Конспект занятия по развитию связной речи. Составление рассказа по картине «Зимние забавы» (средняя группа)

Тамара Охлопкова
Конспект занятия по развитию связной речи. Составление рассказа по картине «Зимние забавы» (средняя группа)

Тема. Составление рассказа по картине «Зимние игры»

Цель: формирование связной речи на основе упражнения в составлении рассказа по сюжетной картине с опорой на вопросы и предметные картинки.

Задачи:

1. Формировать навык целенаправленного восприятия наглядного содержания картины.

2. Активизировать словарь.

2. Закреплять умение составлять предложения из трех-четырех слов.

4. Упражнять в составлении рассказа с опорой на вопросы педагога и предметные картинки.

5. Развивать слуховое внимание, зрительное восприятие, предпосылки логического мышления, диалогическую и монологическую речь, эмоциональную сферу.

6. Воспитывать культуру речи, умение слушать других.

Ход.

1. Организационный момент.

(дети стоят возле логопеда)

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть.

Ой, я слышу какие-то звуки.

Послушайте, что это воет? (Фонограмма «Вой вьюги»). Вьюга воет.

Послушайте, что это скрипит, хрустит? (Фонограмма «Скрип снега»). Снег скрипит. Снег хрустит.

Итог: Мы слушали звуки.

2. Введение в тему.

- Когда мы можем услышать эти звуки: вой вьюги и скрип снега под ногами? Зимой.

- Мой знакомый художник – вот он (показ картинки) - нарисовал картину о зиме. Хотите увидеть его картину? 1-2-3 смотри!

(с мольберта снять занавес, на нем – картина «Зимние забавы»)

Конспект занятия по развитию связной речи. Составление рассказа по картине «Зимние забавы» (средняя группа)

Художник просит нас придумать рассказ о том, что изображено на картине.

Итог: будем придумывать, составлять рассказ.

3. Основная часть.

(дети садятся на стульчики)

1) Созерцание картины.

- Внимательно рассмотрим картину художника, полюбуемся, пока звучит музыка.

(Фонограмма – минус из м/ф «Зима в Простоквашино» «Кабы не было зимы.»)

Итог: Вы внимательно рассмотрели картину

2) Упражнение «Кто больше увидит?» - развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.

- Я снова закрою картину, а вы назовете предметы, которые изображены на ней. За каждый правильный ответ – снежинка. Снежинки я прикреплю вот сюда. (На доску над картиной).

- Посмотрим, все ли мы увидели на картине.

(Логопед прикрепляет снежинки на названные предметы, если остаются незакрытые снежинками предметы, на них обращается внимание, и они называются.)

Итог: мы увидели все предметы.

3) Беседа по картине – развитие диалогической речи, актуализация имеющихся у детей знаний.

(Ответы детей записываются на диктофон. Для этого после коллективных ответов вызвать одного ребенка и попросить повторить ещё раз.)

- Посмотрите внимательно на картину и скажите:

- Какое время года? (Зима. Наступила зима.)

(под картину прикрепить маленькую картинку «Зима»)

- Как вы догадались? Что лежит на земле? (Снег. На земле лежит снег.) (под картину прикрепить маленькую картинку «Снег»)

- Посмотрите, вспомните и скажите, какой снег? (белый, холодный, мягкий). (На земле лежит мягкий снег)

- Кто вышел гулять? (Дети, ребята. Дети вышли гулять.)

(под картину прикрепить маленькую картинку «Дети»)

- Что взяли дети на прогулку? (лопатку, санки, мишку. Дети взяли лопатку, санки, мишку.)

(под картину прикрепить маленькую картинку «лопатка, санки, мишка»)

- Как сказать одним словом, чем заняты дети? Что они делают на прогулке? (Играют. На прогулке дети играют.)

-Подумайте, как можно назвать эту картину? (Игры на прогулке зимой. Зимние игры.)

- Представьте, что мы оказались на этой картине вместе с ребятами. Какие звуки мы можем услышать?

(фонограмма «Скрип снега, детский смех»)

- Что вы услышали? (Снег скрипит, дети смеются и кричат.)

- Как вы думаете, какое настроение у детей? (хорошее, веселое, радостное)

- Какое настроение у вас, когда вы видите эту картину?

Итог: мы говорили о картине.

4) Упражнение «4-й лишний» - развитие логического мышления.

(фонограмма «Скрип снега»)

- Прислушайтесь, что это? (Скрипит снег. К нам кто- то идет.)

(появляется Снеговик - игрушка)

- Здравствуйте, ребята! Я принес вам картинки. (Показать конверт). Отгадайте, какая из картинок лишняя?

- Ребята, подойдем к наборному полотну, откроем конверт, вынем картинки и найдем одну лишнюю.

(дети подходят к наборному полотну, стоят)

Картинки: дети играют в снежки, мальчик катает девочку на санках, девочки строят горку, дети убирают урожай.

Дети показывают лишнюю картинку.

- Почему? (потому что на ней осень)

- Эта картинка лишняя, потому что на ней осень.

(Если дети затрудняются, применить следующий прием:

- Какое время года на первой картинке? (Зима) – логопед ставит около нее синий кружок.

- Какое время года на второй картинке (Зима) - логопед ставит около нее синий кружок.

-Какое время года на третьей картинке (Зима) - логопед ставит около нее синий кружок.

-Какое время года на четвертой картинке (Осень) - логопед ставит около нее желтый кружок.

Внимательно посмотрите, какой кружок не такой, как остальные.)

Итог: мы правильно нашли лишнюю картинку

5) Упражнение в составлении предложений.

(дети сидят на стульчиках)

- Среди этих картинок найдите только те, которые подходят к нашей картине «Зимние игры». Рассмотрим их внимательно и расскажем, что на них изображено.

А) Составление предложения по картинке «Мальчик катает девочку»

- Кто это? (мальчик) – логопед ставит схему-полоску.

- Что делает? (катает, везет) - логопед ставит схему-полоску.

- Кого? (девочку) - логопед ставит схему-полоску.

-Скажем все слова вместе.

Мальчик катает девочку.

- Придумайте, кого ещё можно катать? (в случае затруднения – показать предметные картинки: кукла, зайчик, собачка,)

(Дети составляют 2-3 предложения, проговаривают, логопед показывает схему)

- На чем мальчик катает девочку? (На санках. Мальчик катает девочку на санках.)

- Я прикреплю эту картинку под нашу картину.

Б) Составление предложения по картинке «Дети строят горку».

- Посмотрим на эту картинку.

- Кто это? (Дети, девочки)

- Что делают? (Строят, лепят)

- Что строят девочки? (горку)

Скажем все слова вместе.

- Из чего дети строят горку? (Из снега).

- Значит, какая горка? (снежная).

- Какую горку строят девочки? (Снежную. Девочки строят снежную горку).

- Как вы думаете, кого они будут катать с горки. (Они будут катать мишку с горки)

- Я прикреплю и эту картинку под нашу картину.

Итог: мы составили предложения по картинкам.

- Дети так хорошо гуляют, что хочется попасть к ним на картину. Представим, что мы тоже на прогулке.

3. Динамическая пауза.

(дети стоят на ковре в центре комнаты)

А) Самомассаж рук.

Очень холодно зимой!

Мерзнут ручки: ой, ой, ой!

Чтобы ручки нам согреть,

Нужно ручки растереть!

(растираем пальчики, ладони до ощущения тепла)

Б) Координация речи с движением «Хорошо зимой гулять!»

Хорошо зимой гулять! Ритмично хлопаем в ладоши.

Снег лопатой разгребать, «Разгребаем»

Горку снежную построить, Поднять руки, изобразить горку

Ребят на санках покатать! Присесть, руки вперед

Хорошо зимой гулять! Ритмично хлопаем в ладоши.

- Скажите, как детям зимой: хорошо или плохо? Весело или грустно? Детям зимой весело!

(показать два смайлика, выбрать весёлый, прикрепить под большой картиной)

4. Составление рассказа.

Прослушивание ответов детей, записанных на диктофон.

- Послушаем, что мы рассказали.

Наступила зима. Дети вышли гулять. Дети взяли лопатку, санки, мишку. Мальчик катает девочку на санках. Девочки строят снежную горку. Они будут катать мишку с горки. Детям зимой весело!

У нас получился рассказ. Рассказ «Зимние игры». В нем мы рассказали обо всем, что нарисовал художник на своей картине.

5. Итог

- Мы очень постарались и составили интересный рассказ. Сейчас пойдем в группу, поставим такую же картинку в логопедический уголок. Вечером вы расскажете наш рассказ воспитателю.

Публикации по теме:

Составление описательного рассказа по картине «Зимние забавы» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление описательного рассказа по картине "Зимние забавы"» Задачи: - связная.

Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Ежи» в подготовительной группеКонспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Ежи» в подготовительной группе Цель: развивать диалогическую речь детей. Задачи: формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием, развивать.

Конспект НОД по развитию речи «Составление сюжетного рассказа по набору игрушек» (подготовительная к школе группа)Конспект НОД по развитию речи «Составление сюжетного рассказа по набору игрушек» (подготовительная к школе группа) Задачи:Учить составлять сюжетный рассказ и давать описание и характеристику персонажей. Продолжать работу по составлению предложений из набора.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по картине «Прогулка в осеннем парке»Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по картине «Прогулка в осеннем парке» НОД в средней группе по развитию речи "Составление рассказа по картине "Прогулка по осеннему парку". Цель: учить детей составлять небольшой.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Зима
  • Зима
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию связной речи. Составление рассказа по картине «Зимние забавы» (средняя группа)
Опубликовано: 23 января 2020 в 22:09
+31Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 февраля. День сюжетно-ролевой игры на МААМ

Игра является ведущим видом деятельности для детей. А в игре сюжетно-ролевой (на любую тему) как в зеркале, отражаются их представления об окружающем мире, о взаимоотношениях и профессиональных...

24 февраля. Масленица — начало сырной недели

Масленица — один из самых веселых народных праздников в России. Он продолжается целую неделю и символизирует прощание с зимой и встречу долгожданной весны. В древности почитали солнце как источник жизни....

Спортивный праздник «Мой защитник»
Добрый день всем, кто встречает праздник "День защитника Отечества" Представляем вашему вниманию сценарий и фотоотчет спортивного праздника, прошедшего в...
Проект ООД по художественно — эстетическому развитию «музыка» для детей...
Содержание 1. Актуальность проекта. 2. Тип проекта. 3. Продолжительность проекта. 4. Цель. 5. Задачи. 6. Основное содержание проекта. 7. Ожидаемые...
Методическая разработка Автор: учитель-логопед Синдицкая Ирина Михайловна Лэпбук...
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 66 «Белочка» города Смоленска Методическая разработка Автор: учитель-логопед Синдицкая Ирина...