Анна Морозова
Занятие по развитию речи в старшей группе «Знакомство с русской национальной одеждой»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание
- развивать у детей представление об истории цивилизации;
- познакомить детей с русской национальной одеждой;
- развивать связную речь детей, через составление предложений разной конструкции;
- обогащать и активизировать словарь детей (рубаха – косоворотка, кафтан, кокошник, чепец, душегрея).
Методические приё мы: наглядные – рассматривание иллюстраций. Словесные – беседа, вопрос – ответ, рассказ воспитателя. Игровые – подвижные игры, хоровод.
Публикация «Занятие по развитию речи в старшей группе „Знакомство с русской национальной одеждой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Предварительная работа: чтение художественной литературы, чтение детских энциклопедий – разделы о русской народной одежде, посещение краеведческого музея, рассматривание иллюстраций.
Ход
Воспитатель. Ребята, я приглашаю вас рассмотреть иллюстрации, на которых изображена одежда. Но сначала я хочу узнать:
- для чего нужна одежда?
- что было бы, если б одежды не было? (ответы детей)
Воспитатель. А теперь, ребята, закройте глаза. Открывайте. Перед вами иллюстрации с русской одеждой. Полюбуйтесь, ребята, на эти наряды. Как вы думаете, это мужская или женская одежда? (ответы детей – для мужчин).
Воспитатель. Посмотрите, ребята, это кепка. В старину все мужчины носили кепки. Да и по сей день носят. Только сейчас кепки шьют разного фасона и из разного материала.
- А теперь обратите внимание на эту работу – это рубаха – косоворотка.
- Кто из вас догадался почему она так называется? (ответы детей)
- Она так называется, потому что разрез ворота находится не посередине, на боку (косо). От этого и название такое. Давайте все вместе повторим – рубаха-косоворотка.
- Из каких слов состоит это слово?
Предполагаемые ответы детей: косой ворот.
Воспитатель. Получается косоворотка.
Воспитатель. А теперь, ребята, полюбуйтесь на следующий наряд, какой он красивый. Это кафтан. Давайте повторим все вместе. Кто нам может рассказать о кафтане?
Рассказ ребё нка: Богатые люди раньше на Руси носили кафтаны из дорогой ткани со свисающими до земли рукавами. Понятно, что заниматься физическим трудом в таком виде невозможно. Благодаря кафтану и возникла поговорка: «работать спустя рукава».
Воспитатель. Работать «спустя рукава» – это хорошо или плохо?
Предполагаемые ответы детей: лениться, не стараться…
Воспитатель. Итак, что это такое? (кафтан)
- Где звук «К» находится в этом слове: в начале, середине или в конце слова?
Предполагаемые ответы детей: в начале слова.
Физкультминутка:
Хоровод «Вдоль по улице молодчик идёт»
- Ребята, предлагаю встать в круг и спеть песню, как в старину молодчики и девушки водили хороводы.
Воспитатель. А теперь, посмотрите на другую нашу выставку. Здесь тоже одежда. Как вы думаете для кого?
Предполагаемые ответы детей: для женщин.
Воспитатель. Что это, ребята?
Предполагаемые ответы детей:рубаха.
Воспитатель. Кто хочет рассказать мне о ней?
Рассказ ребёнка. Раньше на Руси основой женского костюма являлась рубаха, длинная. Носили рубаху с нешироким поясом. Часть обшивали орнаментом. Поверх рубахи надевали юбку или сарафан.
Воспитатель. Что такое орнамент?
Предполагаемые ответы детей: узоры на одежде.
Воспитатель. Полюбуйтесь на этот предмет одежды. Красивый, расшитый узором. Это душегрея. Давайте повторим. (можно спросить отдельных детей)
- Из каких двух слов состоит это слово?
Предполагаемые ответы детей:душа, греет.
Воспитатель. Душегрея короткая, немного прикрывает талию, одевали её на сарафан, расшивали её узором. Раньше люди думали, что душа находится в груди, поэтому душегрея и прикрывает верхнюю часть тела. Как - будто греет душу.
- Дальше рассматриваем экспонаты. Ребята, как называются эти предметы?
Предполагаемые ответы детей: головные уборы.
Воспитатель. Девушки на Руси носили кокошники. Это нарядный головной убор, обшивали его золотом и драгоценными камнями. Хором скажите: кокошник. Где звук «К» слышится в этом слове? (в начале, середине или в конце слова).
- Вы слышали такое выражение «опростоволоситься»? Что это значит?
(опозориться). И это выражение связано с историей. Сорвать головной убор с женщины считалось оскорблением, позором, отсюда и вышло выражение: «опростоволоситься». Значит, сделать что- то неправильно, опозориться. Сейчас же ходить с непокрытой головой красиво, а поговорка осталась и по сей день.
- Вот такие наряды и головные уборы носили раньше на Руси женщины и девушки.
Воспитатель. Ну вот, мы вернулись с выставки снова в группу. Понравилась вам выставка?
С чем мы познакомились?
- Что нового узнали?
- Какие новые слова?