Папки-передвижки

Занятие по развитию речи в старшей группе «Знакомство с русской национальной одеждой»

Анна Морозова
Занятие по развитию речи в старшей группе «Знакомство с русской национальной одеждой»

Программное содержание

- развивать у детей представление об истории цивилизации;

- познакомить детей с русской национальной одеждой;

- развивать связную речь детей, через составление предложений разной конструкции;

- обогащать и активизировать словарь детей (рубаха – косоворотка, кафтан, кокошник, чепец, душегрея).

Методические приё мы: наглядные – рассматривание иллюстраций. Словесные – беседа, вопрос – ответ, рассказ воспитателя. Игровые – подвижные игры, хоровод.

Публикация «Занятие по развитию речи в старшей группе „Знакомство с русской национальной одеждой“» размещена в разделах

Предварительная работа: чтение художественной литературы, чтение детских энциклопедий – разделы о русской народной одежде, посещение краеведческого музея, рассматривание иллюстраций.

Ход

Воспитатель. Ребята, я приглашаю вас рассмотреть иллюстрации, на которых изображена одежда. Но сначала я хочу узнать:

- для чего нужна одежда?

- что было бы, если б одежды не было? (ответы детей)

Воспитатель. А теперь, ребята, закройте глаза. Открывайте. Перед вами иллюстрации с русской одеждой. Полюбуйтесь, ребята, на эти наряды. Как вы думаете, это мужская или женская одежда? (ответы детей – для мужчин).

Воспитатель. Посмотрите, ребята, это кепка. В старину все мужчины носили кепки. Да и по сей день носят. Только сейчас кепки шьют разного фасона и из разного материала.

- А теперь обратите внимание на эту работу – это рубаха – косоворотка.

- Кто из вас догадался почему она так называется? (ответы детей)

- Она так называется, потому что разрез ворота находится не посередине, на боку (косо). От этого и название такое. Давайте все вместе повторим – рубаха-косоворотка.

- Из каких слов состоит это слово?

Предполагаемые ответы детей: косой ворот.

Воспитатель. Получается косоворотка.

Воспитатель. А теперь, ребята, полюбуйтесь на следующий наряд, какой он красивый. Это кафтан. Давайте повторим все вместе. Кто нам может рассказать о кафтане?

Рассказ ребё нка: Богатые люди раньше на Руси носили кафтаны из дорогой ткани со свисающими до земли рукавами. Понятно, что заниматься физическим трудом в таком виде невозможно. Благодаря кафтану и возникла поговорка: «работать спустя рукава».

Воспитатель. Работать «спустя рукава» – это хорошо или плохо?

Предполагаемые ответы детей: лениться, не стараться…

Воспитатель. Итак, что это такое? (кафтан)

- Где звук «К» находится в этом слове: в начале, середине или в конце слова?

Предполагаемые ответы детей: в начале слова.

Физкультминутка:

Хоровод «Вдоль по улице молодчик идёт»

- Ребята, предлагаю встать в круг и спеть песню, как в старину молодчики и девушки водили хороводы.

Воспитатель. А теперь, посмотрите на другую нашу выставку. Здесь тоже одежда. Как вы думаете для кого?

Предполагаемые ответы детей: для женщин.

Воспитатель. Что это, ребята?

Предполагаемые ответы детей:рубаха.

Воспитатель. Кто хочет рассказать мне о ней?

Рассказ ребёнка. Раньше на Руси основой женского костюма являлась рубаха, длинная. Носили рубаху с нешироким поясом. Часть обшивали орнаментом. Поверх рубахи надевали юбку или сарафан.

Воспитатель. Что такое орнамент?

Предполагаемые ответы детей: узоры на одежде.

Воспитатель. Полюбуйтесь на этот предмет одежды. Красивый, расшитый узором. Это душегрея. Давайте повторим. (можно спросить отдельных детей)

- Из каких двух слов состоит это слово?

Предполагаемые ответы детей:душа, греет.

Воспитатель. Душегрея короткая, немного прикрывает талию, одевали её на сарафан, расшивали её узором. Раньше люди думали, что душа находится в груди, поэтому душегрея и прикрывает верхнюю часть тела. Как - будто греет душу.

- Дальше рассматриваем экспонаты. Ребята, как называются эти предметы?

Предполагаемые ответы детей: головные уборы.

Воспитатель. Девушки на Руси носили кокошники. Это нарядный головной убор, обшивали его золотом и драгоценными камнями. Хором скажите: кокошник. Где звук «К» слышится в этом слове? (в начале, середине или в конце слова).

- Вы слышали такое выражение «опростоволоситься»? Что это значит?

(опозориться). И это выражение связано с историей. Сорвать головной убор с женщины считалось оскорблением, позором, отсюда и вышло выражение: «опростоволоситься». Значит, сделать что- то неправильно, опозориться. Сейчас же ходить с непокрытой головой красиво, а поговорка осталась и по сей день.

- Вот такие наряды и головные уборы носили раньше на Руси женщины и девушки.

Воспитатель. Ну вот, мы вернулись с выставки снова в группу. Понравилась вам выставка?

С чем мы познакомились?

- Что нового узнали?

- Какие новые слова?

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи на тему «Русская национальная одежда» для детей старшей группы Конспект занятия по развитию речи на тему: «ЗНАКОМСТВО С РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОДЕЖДОЙ» для детей старшей группы. Автор: Шишелова Ольга Владимировна.

Конспект занятия «Знакомство со славянскими народными костюмами» Конспект занятия по развитию речи на тему: «ЗНАКОМСТВО СО СЛАВЯНСКИМИ НАЦИОНАЛЬНЫМИ КОСТЮМАМИ» для детей средней группы. Воспитатель МБДОУ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по развитию речи в старшей группе «Знакомство с русской национальной одеждой»
Опубликовано: 10 декабря 2014 в 23:08
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД