совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
-упражнять в составлении простых и сложных предложений;
-учить внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.
Развивающие :
-Развивать связную речь (составление синквейнов про животных, навыки словообразования и словоизменения, зрительное внимание, логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, воображение, любознательность.
Воспитательные :
-Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Материалы и оборудование к занятию :
-Магнитная доска, ширма.
-Предметные картинки с изображением диких животных (заяц, лиса, волк, белка, медведь, еж).
-Разрезные картинки;
-аудиозапись детской песенки «Паровоз-букашка»;
-эмблемы с изображением диких животных;
-схемы для составления синквейна - «Елочка»;
- схемы для обозначения слов-предметов, слов-признаков, слов-действий, схема предложения.
Активизация словаря:
лиса (хитрая, рыжая, красивая, длиннохвостая, острозубая, хитроумная); волк (злой, голодный, хищный, серый, зубастый); заяц (трусливый, длинноухий, травоядный, короткохвостый, пугливый, быстроногий белоснежный, пушистый, озорной, косой, острозубый); белка (ловкая, проворная, прыгучая, запасливая, пушистая быстрая, шустрая, резвая; зимой - серебристо-серая.
Ход занятия
1. Оргмомент
Станьте, дети, станьте в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
2. Объявление темы занятия
-Дети, у нас сейчас занятие по развитию речи на тему «Животные зимой».
-О каких животных пойдет речь, вы узнаете, если отгадаете загадки. Присаживайтесь.
3. Загадки. Беседа о животных. Рассказ воспитателя.
1. Это что за зверь лесной?
Встал как столбик под сосной.
И стоит среди травы – уши больше головы (Это заяц)
(Дети выставляют соответствующую картинку на доску)
Беседа:
-Как заяц готовится к зиме? (Меняет шерсть на более теплую и густую).
- Почему про зайца говорят: Летом серый, зимой-белый»? (Заяц меняет шерсть с серой на белую).
-Зачем зайчик меняет цвет шерсти? (Потому что белый окрас является защитой от врагов. На белом снегу он менее заметен).
-Кто охотится на зайцев? ( Хищники: волк, лиса).
-Как зайчик спасается от них? (Убегает)
-Почему говорят: «Зайца ноги носят?» (Помогают зайцу быстро бегать сильные длинные задние лапы. Убегая от опасности, зайчишка ловко отталкивается ими)
-Где спит заяц? (Заяц спит прямо на снегу).
-Про некоторых людей говорят: «Труслив, как заяц». Почему так? (Скрипнет веточка, заяц и побежал).
-Чем питается заяц? (Зайчик питается корой деревьев, молодыми веточками кустарников, деревьев).
Вывод:
-Зайцы запасов не делают.
-Они хорошо подготовились к зиме : поменяли шерсть на более густую и теплую, окрас - с серого на белый, чтобы быть незаметными на снегу.
-Зайчик спит прямо на снегу. На зайца охотятся хищники: лисы, волки. Заяц убегает от них.
-Зайцы запасов не делают.
- К зиме лапки зайца обрастают густыми волосками, отчего пальцы лап сильно раздвигаются и получаются, как будто "лыжи". Вот почему заяц легко бежит даже по рыхлому снегу.
2. Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой, а в рыжей шубе летом. (Это белка).
(Дети выставляют соответствующую картинку на доску)
Беседа:
-Как белочка готовится к зиме?
( Белочка делает запасы: все лето и осень собирала грибы, ягоды, орехи, желуди и прятала их в различных местах; поменяла шерсть на более теплую и густую; поменяла цвет шерсти : была рыжая, стала серая).
-Зачем белочка поменяла цвет шерсти? (Чтобы быть незаметной среди деревьев).
-Кого боится белка? (Белка боится котов, лисиц, главные враги белки-куницы).
- Почему говорят: «Белку ловить - ножки отбить».
-Что это значит? (Белку очень трудно поймать)
-Как передвигается белка? (Прыгает с дерева на дерево)
-Где живет белка? (В дупле).
Вывод:
-Белка хорошо подготовилась к зиме. Она приготовила запасы: ягоды, грибы, орехи, желуди.
-Зимой она свои запасы ищет, но, к сожалению, не всегда находит. Зато на том месте, где были спрятаны шишки или орешки, весной может появиться маленький росточек и через несколько лет, здесь будет расти новое дерево или куст.
