Лучший педагог года

Конспект занятия по речевому развитию (обучению грамоте) в подготовительной группе «Согласный звук [ц], Буква Ц»

Татьяна Сергеева
Конспект занятия по речевому развитию (обучению грамоте) в подготовительной группе «Согласный звук [ц], Буква Ц»

Цель: познакомить с согласным, твердым звуком [Ц].

Задачи:

1. Образовательные задачи:

- формировать умение различать правильное и возможное сочетание слов по смыслу;

- формировать умение образовывать слова с разными смысловыми оттенками;

- продолжать работу по звуковому анализу слова;

- формировать умения выделять ударный слог и обозначать его на модели;

- Обращать внимание на смысловую законченность предложения;

- познакомить с буквой «Ц».

2. Воспитательные:

- воспитывать интерес к занятиям у детей;

Публикация «Конспект занятия по речевому развитию (обучению грамоте) в подготовительной группе „Согласный звук [ц], Буква Ц“» размещена в разделах

- воспитывать у детей самостоятельность и навыки самоконтроля за речью.

3. Развивающие :

- развивать умения узнавать графический образ буквы;

- развивать мелкую моторику рук и ориентировку на листе бумаги.

Материалы и оборудование: картинка с цыпленком, тетради, цветные карандаши, карточка с буквой Ц (шрифт черный, буквы-заготовки (по количеству детей, карточки с изображением различных предметов и живых существ, мелкие предметы.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята сегодня я вам принесла много разных картинок с прятанным в них звуком, я буду показывать, и называть слово, а вы попробуйте отгадать какой же звук чаще всего повторяется в словах ( показываю карточки: кольцо, индеец, щипцы, заяц, яйцо, цыпленок, ящерица, курица, птенцы, цветы, огурцы, цапля).

Воспитатель: Вы догадались, о каком звуке сегодня на занятии будет идти речь?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, ребята, сегодня мы будем изучать звук Ц.

Поможет нам сегодня необычный маленький герой, которого вы увидите только после того как отгадаете загадку. Готовы?

Явился в желтой шубке,

прощайте две скорлупки (Цыпленок)

Воспитатель: Произнесите еще раз это слово.

Дети: Цыпленок.

Воспитатель: На какой звук начинается это слово?

Дети: звук Ц.

Воспитатель: Правильно, слово цыпленок начинается со звука Ц.

Ц – это имя звука. А каждое имя надо произносить четко и правильно. Что участвует в произношении звука.

Дети: губы, зубы, язык.

Воспитатель: При произношении звука губы улыбаются, зубы видны и язык находится за нижними зубками, если поднести ладошку ко рту, образуется поток воздуха, который ударяется в ладонь.

Воспитатель: Ребята, если есть преграда во рту то какой это звук гласный или согласный?

Дети: согласный.

Воспитатель: Правильно, ребята. Молодцы! А сейчас положите ладошку на горлышко и снова произнесите звук Ц. Наше горлышко звучит или нет?

Дети: горлышко не звучит.

Воспитатель: Если горлышко не звучит значит звук Ц какой?

Дети: глухой.

Воспитатель: А еще я вам открою секрет, что этот звук всегда твердый. А значит каким цветом будет обозначаться?

Дети: синим.

Воспитатель: Правильно. Итак, звук Ц согласный, твердый, глухой.

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Как сказать правильно?». Цыпленок Цыпа, который совсем недавно вылупился из яйца и не умел говорил, еле слышно пропищал слова о помощи. Цыпленок Цыпа хочет научиться правильно говорить, чтобы найти свою мамочку. Поможем ему!

Ответы детей.

Воспитатель: Послушайте и подумайте, можно ли так сказать, правильно ли будет такое выражение: «полный человек». Что это значит? (Толстый). А можно ли сказать «полное дерево»? Как правильно сказать? (Большое дерево). Полная бумага или толстая? (Толстая). Про что мы можем сказать «полный»? (Карман, стакан, колодец, кошелек). А «полная»? (чаша, тетя, тарелка и др.). «Полное»? (ведро, предложение). «Полные»? (карманы, дяди, стаканы, штаны).

Как сказать по-другому «жаркий день»? (теплый, летний). «Жаркий спор»? (горячий). Можно ли сказать: «горячий день», «жаркий суп»? как сказать правильно?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь давайте поможем цыпленку Цыпе изменить слова, которые он назовет, так чтобы они звучали ласково и грубо.

Игра «Дом-домище».

