Павлова Наталия
Конспект занятия по развитию речи «Ознакомление детей с русскими народными пословицами и поговорками» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия :
- дать детям представление о жанровых особенностях русских народных пословиц и поговорок (о труде, дружбе, верности);
- назначение пословиц и поговорок, их отличие от других малых фольклорных форм.
Словарная работа:
-активизация словаря (цениться, посеять, пожать, лениться)
Демонстрационный материал:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Ознакомление детей с русскими народными пословицами и поговорками“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Пословицы и поговорки для детей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- иллюстрации к пословицам и поговоркам
* «На всякого Егорку есть поговорка» М. 76 год, худ. А. Елисеев.
* «В большом деле, и маленькая помощь дорога» издательство «Малыш», 86 год.
Ход занятия:
Дети в зале, садятся на стулья, рассматривают зал. Звучит фоновая музыка. В за вбегает Емеля.
Ем: (печке) Ах вот ты куда уехала! Еле тебя нашел!
Восп: Ребята, кто это? (ответы детей : Иван, Емеля и т. д.)
Ем: Здравствуйте ребята! Я, Емеля. А вы знаете из какой я сказки?
Дети: «По щучьему велению»
Восп: Емеля. У нас занятие, на нем ребята учатся и развивают свои знания. Садись и ты с нами и послушай.
ЕМ: (начинает лениться) Опять ученья, наставленья. Лучше я полежу на печке и отдохну (зевает, потягивается)
Восп: Ой ребята, а Емеля у нас какой ленивый, нетрудолюбивый!
«Лениться да гулять – добра не видать!» Емеля не ленись, «Кто ленится тот не ценится!». Ребята, а какие пословицы о труде знаете вы?
Дети: «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда», «Что посеешь то и пожнёшь», «Собирай по ягодке и наберешь кузовок».
Восп: Поднимайся Емеля, вставай и ответь нам на вопрос: много ли ты знаешь сказок?
Ем: Да! (перечисляет)
Восп: А вы, ребята? (ответы детей). А как вы думаете, кто сочиняет сказки?
Дети: Народ
Восп: Верно. В сказках заключена народная мудрость. Они учат нас быть трудолюбивыми, добрыми. Ребята, а какие сказки вам больше нравятся? (ответы) В сказках добро всегда побеждает зло. Народной мудрости нас учат также пословицы и поговорки. Какие пословицы и поговорки вы знаете? (ответы).
У народа на всякий случай есть меткое словечко – пословица. Они учат смелости, верности, дружбе, трудолюбию. В них нередко говориться о животных, а подразумевается человек. Емеля, а ты какие знаешь пословицы?
Ем: (начинает путаться и загадывает загадки)
1. Возле леса на опушке, украшая темный бор, вырос пестрый как Петрушка ядовитый (мухомор).
2. Без досок, без топоров, через речку мост готов. Мост как синее стекло: скользко, весело, бело (лед).
3. Надомной, над тобой, пролетел мешок с водой. Наскочил на дальний лес. Прохудился и исчез. (туча)
Восп: Емеля, это же загадки, а не пословицы.
Ем: Да? (чешет затылок) Ребята, а чем пословицы и поговорки отличаются от загадок? (пожимает плечами)
Дети: Загадки надо отгадывать, а пословицы надо знать и понимать.
Ем: Ах, вот оно что! (удивляется) Теперь буду знать!
Физкультминутка: проводит Емеля.
Ем: Ребята, а вы хотите поиграть? (да) Тогда делитесь на две команды.
(2 стола, на каждом по 3-4 предмета)
1 задание: кто больше загадает загадок.
2 задание: кто больше назовет пословиц и поговорок.
Восп: Ребята, а еще к пословицам и поговоркам есть иллюстрации (картинки). Давайте вместе подойдем к мольберту и рассмотрим их. Я буду показывать иллюстрацию, а вы попробуйте угадать какая в них скрыта пословица или поговорка. (4-5 иллюстраций)
Ем: Вот и все, пора прощаться, да в путь дорогу собираться. (кланяется и уходит).
Восп: И нам с вами пора возвращаться в группу.