Елена Кузьмина
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа о городе Белебей с опорой на мнемотаблицу»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Мой город. Составление рассказа о городе Белебей с опорой на мнемотаблицу.
Цель: создание условий для составления воспитанниками связного рассказа о родном городе через игровую мотивацию.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
-учить составлять рассказ о родном городе с опорой на мнемотаблицу;
-пополнять, уточнять, активизировать словарь детей по теме «Мой город»;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Составление рассказа о городе Белебей с опорой на мнемотаблицу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
-упражнять в подборе прилагательных – определений к существительному, в образовании форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах, в образовании сравнительной степени прилагательных, в составлении распространенных предложений.
коррекционно-развивающие:
-развивать связную речь,
- развивать умение отвечать на вопросы полным ответом;
-развивать познавательные интересы, выражающиеся в самостоятельном поиске интересующей информации, творческие способности.
-развивать внимание, память, мышление.
Воспитательная: воспитывать любовь к родному городу, желание увидеть его красивым, экологически чистым.
Задачи в интеграции: «Физическое развитие» учить координировать слова с движениями.
«Познавательное развитие» систематизировать и закрепить знания о родном городе.
Материалы и оборудование: доска, магнитики, фото города, газета «Белебеевские известия», мнемотаблица, разрезные картинки «Молочный комбинат», «Керамика», «Автонормаль».
Организационно-мотивационный этап
(Дети стоят в кругу, приветствие друг друга.)
С добрым утром
Начат день
Первым делом
Гоним лень
На занятье не зевать
А работать, отвечать.
Хором.
Чисто, верно говорим, И за речью мы следим.
Воспитатель приносит в группу газету «Белебеевские известия».
-Ребята, сегодня почтальон доставил новый выпуск газеты «Белебеевские известия. В этом номере есть объявление, которое хочу вам прочитать. (Воспитатель читает объявление из газеты)
«Дорогие ребята! Мы с вами живем в огромной стране Россия, в которой много красивых городов. Мы хотим в следующем номере напечатать статью об одном из них. Поэтому объявляется конкурс на самый лучший рассказ о своем родном городе. Самые лучшие работы мы напечатаем в нашей газете. Просим вас принять участие»
-Ребята, вы хотите, чтобы ваши рассказы напечатали в газете?
-Что нам надо сделать для этого? (принять участие в конкурсе, отправить им рассказы про наш город)
-Для того, чтобы статья получилась интересная, нам предстоит самим побольше узнать о своем городе. Ведь невозможно рассказать о том, в чем сам плохо разбираешься.
- Кто пишет статьи в журналы и газеты? (журналист, корреспондент)
-Журналист старается найти интересную тему, много думает, берет интервью. Я тоже хочу взять у вас интервью. Я буду задавать вопросы, и передавать вам микрофон. У кого в руках окажется микрофон, тот должен быстро ответить на вопрос.
Упражнение «Интервью»
-В какой стране мы живем?
-Как называется столица России?
-Как называется наша Республика?
-Как называется наш город?
-Как зовут жителей нашего города? (горожане, белебеевцы).
Рассказ должен быть составлен грамотно. Для того чтобы нам было легче это сделать, главный редактор газеты «Белебеевские известия» прислал нам рисунки-подсказки. С их помощью вы сможете быстро и грамотно написать рассказ о нашем городе.
А вот и 1 подсказка. (Приложение1. Рис. 1)
- Как вы думаете, глядя на эту подсказку, с чего мы можем начать наш рассказ?
Эта подсказка говорит нам «Я живу в городе Белебей, который расположен в республике Башкортостан»
Перейдем к следующей подсказке. (Приложение1. Рис. 2)
-Что она может обозначать? Надо рассказать про улицы нашего города.
Задание «Составь предложение»
- Ребята, когда вы гуляете по улице, вы можете почувствовать различные запахи. Иногда по запаху можно определить, что находится на этой улице. Я предлагаю вам поиграть. Выбираете карточку, смотрите, что на ней нарисовано и составляете такое предложение:
-Если на улице пахнет булочкой, значит на ней находится булочная.
-Если на улице пахнет конфетами, шоколадом, то…. (кондитерская фабрика).
-Если на улице пахнет рыбой, значит рядом….(рыбный магазин)
-Если на улице пахнет колбасой, значит где-то недалеко…. (мясная лавка)
-Если на улице пахнет едой, значит здесь…. (столовая, кафе)
-Если пахнет пиццей, значит здесь (пиццерия)
-Если пахнет цветами, значит здесь….(цветочный магазин)
-А если на улице пахнет бензином, то…. (бензоколонка, много машин).
-Если пахнет дымом, гарью или чем-то неприятным, вам приятно гулять на такой улице? Нет, в воздухе находятся вредные вещества.
-Что можно сделать, чтобы воздух в городе был чистым?
Надо ставить на трубы специальные фильтры, которые бы улавливали вредные запахи, сажать деревья и цветы. Воздух в городе должен быть чистым, как легко дышится там, где много деревьев, цветов.
-Какое предложение можем составить по этой подсказке? (Улицы нашего города зеленые, на них много деревьев и красивых домов)
-А вот и третья подсказка (Приложение1. Рис. 3)
-Как вы думаете, что может обозначать эта подсказка? Вам надо рассказать на какой улице вы проживаете. Я попрошу вас взять интервью друг у друга и узнать, кто на какой улице живет.
Упражнение «Назови свою улицу»
(Я живу на улице Войкова, а ты, Ролан, на какой улице живешь? И т. д.)
А вот и 4 подсказка (Приложение1. Рис. 4)
-Что здесь нарисовано? (дома, здания)
-О чем мы должны рассказать? Нам надо рассказать о том, какие здания есть в нашем городе)
Упражнение «В нашем городе много….»
(Домов, улиц, деревьев, школ, детских садов и тд.)
Вот какие здания есть в нашем городе. Давайте прогуляемся по нашему городу.
Физминутка
Я по улице шагаю,
Рядом мамочка идёт.
Вижу: голуби летают,
Вижу в небе самолёт.
Вот машины проезжают,
Тучки по небу плывут,
Ветками деревья машут,
Птички песенки поют!
Улыбаюсь встречным лицам
И они мне. Как я рад!
Здравствуй, город мой любимый!
Здравствуй, здравствуй, детский сад!
(Выполняется 2 раза)
-Ребята, а интересно ли было бы вам читать журнал, где один только текст? Нет, конечно, и потому при создании журнала очень важна работа фотографа. Они работает над материалом совместно с журналистом, фотографии дополняют текст, раскрывают его содержание. Когда человек листает страницы журнала, часто именно фотография привлекает внимание к напечатанной статье.
Дидактическая игра «Разрезные картинки» (Приложение 2) (Дети работают по подгруппам)
Сейчас я предлагаю собрать фотографию из разрезанных частей и узнать какие еще организации есть в нашем городе. (Дети делятся на подгруппы и собирают разрезные картинки)
-Какие здания изображены на полученных фотографиях. (Молокозавод, Автонормаль, Кирпичный завод)
Вот и следующая подсказка, нам надо рассказать об промышленных объектах нашего города.
5 подсказка (Приложение1. Рис. 5) «В нашем городе есть завод Автонормаль, молочный комбинат, кирпичный завод»
-Посмотрим на последнюю подсказку. (Приложение1. Рис. 6)
-Как вы думаете, что может обозначать этот знак? (Сердце, любовь) Вам надо рассказать, за что вы любите свой город.
Задание «Продолжите предложение «Я люблю свой город, потому что….»
(я в нем родился, он самый красивый, здесь живет моя семья и т. д.)
Воспитатель:
Обойди хоть сто дорог,
Обогни планету,
Невелик наш городок,
А дороже нету.
Вот в таком замечательном городе мы живем.
Все подсказки собраны, осталось только написать статью. Давайте прочитаем что у нас получилось. (Я живу в городе Белебей, который расположен в республике Башкортостан. Улицы нашего города зеленые, на них много деревьев и красивых домов. Я живу на улице….
В нашем городе есть школы, детские сады, музыкальная школа, стадион, кинотеатр. В моем родном городе есть завод Автонормаль, молокозавод и кирпичный завод «Керамика». Я люблю свой город, потому что он очень красивый.
А теперь послушаем, какие рассказы вы составили. Рассказы я буду записывать, ведь нам надо отправить их в газету. Поэтому, говорите чётко, громко (1-2 ребенка составляют рассказ)
- Ребята, в газете будут статьи от детей из другого города и они напишут, что их город самый красивый. Потому что, то место, где человек живет, ему кажется самым красивым и родным. Давайте поспорим с этими ребятами, ведь мы считаем, что наш город еще красивее.
(Зачитываю первую часть предложения, дети по очереди называют вторую часть с прилагательным сравнительной степени)
Упражнение Я начну, а ты продолжи»
- Они напишут: В нашем городе деревья высокие, а в нашем еще выше.
В нашем городе улицы длинные, а в нашем еще длиннее.
В нашем городе дома большие, …
В нашем городе люди добрые, …
В нашем городе парки красивые, …
В нашем городе фонари яркие, …
В нашем городе праздники веселые, …
В нашем городе дороги чистые, …
Я думаю, что теперь вы можете рассказать о своем городе без подсказок. Кто расскажет? (1-2 ребенка рассказывают самостоятельно, без помощи мнемотаблицы)
Оценочно-рефлексивный
-Дети, спасибо, вы сегодня меня очень порадовали. Вы были интересными рассказчиками, внимательными слушателями и хорошими знатоками своего города. Мы отправим статью про наш город в газету. Теперь, люди смогут с ним ознакомиться и узнать много нового о нашем городе. Я думаю, прочитав нашу статью, люди из других городов захотят посетить наш город.
Самых лучших журналистов называют звезда журналистики. Вы хорошо потрудились и заслужили это звание. Если вы справились со всеми заданиями, выберите самую большую звезду, если какие то задания не смогли выполнить, среднюю, а кто сегодня не справился ни с одним заданием, выберите самую маленькую звездочку.
-Почему ты выбрал большую звезду? (среднюю, маленькую)
-Какие задания были сложными для тебя?
-Чей рассказ понравился больше? Почему?
-Спасибо всем за работу.