Надежда Панова
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта организованной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе
Тема: «В гостях у сказки»
Цель: создание условий для развития умений выстраивать схему содержания, опираясь на карты Проппа.
Публикация «Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе „В гостях у сказки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
Обучающая задача: закреплять умение соотносить знакомые образы с символами. Упражнять в умении составлять рассказы о животных, называть и пересказывать сказки на основе наглядных моделей, учить выделять основное содержание сказки. Учить придумывать коллективный рассказ, строить и «читать» простые модели сказки, воспроизводить последовательность действий.
Развивающая задача : развивать у детей память, внимание, наглядно-действенное мышление и воображение, интонационную выразительность речи, обогащать словарный запас.
Воспитательная задача: воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок, интерес к устному народному творчеству.
Образовательные области: приоритетная область – речевое развитие, в интеграции художественно-эстетическое.
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная.
Оборудование: карты В. Я. Проппа, сундучок, цветная бумажная ладошка, книги со сказками.
Этапы Действия, деятельность педагога Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
I. Организационный этап (3 минуты)
Введение в игровую ситуацию. Задача: мотивировать детей на включение в деятельность.
Формирование «детской» цели. Воспитатель обращается к детям:
-Ребята, вы любите сказки? Я тоже люблю сказки, так как в сказках происходят чудеса. А хотите отправиться в волшебный мир сказок и стать настоящими сказочниками? Вы согласны?
Только вот как нам попасть в страну сказок?
Может, полетим на ковре самолете?
Слушают, выражают собственные суждения.
Дети называют разные способы передвижения в сказках.
Дети садятся на ковер, закрывают глаза.
II. Основной этап (20 минут)
Актуализация знаний и умений. Задача: актуализировать знания детей сказок и их названий. -Вот мы и попали в волшебный лес. Какой здесь чудесный запах!
Носом глубоко дышите, спинки ровненько держите! (Вдох - выдох).
А какие вы знаете сказки, ребята?
Вы знаете, где живут сказки?
- А мои сказки живут в волшебном ларце. Хотите, откроем его? Волшебный ларец, чудеса соверши: нам сказки свои покажи!
Выполняют дыхательную гимнастику.
Отвечают на вопросы, рассматривают книги со сказками
Затруднение в ситуации. Задача: организовать анализ детьми возникшей ситуации, формировать опыт фиксации детьми затруднения в собственной деятельности и выявлять место и причину затруднения.
Формирование опыта целеполагания. Педагог обращает внимание детей на игрушку – зайца, сидящего на пенечке. Наводит детей на размышление о том, что зайку заколдовала баба Яга.
-Ребята, вы знаете, как снять заклятие с зайки? Где мы можем об этом узнать?
-В сказках обычно необходимо преодолевать препятствия
- Чтобы снять злые чары с зайчика, необходимо сочинить про него интересную сказку. Хотите попробовать? Что нам необходимо знать, чтобы придумать сказку? Из чего состоит любая сказка? А как называли людей, которые рассказывали сказки?
(сказочники)
-Значит, чему нам нужно научиться, чтоб стать настоящими сказочниками?
Слушают, сидя на стульчиках, делают предположения о том, где можно узнать о том, как снимать чары в сказках.
Отвечают на вопросы.
Открытие нового знания детьми. Задача: организовать диалог с детьми, направленный на открытие нового знания. В процессе диалога с детьми, они выяснят общую структуру сказки.
(Что такое сказка, чем сказка отличается от других литературных произведений, как сказки обычно начинаются и как заканчиваются, какое волшебство бывает в сказках, какими функциями наделены животные в сказках)
-А в нашем ларце есть помощники – волшебные карты и цветная ладошка. Первая карта – начало сказки и последняя – счастливый конец. Остальные карты разбросала по сказочному лесу баба Яга. Найдете их – сможете сочинить сказку.
Дети беседуют с педагогом, рассматривают карты Проппа.
Включение детьми нового знания в систему знаний ребенка. Задача: использовать новые знания в совместной деятельности.
Первая карта называется «Жили-были». Как вы думаете, почему на ней нарисован домик? Где живет наш герой?
-Вы уже знаете, какими словами обычно начинается любая сказка, а как будет начинаться наша сказка?
-О главном герое нужно немного рассказать, а поможет нам в этом цветная ладошка. Посмотрите, какая она интересная, а чем же она необычна?
-У нее все пальчики разного цвета, также и о нашем герое можно рассказать разными словами, чем он занимался, каким он был. Мы сочинили начало сказки. Чтобы сочинить середину сказки нам нужно добыть карты, разбросанные Бабой Ягой по волшебному лесу. Идем? А идти мы будем, напевая такую веселую песню: «Мы идем, мы идем, никогда не устаем, все преграды на пути можем запросто пройти».
А теперь нам необходимо придумать, куда и зачем мог отправиться наш зайка? Где он шел, какие трудности преодолевал?
-Молодцы, у вас отлично получается сочинять сказку. Идем дальше, мы ведь хотим снять заклятие с зайчика.
-Как вы думаете, почему человечка, изображенного на карте, можно назвать врагом? А какой враг может навредить нашему герою?
Идем дальше, нам нужна следующая карта.
-Ребята, неужели наш скромный зайка станет по-настоящему драться с врагом? Или он его перехитрит и придумает для врага спортивные состязания, в которых ему помогут остальные обитатели леса. А последняя карта «Счастливый конец» у нас уже есть. Чем же все закончилось в нашей сказке?
Какую интересную сказку вы сочинили, а теперь давайте ее расскажем целиком, и заклятие Бабы Яги уйдет, зайчик будет спасен.
Отвечают на вопросы
Рассматривают цветную ладошку, делают предположения, чем же она необычная.
Подбирают прилагательные, глаголы.
Дети, напевая, шагают, находят следующую карту под названием «Герой покидает дом»
Делают предположения, рассуждают.
Дети, напевая, шагают, находят карту под названием «Враг начинает действовать»
Дети отвечают на вопросы. По цветной ладошке перечисляют характеристики отрицательного героя.
Шагают, напевая, находят карту под названием «Битва с врагом»
Сочиняют, высказываются.
Придумывают концовку сказки, традиционную для всех сказок.
Дети с помощью выложенных карт рассказывают сочиненную сказку.
III. Заключительный этап (5 минут)
Осмысление. Задача: формировать первичный опыт по фиксации достижения цели и выявлять условия, которые позволили ее достичь. - Смотрите, ребята, нас ждет письмо от зайки: «За вашу интересную сказку Баба Яга сняла с меня колдовство. Я очень вам благодарен, спасибо!»
-Ну, а нам пора прощаться, и со сказкой расставаться. Закончились большие дела, и нам в детский сад возвращаться пора!
-Ребята, какое добро вы совершили? Где побывали? Кому помогли? Как вам удалось сочинить сказку?
Что вам помогло соединять все части сказки? Вам понравилось сочинять сказку?
- А нашу замечательную сказку вы сможете рассказать дома своим родным, а у любой сказки есть иллюстрации. Кто хочет нарисовать иллюстрации к нашей сказке, проходите за мольберты.
Слушают письмо от зайки.
Садятся на ковер – самолет.
Отвечают на вопросы.
Слушают, по желанию рисуют иллюстрации к сказке.