Рука – (ручка – ручища,

Дом – (домик-домище,

Заяц – (зайчонок - зайчище,

Книга – (книжечка - книжонка,

Волк – (волчок – волчишко - волчище)

Собака – (собачка)

Дождь – (дождик - дождичек)

Береза – (березка - березонька)

Друг – (дружок - дружочек)

Ответы детей.

Воспитатель: Очень хорошо, ребята! Цыпленок Цыпа совсем разыгрался и немного устал. Пока он отдыхает, вы мне ответите на несколько вопросов.

- Как подзывают цыплят?

Дети: цып-цып-цып.

- Как зовут муху, которая пошла на базар и купила самовар?

Дети: цокотуха.

- Что подарил комарик мухе-цокотухе?

Дети: цветы.

- Какой звук слышится в начале слов: цокотуха, цветы?

Дети: звук Ц.

Воспитатель: А теперь ребята немного позабавим нашего маленького цыпленочка и попробуем определить на слух слова со звуком Ц в четверостишии :

Любовалась цыплятами курица,

Что ни цыпленок – то умница!

Молодец, удалец!

Очень ценный птенец!

Дети называют слова, в которых они услышали звук [ц], определяют местоположение звука в слове.

Физкультминутка «Цапля»

Очень трудно так стоять,

Ножку на пол не спускать

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

Играем несколько раз, сначала стоя на одной ноге, потом меняем ногу на другую.

Воспитатель: Ну вот мы и отдохнули. А теперь давайте снова продолжим играть. Следующая игра называется «Поймай звук». Я буду называть слова, а вы когда услышите в слове звук [ц] хлопните в ладоши.

(цапля-аист, царь-король, птица-зверь, курица-петух, яйцо-цыпленок, театр-цирк, лиса-заяц, скворец-певец, колесо-пуговица, роза-цветок).

Воспитатель: Ой, кто же тут к нам пришел?

Дети: Курица.

Воспитатель: Курица нашла своего цыпленочка. Цыпленок Цып очень доволен, ведь он впервые увидел свою маму. Ребята, а теперь давайте поможете разобрать слово курица.

(дети рисуют звуковую схему слова в тетрадях, по очереди выделяя каждый звук у доски и зарисовывая его на схеме цветными мелками)

Разделите слово курица на слоги: ку-ри-ца.

Теперь необходимо на схеме выделить ударный слог, отмечая его коротенькой черточкой.

Пальчиковая игра «Любимые колпачки»

Воспитатель: А теперь когда наши пальчики отдохнули, приступим к следующей игре, которая называется «Волшебный колодец».

(в центре группы из коробки оборудуется «колодец». Там находятся картинки: цапля, цепь, кольцо, яйцо, колодец, индеец, цветок, овца, огурец, молоток, пила, кошка, синица. Выбирается ведущий. Он «вылавливает» из колодца картинку. Если в ее названии есть звук ц, он отдает ее любому ребенку, который составляет с этим словом предложение (Пестрая курица снесла яйцо. У моей мамы золотое кольцо). После того, как ребенок скажет свое предложение, дети все вместе считают, загибая пальцы, сколько слов в этом предложении).

Знакомство с буквой Ц

Воспитатель: (показываю детям букву Ц, сопровождая показ стихотворным описание образа).

Вот какая буква Ц

С коготочком на конце.

Коготок – царапка,

Как кошачья лапка.

Дети прописывают букву в воздухе указательным пальцем, рассматривают ее элементы на карточке.

Выкладывают букву Ц из мелких предметов (по желанию детей).

Воспитатель: Ну, вот мы ребята и познакомились с новой буквой и новым звуком.

Рефлексия:

1. Понравилось ли вам занятие?

2. С какой буквой мы сегодня познакомились? А со звуком? Какой это звук?

3. Что оказалось для вас сложным?

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Т] и буква «Т» Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "Звук и буква Т. т". Занятие: «Путешествие в страну Всезнайкино». Цель.

Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук [Л], [Л`], буква Л» Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук Л (Л)`, буква Л» [Задачи: Ознакомление с буквой Л. Буква Л и.

Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук [щ]. Знакомство с буквой Щ» Задачи: Обогащать словарь, уметь подбирать похожие по значению слова (синонимы); Упражнять в произношении чистоговорки, интонационно выделяя.

Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Б] и буква «Б»Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Б] и буква «Б» Цель: ознакомление детей с твердым звуком [б] и мягким звуком [б’], с буквой «Б». Задачи: Развивать у детей умения выделять, различать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по речевому развитию (обучению грамоте) в подготовительной группе «Согласный звук [ц], Буква Ц»
Опубликовано: 10 марта 2024 в 13:55
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД