Аноним
Конспект занятия по речевому развитию (обучению грамоте) в подготовительной группе «Согласный звук [ц], Буква Ц»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить с согласным, твердым звуком [Ц].
Задачи:
1. Образовательные задачи:
- формировать умение различать правильное и возможное сочетание слов по смыслу;
- формировать умение образовывать слова с разными смысловыми оттенками;
- продолжать работу по звуковому анализу слова;
- формировать умения выделять ударный слог и обозначать его на модели;
- Обращать внимание на смысловую законченность предложения;
- познакомить с буквой «Ц».
2. Воспитательные:
- воспитывать интерес к занятиям у детей;
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию (обучению грамоте) в подготовительной группе „Согласный звук [ц], Буква Ц“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- воспитывать у детей самостоятельность и навыки самоконтроля за речью.
3. Развивающие :
- развивать умения узнавать графический образ буквы;
- развивать мелкую моторику рук и ориентировку на листе бумаги.
Материалы и оборудование: картинка с цыпленком, тетради, цветные карандаши, карточка с буквой Ц (шрифт черный, буквы-заготовки (по количеству детей, карточки с изображением различных предметов и живых существ, мелкие предметы.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята сегодня я вам принесла много разных картинок с прятанным в них звуком, я буду показывать, и называть слово, а вы попробуйте отгадать какой же звук чаще всего повторяется в словах ( показываю карточки: кольцо, индеец, щипцы, заяц, яйцо, цыпленок, ящерица, курица, птенцы, цветы, огурцы, цапля).
Воспитатель: Вы догадались, о каком звуке сегодня на занятии будет идти речь?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, ребята, сегодня мы будем изучать звук Ц.
Поможет нам сегодня необычный маленький герой, которого вы увидите только после того как отгадаете загадку. Готовы?
Явился в желтой шубке,
прощайте две скорлупки (Цыпленок)
Воспитатель: Произнесите еще раз это слово.
Дети: Цыпленок.
Воспитатель: На какой звук начинается это слово?
Дети: звук Ц.
Воспитатель: Правильно, слово цыпленок начинается со звука Ц.
Ц – это имя звука. А каждое имя надо произносить четко и правильно. Что участвует в произношении звука.
Дети: губы, зубы, язык.
Воспитатель: При произношении звука губы улыбаются, зубы видны и язык находится за нижними зубками, если поднести ладошку ко рту, образуется поток воздуха, который ударяется в ладонь.
Воспитатель: Ребята, если есть преграда во рту то какой это звук гласный или согласный?
Дети: согласный.
Воспитатель: Правильно, ребята. Молодцы! А сейчас положите ладошку на горлышко и снова произнесите звук Ц. Наше горлышко звучит или нет?
Дети: горлышко не звучит.
Воспитатель: Если горлышко не звучит значит звук Ц какой?
Дети: глухой.
Воспитатель: А еще я вам открою секрет, что этот звук всегда твердый. А значит каким цветом будет обозначаться?
Дети: синим.
Воспитатель: Правильно. Итак, звук Ц согласный, твердый, глухой.
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Как сказать правильно?». Цыпленок Цыпа, который совсем недавно вылупился из яйца и не умел говорил, еле слышно пропищал слова о помощи. Цыпленок Цыпа хочет научиться правильно говорить, чтобы найти свою мамочку. Поможем ему!
Ответы детей.
Воспитатель: Послушайте и подумайте, можно ли так сказать, правильно ли будет такое выражение: «полный человек». Что это значит? (Толстый). А можно ли сказать «полное дерево»? Как правильно сказать? (Большое дерево). Полная бумага или толстая? (Толстая). Про что мы можем сказать «полный»? (Карман, стакан, колодец, кошелек). А «полная»? (чаша, тетя, тарелка и др.). «Полное»? (ведро, предложение). «Полные»? (карманы, дяди, стаканы, штаны).
