Конспект занятия по развитию речи «Русская народная культура» с использованием инновационных технологий

Елена Слободчикова
Конспект занятия по развитию речи «Русская народная культура» с использованием инновационных технологий

Цель: Расширение и систематизирование знаний детей о традиционно - бытовой культуре русского народа (изба: её внешнее и внутреннее убранство; домашняя утварь, орудия труда).

Задачи:

Образовательная: приобщение детей к истокам русской народной культуры;

Развивающая: развитие любознательности, наблюдательности, речи детей,

обогащение словарного запаса детей.Слова: ухват, сруб, образа, чугунок, «Красный угол»;выражение: «Божья ладонь») ;

Воспитательная: воспитывать любовь и уважение к истокам русской народной культуры.

Интеграция областей: социализация, познание, коммуникация, художественное творчество.

Материалы и оборудование: картинки с изображением русской избы, макет русской печи, цветные карандаши, восковые мелки.

Предварительная работа: чтение русских сказок (гуси-лебеди, баба яга костяная нога, рассматривание иллюстраций).

Ход:

Дети, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте поздороваемся по русскому старинному обычаю.

Дети: кланяются, прижав руку к сердцу.

- Ребята, я сегодня вас приглашаю отправиться в путешествие и посмотреть, как в старину жили люди на Руси.

Внимательно рассмотрите картинки, и вы узнаете, о чём дальше пойдёт речь.

- Верно, это дом!

- А как ещё можно назвать дом?

- Правильно, изба! Это старинное название деревенского дома. Избы называли срубами.

- Как вы думаете, почему? (потому что их рубили топорами)

Делали избы из сосновых иногда дубовых, цельных брёвен. Складывали брёвна с большим умением так, что они плотно держались между собой, а для теплоты обивали мхом. Существовал обычай под углы дома класть деньги (для богатства, шерсть (для тепла) и ладан (для святости). Народные умельцы строили дома без пил, гвоздей, без сложных измерительных приборов и чертежей, только с помощью топора.

- Как называли людей, занимающихся этим ремеслом? (плотники).

- Чем покрывали крышу у избы? (соломой).

- А ещё чем, кроме соломы? (дранкой - колотыми сосновыми дощечками; тёсом - досками, которые рубили топором, а не пилили, так как они были прочнее).

- Вот мы построили дом!

- А без чего нельзя обойтись в доме?

- Верно, без окон! Окна называли «глазами дома».

- Почему, как вы думаете? (окно от слова»око, очи»- глаза дома)

- Мало построить дом прочным и удобным. Хочется, чтобы он был ещё и красивым. Для этого его украшали резными досками с орнаментом. Эти украшения считались ещё и оберегами. (Защищали от молнии, нечистой силы и т. д.) На крыше дома плотник крепил (рубил) голову лошади – «конёк дома» (оберег, который защищал домочадцев от нечистой силы).В старину говорили: «Конь на крыше - в избе тише».

Пальчиковая гимнастика

«ДОМИК»

Под грибом - шалашик-домик,

Там живет веселый гномик

Мы тихонько постучим,

В колокольчик позвоним.

Двери нам откроет гномик,

Станет звать в шалашик-домик.

В домике дощатый пол,

а на нем дубовый стол.

Рядом стул с высокой спинкой.

На столе тарелка с вилкой.

И блины горой стоят.

Угощение для ребят.

- Пора и в дом заглянуть!

- Как называли внутреннее помещение избы? (светлица, горница, светёлка)

- Посмотрите, вот мы с вами оказались в светлице!

- И что же мы там видим? Что бросилось нам в глаза?

- Правильно, печь! Стоит девица в избе,

Коса на дворе, (печь)

- А зачем нужна была печь в доме?

Она обогревала жилище (от натопленной печи в доме становилось тепло и уютно, даже в самую лютую зимнюю стужу) ;

В ней пекли хлеб, готовили еду, сушили продукты, грели воду; на ней спали старики и дети;

Она выполняла роль бани;

Печь служила связью поколений. Хлопотав возле неё, мать передавала своё умение дочерям. Работа возле печи требовала определённого умения. Конечно, навыки прививались с детства. И если хозяйка была неумелая - это сразу можно было заметить, когда она работала у печи;

Печь объединяла всю семью; зимними вечерами возле неё собирались все домочадцы, и кто-нибудь рассказывал сказку или историю, приключившуюся с ним или услышанную от кого-либо; пели протяжные крестьянские песни.Одновременно продолжали делать несложные домашние дела: женщины занимались рукоделием, мужчины что-нибудь чинили; печь нужна была в любом возрасте.

- В народе говорили: «Печь - греет и варит, печёт и жарит. Она накормит, обсушит и порадует душу!»

- У простого народа к печи было особое, почтительное отношение. Нельзя было ссориться, ругаться в доме, говорили «а то печь услышит». Люди считали, что подпечке или за печью живёт домовой - покровитель дома, и когда семья перебиралась на новое место жительства, под печь ставили лапоть, чтобы домовой, как на саночках уехал вместе со всеми.

- Какие присказки, поговорки, выражения вы знаете о русской печке?

«Уж лучше хлебом не корми, но с печи не гони»;

«Добрая- то речь, коль в избе есть печь»;

«Печь нам мать родная»;

«На печи всё красно лето»

- Главным назначением печи всегда было приготовление пищи.

- В какой посуде готовили еду? (чугунках, горшках)

- Какие блюда готовили в горшках, чугунках? (щи, кашу, картофель)

- Голыми руками чугунок из раскалённой печи не вытащишь! Что же нам поможет?

А это мы узнаем,когда вы отгадаете загадку:

Рогат - да не бык,

Хватает - да не сыт,

Людям отдаёт,

Сам на отдых идёт. (Ухват)

- В народе говорили: ”Ухват и с пылу хватает! ”

Ухват - это предмет, домашняя утварь, с помощью которой ставят в печь и достают из неё горшки, чугунки. Ухват похож на вилы.

Ребята, давайте поиграем в игру «Собери правильно»

- Какие вы молодцы! А сейчас я вам хочу рассказать ещё об одном важном месте в доме, который называется «Красный угол».

- Как вы думаете, что это такое?

Красный значит красивый. Находится он в правом углу, наискосок от печи.

«Красный угол»- самое чистое, светлое и нарядное место во всём крестьянском доме. Здесь на особой полочке - «божнице» - (где иконы стоят) - у верующих крестьян всегда стояли домашние святыни - иконы. Их называли образами. Входя в дом, гость обязательно снимал шапку и крестился на иконы, а затем кланялся, приветствуя хозяев. Этим гость показывал, что пришёл в дом с добром. Его приглашали «откушать хлеба - соли» и сажали за стол на самое почётное место у икон, рядом с хозяевами. «Доброму гостю - особая честь».

- По русскому обычаю стол должен стоять в «Красном углу». Издавна стол считали «божьей ладонью», Милости просим к столу, - отведать, что бог послал» (Крестьянин отвечал: Благодарствую)

На стол нельзя было садиться, стучать по нему кулаком. Когда вся семья собиралась за столом, все сидели чинно (прилично) спокойно, ели не торопясь. А если ребёнок вёл себя чересчур шумно, то получал в наказание деревянной ложкой по лбу.

Ребята, скажите, что в доме является самым главным?

Что такое красный угол?

-Ребята, а вы хотите, чтобы у каждого из вас дома бала русская печь?

- Давайте ее нарисуем.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи «Русская народная матрешка» Цель: продолжить знакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой Задачи: - продолжать знакомить детей с внешним обликом, особенностями.

Конспект НООД по развитию речи в старшей группе с использованием инновационных технологий «Расскажем Умке о весне» Составила: воспитатель высшей категории С. А. Годовых Задачи: - Обучающие: продолжать учить детей составлять рассказ о времени года с использованием.

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологий ТРИЗ в подготовительной группе Конспект НОД по развитию речи с использованием ТРИЗ-технологий в подготовительной группе №6. Тема: «Гуси-лебеди» Цель: Продолжать учить.

Конспект занятия по развитию речи в старшей-подготовительной группе «Русская народная сказка «Хаврошечка» Конспект занятия по развитию речи. Тема: "Русская народная сказка "Хаврошечка" Воспитатель старшей-подготовительной группы Орлова Н. В. Цель:.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи. Звук [Ф]»Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи. Звук [Ф]» Развитие речи. Звуковая культура речи: звук Ф. 2 младшая группа. Цель: • Учить детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук.

Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]»Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]» Тема: Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» Цель занятия: Упражнение детей в четком произношении.

Мастер-класс по формирование основ безопасности с использованием игровых инновационных технологий Я проведу нашу встречу в лекционно-практической форме. Слайд 1:Цель: активизация деятельности педагогов дошкольного учреждения в развитии.

НОД по развитию лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста «Народная культура и традиции. Звук [л]» Тема "Народная культура и традиции. Звук [л]. " Цель: Уточнение и расширение представлений о народной культуре и традициях. Образовательные.

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий во второй младшей группе Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 Конспект интегрированного занятия по развитию речи во.

Проект «Русская изба» в рамках реализации «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней»Проект «Русская изба» в рамках реализации «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней» ПРОЕКТ: РУССКАЯ ИЗБА. В рамках реализации темы: «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней» Содержание Паспорт проекта Актуальность.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи «Русская народная культура» с использованием инновационных технологий
Опубликовано: 18 августа 2018 в 09:00
+43Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 августа. Праздник ложки на МААМ

«Набирай скорей на ложку кашу, суп или картошку» — очередной тематический день посвящен такому незаменимому предмету обихода как ложка. Воспользуйтесь нашей тематической подборкой и увлеките ребенка...

6 августа. День ракушек на МААМ

Сезон отпусков в разгаре. Из поездки на море мы всегда привозим с собой сувениры: магниты на холодильник и, конечно же, ракушки. Чтобы они не пылились просто так, предлагаем устроить тематический день...

Мастер-класс по нетрадиционному конструированию с использованием природного материала...
Мастер-класс «Морские Черепашки» Нетрадиционная техника конструирования с использованием природного материала Автор: Федосеева Юлия Владимировна...
Мастер-класс «Ромашка»
Уже несколько лет 8 июля во всех городах России празднуют День семьи, любви и верности. Дата торжества выбрана неслучайно и совпадает с памятным днем...
Фотоотчет о развлечении «Воздух всемогущий»
Фотоотчет развлечения «Воздух всемогущий» Цель: формировать представление детей о воздухе и его свойствах. Карлсон, самый веселый на свете! Поэтому...