Ольга Ефремова
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Осень. Осенние приметы»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Уточнять и расширять активный словарь детей по теме «Осень».
Закрепить знания детей о признаках осени, учить рассказывать по мнемотаблице,
Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
Продолжать развивать у детей память, внимание, наглядно-образное мышление.
Воспитывать у детей бережное отношение к природе.
МАТЕРИАЛ:
Мнемотаблицы по теме «осень», игрушка – Незнайка, листья.
Ход занятия.
---Дети стоят полукругом---
Воспитатель читает загадку:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему „Осень, Осенние приметы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2017
Уж пахнет в воздухе дождем,
Все холоднее с каждым днем.
Деревья свой наряд меняют,
Листочки потихонечку теряют.
Понятно всем, как дважды два —
Пришла
Ответ: осенняя пора
Воспитатель. Какое настроение вам навивает эта загадка (печальное, грустное)
Воспитатель: ребята, а теперь послушайте стихотворение З. Федоровской:
Краски разводила,
По листве тихонько
Кистью проводила.
Пожелтел орешник,
И зарделись клены,
В пурпуре осинки,
Только дуб зеленый.
Утешает осень :
- Не жалейте лета!
Посмотрите – роща
Золотом одета.
Воспитатель. А теперь какое у вас настроение прочтя это стихотворение. (веселое, радостное)
А какая осень, какие определения ей можно подобрать? (Золотая, красивая, печальная, дождливая)
В: Вот, как много красивого мы сказали об осени. Давайте поиграем в игру.
Я буду говорить слово, а вы к этому слову подберете «Ласковые слова».
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЛАСКОВЫЕ СЛОВА»
солнце - солнышко,
Лист - листочек,
Дождь - дождичек,
Ручей - ручеек,
Лужа - лужица,
Цветок - цветочек,
Ветер - ветерок,
Туча - тучка,
Зонт – зонтик,
Дерево – деревце.
- Молодцы.
Игровое упражнение: «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОБ ОСЕНИ»
На смену лету пришла… (золотая осень).
Солнце все реже выглядывает… (из—за туч).
Деревья надели… (разноцветный наряд).
Листья. (красные, желтые) горят на солнышке, а затем… (опадают, кружатся, укрывают)землю золотым ковром.
Дождик… (моросит, капает, льет) и заставляет прятаться… (по домам).
Птицы собираются в стаи… (и улетают в теплые края).
Зверям некогда резвиться, они делают… (запасы на зиму).
Скоро белокрылая зима вступит в свои права.
Физкультминутка
«Листья»
Листья осенние тихо кружатся, (кружатся на цыпочках, руки в стороны.)
Листья нам под ноги плавно ложатся (приседают.)
И под ногами шуршат, шелестят, (движения руками вправо - влево.)
Будто опять закружиться хотят. (поднимаются кружатся.)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости?
(На ширме появляется кукла – Незнайка)
НЕЗНАЙКА: Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Что-то я ничего не пойму. Какое сейчас время года? Помогите мне, пожалуйста, расскажите, научите. А то я совсем запутался.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Не переживай, Незнайка, наши дети тебе помогут. Ребята, расскажите Незнайке, какое сейчас время года?
(использую мнемотаблицы)
Воспитатель: Молодцы, дети, хорошо рассказали об осени.
Воспитатель: Медленно и неспешно наступала осень и по пословицам и поговоркам люди уже смотрели на предстоящую зиму, а об этом говорило многое, например : стаи перелетных птиц, дождливая или теплая погода, со снегом ли поздняя осень. Ведь по многим приметам осени можно было строить догадке о том, какова будет зима, короткая и мокрая, либо долгая и холодная. Незнайка, послушай, какие дети знают поговорки и пословицы об осени
* Весна красна цветами, а осень снопами.
* Осень - время собирать урожай.
* В осеннее ненастье семь погод на дворе.
*Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.
* Осень — запасиха, зима — подбериха.
* Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает.
* Батюшка-сентябрь не любит баловать.
Воспитатель. Незнайка, теперь ты точно знаешь какое сейчас время года и его приметы.
Поиграй с нами в интересную игру.
Подвижная игра «Найди пару»
Ход игры: дети стоят по кругу, в центре- листья (их количество по количеству детей и подобраны листья так, чтобы можно было составить пары листьев). Дети идут по кругу со словами: «Раз, два, три - лист скорей бери!» Каждый берёт листок.
Воспитатель говорит: «Найдите себе пару - листочек такого же цвета.»
Незнайка. Спасибо, ребята.
ВОСПИТАТЕЛЬ: А сейчас давайте для Незнайки придумаем красивые предложения про осень. Каждое предложение начинается со слова «Осенью». Например : «Осенью листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают».
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
(Осенью солнышко светит, но не греет. Осенью часто идут затяжные, моросящие дожди. Осенью листья на деревьях разноцветные. Осенью землю покрывают листья — все вокруг желтое. Осенью ветер обрывает листья с деревьев, они кружатся и падают на землю. Осенью много листьев с шуршанием летят на землю — это листопад. Осенью погода бывает хмурая, грустная, печальная. Осенью небо закрыто тучами, часто идут холодные дожди. Осенью перелетные птицы улетают в теплые края. Осенью люди собирают урожай овощей и делают запасы на зиму. Осенью многие животные строят и утепляют норы, делают запасы.)
НЕЗНАЙКА: Молодцы, ребята, придумали много красивых предложений об осени.
Воспитатель: А сейчас подойдите к столам и сделайте зарисовки признаков осени, какие запомнили. Мы их подарим Незнайке, чтобы он не путал больше осень с другими временами года.
(дети делают зарисовки).
НЕЗНАЙКА: Спасибо, ребята за ваши рисунки, а мне пора возвращаться домой. До свидания.