-Белка прыгает с ветки на ветку в солнечный денёк, но когда наступают трескучие морозы, вьюги, метели, белку не видно. Она, свернувшись клубочком, может спать несколько суток.
-Белка поменяла цвет шерсти: была рыжая, стала серая. Мех стал густой, поэтому белка не мерзнет.
-Когда белка прыгает с дерева на дерево, она расправляет свой пушистый хвост, как парашют, держит равновесие.
-Ночует белка в дупле. В зимнюю стужу она прикрывается своим большим пушистым хвостом, как одеялом)
3. Всех зверей она хитрей,
Шуба рыжая на ней. (Это лиса).
-Меняет ли лиса шерсть к зиме? (Меняет, она становится толще, ярче и пушистее).
-Лиса очень красивая. Что про нее говорят? («Лиса - всему лесу краса»)
-Почему говорят: «Лиса семерых волков проведет», «Хитрее лисы нет зверя» (Лиса хитрая)
-Кто охотится на лису? (Волк, рысь)
-Где спит лиса зимой? (Лиса спит прямо на снегу, в сильный мороз прикрывает нос своим пушистым хвостом, чтобы он не замерз.
- Почему говорят: «Лиса мышкует» (Лиса-хищник. В основном питается мышами, поэтому голод зимой лисе не страшен. Может поймать зайца).
-Еще может полакомиться найденными под снегом овощами и ягодами).
Вывод:
-Лиса очень умное, хитрое животное. Лиса запасов не делает, голодно бывает ей порой.
-Рыжая красавица передвигается по заснеженным полям тихо, как в валенках, неслышно. Лиса мышкует. Слух у лисы отличный. Если услышит, как пискнула мышь, бросается в сугроб за ней.
4. Есть у нас обычай: ходим стаей за добычей,
Прячемся у тёмной ёлки.
Кто мы – лисы или волки? (Это волки)
Беседа:
-Меняет ли шерсть волк? (Меняет летний редкий мех на зимний густой и теплый).
-Где живет волк? Как называется дом волка? (Логово)
-Что делают волки зимой? (Охотятся)
-А на кого охотятся волки? (На зайцев, оленей, лосей, диких кабанов).
-Почему говорят: «Волка ноги кормят»(Потому что для того, чтобы найти добычу, нужно много пробежать по лесу).
-У волка сильные длинные ноги.
Вывод:
-К зиме волки меняют мех на зимний - густой и теплый.
- Волки зимой живут семьями : волк с волчицей и волчата. Это волчья стая. Днем они спят, а охотятся по ночам. Волки –умные животные. Могут долго загонять добычу, пока она не выбьется из сил. Волки подбираются к жертве незаметно).
-Волк - хищник. Основой его рациона служат олени, лоси, дикие кабаны; могут охотится на зайцев, полевок. Могут нападать на домашний скот и собак. На крупную добычу волки охотятся стаей, а на мелкую - в одиночку. Предпочитают нападать на слабых и больных животных.
5. Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Это медведь)
-Как готовится медведь к зиме? (Много ест, накапливает жир)
-Что делает медведь зимой? (Спит)
-Где спит медведь? (В берлоге)
Вывод:
-Медведь- большойи сильный хищник. Шерсть у него густая и теплая. Все лето мишка много ест, чтобы запастись салом и всю зиму сладко спать.
Берлогу медведь копает сам где-нибудь под корнями деревьев он выстилает травой еще до первого снега. Ложится мордой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. Со ступней медведя сходим старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь облизывает подошвы горячим языком. Вот и кажется, что он сосет лапу.
Медведь спит до тепла, но если его потревожить, то он будет ходить по лесу голодный и сердитый, в это время очень опасен.
-Все медведи должны зимой спать, потому что кушать зимой в лесу нечего.
6. Под соснами, под елками
Лежит мешок с иголками.
(Еж)
-Как готовятся к зиме? (Накапливают жир)
-Почему говорят: «Голыми руками ежа не ухватишь?» (Еж колючий)
Вывод
Осенью еж готовит нору к зиме. Он делает себе мягкую теплую подстилку: нанизывает себе на спину листики, мох, а потом в норке их стряхивает. Он зарывается в листья и спит всю зиму.
