Елена Подойницына
Конспект занятия по речевому развитию и приобщению к художественной литературе детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
организованной образовательной деятельности
по речевому развитию
и приобщению к художественной литературе
детей старшего дошкольного возраста
МБДОУ д/с № 2 «Сказка»
Разработала: воспитатель
Подойницына Елена Валерьевна
Холмск
2015 г.
Тема: чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик».
Цель: подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини. Закрепить знания детей о жанровых особенностях сказки.
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию и приобщению к художественной литературе детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально –коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Задачи образовательных областей:
ОО «Речевое развитие» : развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь и речевое детское творчество. Формировать умение детей правильно воспринимать художественные произведения, выделять главную мысль.
ОО «Познавательное развитие» : развивать воображение, фантазию. Формировать умение детей отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями; развивать речь, память, логическое и творческое мышление.
ОО «Социально-коммуникативное развитие» : формировать умения договариваться между собой и действовать согласованно. Формировать умение в речи передавать свои впечатления, своё отношение к героине сказки. Способствовать воспитанию нравственных качеств детей, вызвать сочувствие, сопереживание, желание прийти на помощь.
ОО «Художественно-эстетическое развитие» : формировать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем; развивать эстетическое отношение к окружающему миру.
Словарная работа:
«Цветик – семицветик», лепесток.
север- юг, запад –восток, сандалеты.
Оборудование:
• магнитная доска;
• модель «волшебного цветка»;
• портрет В. Катаева;
• иллюстрации к сказке «Цветик – семицветик»;
• альбомные листы А*4, цветные карандаши, фломастеры.
Предварительная работа:
• частичное чтение сказки «Цветик – семицветик»;
• заучивание «волшебных» слов из сказки «Лети, лети, лепесток…»;
• беседа «Заветное желание»;
• просмотр мультфильма «Цветик-семицветик»
Виды детской деятельности:
Чтение и обдумывание сказки, диалоги о её нравственном смысле, анализ поступков героев, чтение стих-я наизусть.
Планируемые результаты:
Имеют соответствующий возрасту читательский опыт, умеют с помощью взрослых анализировать их форму и содержание, устанавливают связи в содержании прочитанного, соотносят содержание прочитанного с личным опытом; понимают нравственный смысл сказки, оценивают поступки героев; в разговоре свободно используют прямую и косвенную речь; ведут диалог с воспитателем и сверстниками по содержанию прочитанного, высказывают своё отношение, оценку.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Дети, если бы у вас была волшебная палочка или волшебный цветок, который бы мог исполнять любое ваше желание, то какие бы вы желания загадали:
Дети (предполагаемые ответы детей)
– Хочу чтобы у мамы было много денег, чтобы можно было купить что захочется.
– Хочу чтобы все дружили.
– Хочу скейт.
– А моё желание – это секрет.
Воспитатель: Хорошие желания. Послушайте сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик», в которой девочка Женя с помощью волшебного цветка исполнила семь своих желаний.
После чтения сказки воспитатель проводит беседу:
Кто главный герой сказки?
Расскажите, как появился у Жени волшебный цветок? Как вы поняли, что старушка была доброй феей (волшебницей?
Какой вам показалась Женя? Что вы о ней можете сказать?
Дети: Добрая, рассеянная, невнимательная.
Воспитатель: Объясните, как вы это поняли.
Дети: Баранки купила всей семье. Постоянно считала ворон и собака съела их.
Воспитатель: Какие из желаний, которые загадала Женя, вам показались пустяковыми, ненужными?
Дети: Когда Женя хотела попасть на Север. Когда пожелала чтобы все игрушки в мире стали её.
Воспитатель: Почему вы так решили?
Дети: На Севере она замёрзла. Игрушки можно было попросить и ей бы дали поиграть, а так она только испугалась.
Воспитатель: Какие желания показались важными? Объясните, почему вы так думаете.
Дети: Мамина вазочка – если бы она осталась разбитой, то мама очень расстроилась. Помогла выздороветь мальчику, чтобы он не остался больным на всю жизнь.
Воспитатель: Вы прослушали сказку Катаева. Похожа ли эта сказка на рассказ? Чем похожа?
Дети: Да, похожа. Тем, что говорится про обычную девочку, которая любила считать ворон. У неё была семья – мама, папа и брат.
Воспитатель: Но почему же мы говорим, что это сказка? Что сказочного в этой истории?
Дети: Волшебный цветок, исполняющий желания. а если есть волшебство, то это уже сказочный приём…
Воспитатель: В сказке вам встретились интересные слова и выражения. Женя любила считать ворон. Как вы это понимаете? В каких ещё случаях говорят, что ты ворон считаешь?
Дети: (предполагаемые ответы) :это значит Женя была невнимательной, рассеянной. Когда не слышал, что тебе сказали.
Воспитатель: Как сказать про это же по-другому, другими словами?
Дети: Будь внимательным, не отвлекайся.
Воспитатель: Увидав медведей на Северном полюсе, Женя закричала что есть мочи. Что означает это выражение? Как сказать по другому?
Дети: значит закричала очень сильно, изо всех сил.
Воспитатель: Помните, когда Женя заблудилась, то уже собиралась заплакать. Вдруг откуда не возьмись… Как сказать по-другому?
Дети: Как с неба свалилась, неожиданно, нежданно-негаданно, как снег на голову.
Воспитатель: Так же неожиданно старушка исчезла, как сквозь землю провалилась. Как сказать по-другому?
Дети: Её не стало, исчезла. Вдруг пропала.
Воспитатель: Хорошая и добрая девочка Женя, но её желание по поводу игрушек мне совсем не понравилось. Жадное какое-то желание. Подумайте, как его можно было бы изменить, чтобы оно тоже стало добрым.
Дети: (произносят «волшебные» слова …и. вели, чтобы никто из детей не остался без игрушки!
Воспитатель: Представьте себя на месте девочки Жени. Какие семь желаний вы бы загадали? Расскажите об этом с помощью рисунков.
Выполнение творческих работ. По окончании работы дети комментируют свою работу. Воспитатель предлагает детям догадаться: какое желание выразил (зашифровал) тот или иной ребёнок в рисунке.
Воспитатель: мне приятно, ребята, что ваши желания такие добрые, и загаданы они не только для себя, но для друзей, родителей. Значит хорошими чертами характера вы обладаете…