Как сказать по-другому «жаркий день»? (теплый, летний). «Жаркий спор»? (горячий). Можно ли сказать: «горячий день», «жаркий суп»? как сказать правильно?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь давайте поможем цыпленку Цыпе изменить слова, которые он назовет, так чтобы они звучали ласково и грубо.
Игра «Дом-домище».
Рука – (ручка – ручища,
Дом – (домик-домище,
Заяц – (зайчонок - зайчище,
Книга – (книжечка - книжонка,
Волк – (волчок – волчишко - волчище)
Собака – (собачка)
Дождь – (дождик - дождичек)
Береза – (березка - березонька)
Друг – (дружок - дружочек)
Ответы детей.
Воспитатель: Очень хорошо, ребята! Цыпленок Цыпа совсем разыгрался и немного устал. Пока он отдыхает, вы мне ответите на несколько вопросов.
- Как подзывают цыплят?
Дети: цып-цып-цып.
- Как зовут муху, которая пошла на базар и купила самовар?
Дети: цокотуха.
- Что подарил комарик мухе-цокотухе?
Дети: цветы.
- Какой звук слышится в начале слов: цокотуха, цветы?
Дети: звук Ц.
Воспитатель: А теперь ребята немного позабавим нашего маленького цыпленочка и попробуем определить на слух слова со звуком Ц в четверостишии :
Любовалась цыплятами курица,
Что ни цыпленок – то умница!
Молодец, удалец!
Очень ценный птенец!
Дети называют слова, в которых они услышали звук [ц], определяют местоположение звука в слове.
Физкультминутка «Цапля»
Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не спускать
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.
Играем несколько раз, сначала стоя на одной ноге, потом меняем ногу на другую.
Воспитатель: Ну вот мы и отдохнули. А теперь давайте снова продолжим играть. Следующая игра называется «Поймай звук». Я буду называть слова, а вы когда услышите в слове звук [ц] хлопните в ладоши.
(цапля-аист, царь-король, птица-зверь, курица-петух, яйцо-цыпленок, театр-цирк, лиса-заяц, скворец-певец, колесо-пуговица, роза-цветок).
Воспитатель: Ой, кто же тут к нам пришел?
Дети: Курица.
Воспитатель: Курица нашла своего цыпленочка. Цыпленок Цып очень доволен, ведь он впервые увидел свою маму. Ребята, а теперь давайте поможете разобрать слово курица.
(дети рисуют звуковую схему слова в тетрадях, по очереди выделяя каждый звук у доски и зарисовывая его на схеме цветными мелками)
Разделите слово курица на слоги: ку-ри-ца.
Теперь необходимо на схеме выделить ударный слог, отмечая его коротенькой черточкой.
Пальчиковая игра «Любимые колпачки»
Воспитатель: А теперь когда наши пальчики отдохнули, приступим к следующей игре, которая называется «Волшебный колодец».
(в центре группы из коробки оборудуется «колодец». Там находятся картинки: цапля, цепь, кольцо, яйцо, колодец, индеец, цветок, овца, огурец, молоток, пила, кошка, синица. Выбирается ведущий. Он «вылавливает» из колодца картинку. Если в ее названии есть звук ц, он отдает ее любому ребенку, который составляет с этим словом предложение (Пестрая курица снесла яйцо. У моей мамы золотое кольцо). После того, как ребенок скажет свое предложение, дети все вместе считают, загибая пальцы, сколько слов в этом предложении).
Знакомство с буквой Ц
Воспитатель: (показываю детям букву Ц, сопровождая показ стихотворным описание образа).
Вот какая буква Ц
С коготочком на конце.
Коготок – царапка,
Как кошачья лапка.
Дети прописывают букву в воздухе указательным пальцем, рассматривают ее элементы на карточке.
Выкладывают букву Ц из мелких предметов (по желанию детей).
Воспитатель: Ну, вот мы ребята и познакомились с новой буквой и новым звуком.
Рефлексия:
1. Понравилось ли вам занятие?
2. С какой буквой мы сегодня познакомились? А со звуком? Какой это звук?
3. Что оказалось для вас сложным?