Запасов на зиму он не делает. С середины осени ежи начинают постепенно впадать в спячку
Все лето еж старательно "работает" - в период изобилия кормов запасает жир к предстоящей зимовке, то есть ест.
К зиме летний волосяной покров меняется на зимний, более густой и жесткий.
Зимует еж, свернувшись в клубок, прикрывая от холода лапки, живот и морду.
- Кто они все: лиса, волк, заяц, белка? (Это дикие животные)
-Где они живут? (Все дикие животные живут лесу).
-Почему их называют дикими? (Они сами о себе заботятся).
4. Игра «День, ночь»
-Вы запомнили всех животных?
-А сейчас потренируем свою память. Поиграем в игру «День, ночь»
-Внимательно посмотрите на картинки и запомните их.
День, глаза открыты, ночь - закрыты.
-Кого не хватает? (Не хватает белки). И т. д.
-Молодцы, ребята. Вы все были очень внимательными, и ответили на все вопросы правильно.
5. «Живые слова»
-Животные растут, двигаются, дышат, значит они живые. У них в груди бьется сердце.
-Подарите сердечки животным.
-Вы хотите придумать интересные рассказы про диких животных?
-Для этого нужно знать много слов, предложений. Например, живых слов. Живые слова-названия животных. На какой вопрос они отвечают?
-А помогут назвать живые нам разрезные картинки. Соберите их.
-Назовите живые слова-названия животных.
-Кто это? (Заяц, волк, лиса, белка, еж, медведь)
-Много живых слов назвали.
6. Путешествие в лес. Рассматривание макета «Дикие животные».
- Для того, чтобы побольше узнать про диких животных, я предлагаю отправиться в зимний лес. Хотите?
-На чем мы поедем в лес? (На поезде)
-Чтобы не потеряться в лесу, наденьте каждый свою эмблему.
-Занимайте свои места в вагончиках.
Песня «Паровоз-Букашка»
-Какой красивый зимний лес! Все покрыто снегом, будто пушистым ковром. Тихо – тихо в лесу. Здесь много диких зверей.
1. Чем похожи и чем отличаются дикие животные?
-Давайте рассмотрим зверьков повнимательнее. Я вот смотрю и никак не пойму, что общего есть у всех зверей, чем они похожи?
(У всех животных есть голова, морда, лапы, хвост)
-Все время забываю, чем покрыто тело животных?
(Тело животных покрыто шерстью)
- Чем отличаются животные? ( Внешним видом: величиной, окраской)
2. Игра «Скажи наоборот»
Ребята, смотрите…
-Белка маленькая, а волк какой? (Большой)
-У зайца длинные уши, а у волка какие? (Короткие)
-Заяц робкий, а лиса какая? (Смелая).
-У белки длинный хвост, а у зайца? (Короткий).
3. И/у «Какой, какая» (Красивые слова).
-Давайте придумаем красивые слова про диких животных. На какой вопрос отвечают красивые слова? (Какой, какая)
-У кого длинные уши? (Длинные уши у зайца)
-Какой он? (Длинноухий)
-Еще какой?
-У кого острые зубы? (У волка)
-Какой он? (Острозубый).
-Еще какой? (Злой, умный, большой)
-У кого пышный хвост? (Пышный хвост у белки)
-Какая она? (Она пышнохвостая)
-У кого рыжая голова? (У белки)
-Какая она? (Она рыжеголовая)
-Какая лиса? (Хитрая, шустрая, рыжая, осторожная)
-Вы про животных много знаете. И с этим заданием справились.
4. И/с «Что не так?»
-Что-то здесь не так?
- Скажите, кого нельзя встретить в зимнем лесу?
(Медведя и ежа. Они впадают в спячку и спят до весны; нельзя увидеть рыжую белку, потому что белка зимой серая, а также серого зайца, потому что он белый. (Лишних зверьков убираем)
7. «Превращение в зверей»
-Вы хотели бы сами превратиться в зверей.
-Один, два, повернись, и в зверюшек превратись
-Чтобы нам было весело в лесу, предлагаю разбиться на пары (Дети с одинаковыми эмблемами становятся в пары).
-Подойдите к стульчикам и наденьте каждый свою шапочку.
Справились?
-Можно с вами познакомиться?
-Вы кто? (Зайчики)
-У тебя длинные уши. Ты какой? (Я длинноухий)
-У тебя усы. Ты какой? (Усатый)
Ты рыжий? (Я серый)
Ты всего боишься. Ты какой? (Трусливый, боязливый)
-Что ты делаешь в лесу (Убегаю, прячусь, ищу кору деревьев).
-Что говорят про человека, который всего боится? (Труслив, как заяц)
-Кто вы? (Лисички)
-У тебя длинный хвост. Ты какая? (Длиннохвостая)
-Какая ты? (Я хитрая, умная)
-Ты серая? (Я рыжая)
-Что вы делаешь зимой? (Убегаю от волка, прячусь, сплю на снегу, охочусь на мышей (мышкую).
-Какая ты красивая. Что говорят про тебя? (Лиса - всему лесу краса)
-Кто вы? (Мы белки)
-Какая ты?
-У тебя рыжая голова. Ты какая? (Рыжеголовая)
-Еще какая? (Запасливая, быстрая, ловкая)
-Что ты делаешь зимой? (Перепрыгиваю с одного дерева на другое, ищу запасы, сплю в дупле, скачет по земле)
-Что говорят про тебя? (Белку ловить, ножки отбить)
-Кто вы? (Мы волки)
-У тебя острые зубы. Ты какой? (Острозубый).
-Какой ты? (Я серый, длиннохвостый, большой, злой, умный)
-Что ты делаешь зимой? (Охочусь, бегаю по лесу, вою)
-Ты много бегаешь, прежде чем поймать добычу. Что про тебя говорят?
(Волка ноги кормят)
-Кто вы? (Мы ежи)
-У тебя иголки. Ты какой? (Колючий)
-Ты большой? (Маленький)
-Что делаешь зимой? (Сворачиваюсь, сплю)
-Вы кто? (Мы медведи)
-У тебя косые лапы. Ты какой? (Косолапый)
-Ты маленький? (Я большой, громадный)
-Какого цвета шерсть? (Бурая, коричневая)
-Еще какой? (Неповоротливый)
-Что делаешь зимой? (Сплю, лижу лапу)
-Много вы рассказали мне про диких животных. Пора возвращаться в детский сад.
-Сейчас я вас превращу снова в детишек.
-Раз, два, повернись, и в детишек превратись.
8. Возвращение в детский сад
-Много слов и предложений придумали.
-Вы готовы придумать рассказы про диких животных?
-Тогда пора возвращаться в детский сад. Занимайте вагончики (под песню Паровоз «Букашка»)
9. Украшение елочки
-А поможет нам придумать рассказы вот эта волшебная елочка.
-Давайте ее нарядим. Но не игрушками, а словами и предложениями, которые придумали сами.
Все вместе наряжаем.
-Чем украсим вершину елочки? (Красным сердечком)
-Что это за слово? (Живое, слово-предмет)
-На какой вопрос оно отвечает? (Кто)
Чем украсим 2 строчку? (Желтыми треугольниками)
-Что это за слова? (Слова признаки)
-На какой вопрос они отвечают? (Какой, какая)
-Чем украсим 3 строчку? (Зелеными треугольниками)
-Что это за слова? (Слова-действия)
-На какой вопрос отвечают слова? (Что делает)
-Чем украсим 4 строчку? (Схемой предложения)
-Последняя строчка-1 слово.
-Что это за слово? (Обобщение, вывод)
-Наша елочка стала нарядной. Вы так хорошо ее украсили.
10. Украшение елочек детьми в парах. Рассказы детей.
-А вы хотите придумать рассказы про своих зверей?
-Украсьте свои елочки и придумайте рассказы, каждая пара про своего зверя.
( Дети рассказывают парами: один начинает, другой заканчивает).
Какие интересные рассказы вы придумали! Молодцы.
11. Итог
Молодцы, ребята. Вы так старались, были активными, нарядили елочку разными словами.
- О каких животных мы говорили? (Мы сегодня говорили о диких животных)
-Где живут дикие животные? (Дикие животные живут в лесу)
-А как люди должны вести себя в лесу?
(В лесу нельзя ничего ломать, преследовать животных. Надо беречь красоту. Не оставляйте там мусор).
-Что понравилось?
-Какие задания были трудными?
-Кому было легко на занятии, возьмите красные шарики. И расскажите, какие задания понравились брльше всего.
-Если были трудности, то белые. Что показалось вам трудным?
-Украшаем настоящую елочку.