Папки-передвижки

«Осень». Конспект занятия по развитию связной речи в логопедической группе старшего дошкольного возраста

Татьяна Мирошникова
«Осень». Конспект занятия по развитию связной речи в логопедической группе старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Цели. Образовательная – формировать навык составления описательного рассказа на тему «Осень» (с опорой на схемы, навыки связанности, развернутости, непрерывности высказывания. Расширять и активизировать словарный запас по лексическим темам «Осень», «Поведение птиц и животных осенью». Совершенствовать психологическую базу речи, увеличивать объем кратковременной линейной памяти.

Развивающая – развивать внимание, память, общую моторику.

Воспитывающие – воспитывать доброту, отзывчивость. Формировать правильное отношение к объектам природы.

Публикация «„Осень“, Конспект занятия по развитию связной речи в логопедической группе старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Оборудование.

Коврограф; схемы для составления описательных рассказов (солнце, небо, деревья, земля, птицы и животные); вентилятор, венок из осенних листьев, разноцветные листья, магнитофон, диск с записью музыки.

Лексический материал

Имена существительные: урожай, осень, корона, букет, листья, приметы, листопад, птицы, спячка;

Имена прилагательные: осенние, яркое, пасмурное, разноцветные, опавшие, перелетные, зимующие, оранжевый;

Глаголы: падают, летят, светит, греет, заготавливают.

Ход занятия:

Орг. момент.

Логопед. Послушайте внимательно загадку:

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья украшаю,

Но не касаюсь сосен и елочек, я …? (Осень.)

Закройте глаза. (Надевает венок и берет букет осенних листьев.) Откройте глаза. Кто я?

Дети. Осень.

Логопед. А почему вы так думаете?

Дети. Вы похожи на Осень из сказки, у Вас букет из осенних листьев.

Логопед. Что вы знаете об осени как о времени года?

Дети. Осенью солнце светит ярко, но не греет. Листья с деревьев падают на землю. Часто идут дожди, становится холодно. Птицы улетают на юг.

Логопед. Вы назвали приметы осени. Приметы – это отличительное свойство, признак, по которому можно узнать кого-нибудь или что-нибудь.

Основная часть.

I. Составление предложений по схемам

Логопед. Сегодня я к вам пришла с букетом из осенних листьев. Эти листья не простые, а с сюрпризами – схемами, которые помогут нам составить рассказ об осени. Вот наш помощник первый листочек-сюрприз. (На коврографе логопед выставляет схему «солнца».)

О чем мы будем составлять предложение?

Дети. О солнце.

Логопед. Какое бывает солнце?

Дети. Круглое, желтое, красивое, веселое, яркое.

Логопед. А как солнце светит и греет осенью?

Дети. Осенью солнце светит, но греет слабо. Тучи часто закрывают солнце.

Логопед. А теперь посмотрите на схему. О чем сейчас мы будем рассказывать? (Выставляет условное обозначение «неба».)

Дети. О небе.

Логопед. Что можно сказать про осеннее небо?

Дети. Небо осенью бывает пасмурное, серое, хмурое.

Логопед. Кто объяснит значение сочетания слов пасмурное небо?

Дети. Серое, нерадостное, грустное; часто идет дождь.

Логопед. Что вы можете сказать о растениях, их наряде? Какими деревья становятся в начале осени? (На коврографе помещает схему «дерева».)

Дети. Листья на деревьях становятся желтыми, красными, оранжевыми. У отдельных растений сохраняются зеленые листья.

Логопед. Как можно назвать одним словом желтые, красные, оранжевые листья? Какие они?

Дети. Разноцветные, разные, красивые.

Логопед просит повторить детей слово разноцветные хором и индивидуально.

Логопед. Назовите одним словом осеннее явление пироды, когда падают листья.

Дети. Листопад.

Логопед. Как вы понимаете слово листопад?

Дети. Это слово образовалось из двух слов: листья и падать.

Логопед. Какими деревья становятся к концу осени?

Дети. К концу осени деревья становятся голыми, грустными, некрасивыми.

Логопед. А теперь давайте вспомним все, что мы говорили о деревьях.

Дети. Листья на деревьях становятся разноцветными. Начинается листопад. К концу осени деревья стоят голые.

Логопед. О чем теперь будем составлять предложение? (Выставляет условное обозначение «земли».)

Дети. О земле.

Логопед. Чем покрыта земля осенью?

Дети. Земля покрыта опавшими листьями, сухой травой, ветками, шишками, иголками от елок.

II. Проведение динамической паузы.

Тихо звучит музыка.

Логопед. Ребята, давайте поиграем. Мы вместе будем рассказывать стихотворение и ритмично выполнять движения.

Осень, мы гулять идем.

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И шуршат, шуршат, шуршат.

Ветерок - дружок крылатый,

Дождь принес, и он закапал.

Капли по земле стучат,

Поиграть они хотят.

Ветер шутку не стерпел,

Зашипел и засвистел.

Ветер листья поднимает

И под ноги опускает.

Гонит ветер нас долой-

Отправляемся домой.

Логопед. Как вы понимаете выражение «листья сыплются дождем»?

Дети. С деревьев падает много листьев. Листья летят и летят.

Логопед. Пока мы гуляли, появился новый листок со схемой (Выставляется схема «птицы».) О ком будем говорить?

Дети. О птицах.

Логопед. Какие изменения происходят в жизни птиц осенью?

Дети. Перелетные птицы осенью улетают в теплые края, а зимующие остаются с нами.

Логопед. Как можно помочь зимующим птицам?

Дети. Птиц надо кормить, их нельзя пугать, к ним нужно относиться бережно.

Логопед. Что делают животные осенью? (Помещается условное обозначение «животные».)

Дети. Животные готовятся к зиме.

Логопед. Как они готовятся?

Дети. Белка и заяц меняют окраску шерсти. Белка готовит запасы на зиму. Медведь и еж впадают в зимнюю спячку.

Логопед. Как люди помогают выжить животным в условиях зимы?

Дети. Заготавливают корм для отдельных животных.

III. Развитие психологической базы речи.

Включается вентилятор, осенние листья, листья со схемами разлетаются.

Логопед. Резкий осенний ветер разбросал наши листья. Помогите мне, пожалуйста, собрать только те листья, на которых нарисованы схемы. Расположите их на коврографе в том порядке, в котором я вам их показывала.

Дети выполняют задание.

IV. Составление описательного рассказа по схемам.

Логопед. Внимательно посмотрите на схемы и послушайте какой рассказ об осени получился у меня благодаря нашим помощникам-листочкам.

Образец рассказа. Осенью солнце светит, но греет слабо. Небо пасмурное, покрыто тучами. Листья на деревьях становятся разноцветными. Начинается листопад. К концу осени деревья стоят голые. Земля покрыта опавшими листьями. Перелетные птицы осенью улетают в теплые края, а зимующие остаются с нами. Животные готовятся к зиме. Белка и заяц меняют окраску шерсти. Белка готовит запасы на зиму. Медведь и еж впадают в зимнюю спячку.

Логопед. А теперь мне и нашим гостям, хотелось бы услышать ваши рассказы об осени, вам будут помогать наши листики-помощники.

Дети составляют рассказ-описание по схемам

Итог занятия.

Логопед. Дети, что вам запомнилось, понравилось на занятии?

Дети. Как вы превращались в Осень. Как мы составляли предложения по схемам, выполняли движения под музыку.

Логопед. Наше занятие подошло к концу. Вы все хорошо отвечали на вопросы, старались правильно, красиво рассказывать, были активными. Я хочу подарить вам осенние букеты. Вы дома расскажите своим родителям об осени, прекрасном времени года, ее приметах. На следующем занятии мы с вами поговорим о том какое же к нам приближается следующее не менее прекрасное время года.

Публикации по теме:

Презентация «Ранняя весна» для обучения детей составлению описательного рассказа с опорой на картинки-символы по мнемотаблице Цель: -обогащать активный словарный запас детей; -развивать умение отгадывать загадки с опорой на картинки-символы; -развивать умение.

Схема для составления дошкольниками описательных рассказов.Схема для составления дошкольниками описательных рассказов. В январе я познакомила вас с конспектом НОД "Составление описательного рассказа о домашних животных с использованием плана-схемы". И только.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Осень». Конспект занятия по развитию связной речи в логопедической группе старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 17 февраля 2014 в 22:03
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Осень». Конспект занятия по развитию связной речи в логопедической группе старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Мирошникова (УИ 175613) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД