Получи документы

Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук [щ]. Знакомство с буквой Щ»

Рахимова Ирина Равильевна
Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук [щ]. Знакомство с буквой Щ»

Задачи:

Обогащать словарь, уметь подбирать похожие по значению слова (синонимы);

Упражнять в произношении чистоговорки, интонационно выделяя звук [щ];

Закреплять умение проводить звуковой анализ слова (слово «щука»);

Отрабатывать артикуляцию звука [щ];

Знакомить с буквой Щ, учить находить букву в отдельных словах и предложениях.

Материалы и оборудование: мольберт, картинка «Медведица с медвежатами», схема предложения; конверты со схемами и фишками для фонетического разбора слова «щука»; картинка с изображение щуки, большие фишки для разбора на доске; карточка с изображением буквы Щ; лист со слогами и словами для чтения; листы с заданиями на каждого ребенка; стаканчики с простыми карандашами; счетные палочки

Публикация «Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной группе „Согласный звук [щ], Знакомство с буквой Щ“» размещена в разделах

Ход ООД:

На мольберте картинка «Медведица с медвежатами».

В: Ребята, посмотрите на картинку, кто на ней изображен?

Д: Медведица и два медвежонка.

В: Послушайте про них небольшой рассказ, а по ходу рассказа вы поможете мне выполнить небольшие задания. Согласны? Итак, слушайте.

«У медведицы было два сыночка, два медвежонка. Но какие они были разные! Первый медвежонок был весёлый, очень любил играть. Залез он на дерево. Чует – мёдом пахнет. Обрадовался, полакомился мёдом, слез с дерева и радостно побежал к маме".

В: Ребята, каким был первый медвежонок?

Д: Веселым.

В: А какими близкими по значению словами можно заменить слово весёлый?

Д: Радостный, шустрый, бодрый, резвый.

В: Медвежонок к маме не просто побежал, а …

Д: Помчался, полетел стрелой, понесся сломя голову.

В: Продолжаем рассказ: «А другой медвежонок был совсем не похож на братца: был он уж очень медлительный".

Какими словами можно заменить слов медлительный?

Д: Неторопливый, неловкий, неуклюжий, неповоротливый.

В: Только он хотел попробовать мёду, как его ужалила пчела, и ему стало невесело или…

Д: Грустно, печально, обидно.

В: И к маме он не побежал, а…

Д: Поплелся, побрёл, пошел, заковылял.

В: Вот какие разные медвежата!

Выставляется на доску схема предложения.

В: Ребята, вы видите перед собой схему чего?

Д: Предложения.

В: Медвежата просят вас придумать предложения, которые подойдут под эту схему. Сколько слов должно быть в предложении?

Д: Три.

В: А это предложение восклицательное, повествовательное или вопросительное?

Д: Повествовательное.

В: Как вы догадались?

Д: В конце предложения стоит точка.

В: Придумайте предложения про медвежат.

Д: Медвежонок был веселый. Медвежонок любит мед. Медвежата любят маму. Два медвежонка гуляют.

В: Молодцы, ребята!

А еще медвежата очень любят отгадывать загадки и предлагают вам отгадать несколько загадок.

У меня пропал носок, утащил его…Кто? Щенок

С серебристой чешуёй,

Не плотва! Какой большой!

А копченый – это вещь!

Догадались? Это… Лещ

Работу на себя беру:

Чищу, отмываю, тру.

У меня на спинке колкая щетинка. Щетка

Хвостом виляет, зубаста, а не лает. Кто это? Щука

Молодцы, ребята. Все загадки отгадали. Скажите, а какой звук есть во всех словах-отгадках? Щенок, лещ, щетка, щука

Д: Звук [щ].

В: Правильно! Повторите вместе со мной чистоговорки:

Ща-ща-ща – мы несем домой леща.

Ащ-ащ-ащ – мы наденем плащ.

Теперь произнесите звук [щ]. Помогает нам его произносить язычок, который находится за верхними зубами. Он согласный и всегда мягкий, у него нет твердой пары. Нам нужен голос, чтобы его услышать? Нет. Приложите руку к горлышку и скажите щ-щ-щ-щ. Наше горлышко не вибрирует, мы как будто шепчем. Значит звук щ глухой.

Давайте еще раз произнесем звук [щ]. Какой он? Согласный, мягкий и глухой.

Присаживайтесь за столы, и мы продолжим нашу работу.

Посмотрите на картинку, кто на ней изображен? Щука.

Давайте вместе выполним звуковой разбор слова «щука». Сначала сделайте это сами.

Дети самостоятельно выкладывают с помощью фишек схему слова щука. Затем к доске приглашается один ребенок и проводит анализ вслух, а дети проверяют.

Д: Первый звук в слове щука [щ]. Он согласный, мягкий. Мы его обозначаем зеленой фишкой.

Второй звук [у]. Он гласный, нам нужна красная фишка.

Третий звук [к]. Он согласный твердый. Обозначаем синей фишкой.

Четвертый звук [а]. Он гласный. Обозначаем его красной фишкой.

В: А теперь подумайте, на какой звук падает ударение? Щууууука. Ударение падает на первый гласный звук [у].

Молодцы! Справились с заданием. Давайте немного отдохнем и проведем физминутку.

Физминутка «Пять маленьких рыбок»

Пять маленьких рыбок плескались в реке. (Имитация движения рыб)

Лежало большое бревно на песке. (Развести руки в стороны)

Первая рыбка сказала: - нырять здесь легко. (Наклоны вперед, имитируя движения ныряния)

Вторая сказала: ведь здесь глубоко. (Подпрыгнули, присели)

Третья сказала: мне хочется спать. (Руки сложить под ухо)

Четвертая стала чуть-чуть замерзать. (Потереть кистями плечи)

Пятая крикнула: здесь крокодил, (Имитируем руками пасть крокодила)

Плывите скорее, чтоб не проглотил. (Бег на месте)

В: Послушайте сказку «Верное средство», а затем назовите слова со звуком [щ], которые встретятся в сказке:

Разболелся у щенка зуб, всю щеку раздуло, на поросёнка стал похож. Ходит щенок по двору, воем воет, а друзья ходят за ним следом и разные советы дают.

- Я знаю верное средство, - щебечет щегол. – Надо положить щенка на щебень кверху лапами и щекотать, пока не пройдёт…

- Глупости! – прервал его мышонок Мыша. – Надо взять шестнадцать щетинок и щепотку соли. Всё это смешать и съесть. Как рукой снимет!

-Да это средство верное, но помогает только мышам, - серьёзно сказал поросёнок Персик. – А щенкам надо вот что. Поймать щуку, открыть щенку рот, и пускай щука схватит его за больной зуб, как щипцами, и выдернет.

-Ага, и голову с зубом оторвёт! – хохотнула крыса Дылда. – Неет, вот я знаю средство –это да! Берётся щупальце осьминога и этим самым щупальцем по больной щеке кааак…

-Зубы надо чистить! – не выдержал ежонок. – Зубной щеткой. Вот это самое верное средство.

После прослушивания сказки дети называют слова, в которых есть звук [щ].

В: На письме звук [щ] обозначают буквой Щ. Вот как она выглядит.

На доску вывешивается картинка с изображением буквы Щ.

В: На что похожа буква?

На расческу Щ похожа.

Три зубца всего? Ну что же!

Буква Щ поможет нам

Чистить зубы по утрам.

Чтение слогов и слов.

В: Ребята, на какую букву похожа буква Щ?

Д: На Ш.

В: Да, у этих букв почти одинаковое написание, только у Ш нет хвостика.

А в чем отличие? Буква Щ обозначает мягкий звук [щ], а Ш твердый звук [ш].

Дети выполняют задание на листах.

Соедините с буквой Щ те картинки, в названиях которых есть звук [щ], а с буквой Ш соедините те картинки, в названиях которых есть звук [ш].

А затем в написанных словах подчеркните букву Щ. Прочитайте текст.

В: Ребята, вы справились с заданием. Предлагаю поиграть с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Щука»

Щука хищная, зубастая, (пальцами имитируем движения челюстей)

Для лещей, плотвы опасная,

Ищет, чем бы поживиться? (руками производим движения «рыбка плывёт»)

Кто-то там, в воде резвится?

Чей-то рядом хвост мелькает?

Хвать? Тут щука не зевает! (руки сжимаются в «замочек»)

Но попалась на крючок – тащит щуку рыбачок! (указательные пальцы –крючки тянут друг друга)

В: И еще одно задание для вас: выложите с помощью счетных палочек букву Щ.

Дети выполняют задание.

Подведение итога:

Оценка работы детей. Педагог предлагает детям перечислить задания, которые они выполняли, высказать свои впечатления от занятия и работы на занятии своих товарищей.

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Т] и буква «Т» Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "Звук и буква Т. т". Занятие: «Путешествие в страну Всезнайкино». Цель.

Конспект ОД по обучению грамоте «Согласный звук [Н]»Конспект ОД по обучению грамоте «Согласный звук [Н]» Конспект ОД по обучению грамоте " Согласный звук Н"Задачи : Знакомство с буквой Нн. Буква н и звук (н). Формирование умения находить букву.

Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук [Л], [Л`], буква Л» Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук Л (Л)`, буква Л» [Задачи: Ознакомление с буквой Л. Буква Л и.

Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Щ], буква Щ» Тема:Звук[Щ], и буква Щ. Цель: Закрепить звук [Щ]; познакомить с его графическим обозначением; Задачи: - Закрепить навыки различения и произношения.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]» Цель: закрепить понятие о букве Е Задачи: познакомить детей с буквой Е, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный.

Конспект занятия по грамоте «Согласный звук [Д], [Д’] и буква Д» в подготовительной группе Цель: закрепить знания детей о букве Д и звуке Д. ДЬ Задачи: Формировать умение детей сопоставлять звук по твердости и мягкости звучания,.

Конспект занятия по обучению грамоте «Согласный звук [Р]-[Р’]. Буква Р» Конспект занятия по обучению грамоте «Согласный звук Р (Р’). Буква Р» Цель: Познакомить со звуком{ Ри Р`} и буквой (Р,р). Задачи : Закрепить.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой М»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой М» Задачи: -Знакомство с буквой М; -формирование навыка чтения слогов,слов,предложений; -составление предложения. Ход занятия 1. Организационный.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Ы»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Ы» Программное содержание: -познакомить с буквой Ы; -учить составлять предложения из трех слов, обозначать их полоской, делить слова на слоги,.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с гласной буквой У» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с гласной буквой У» Задачи: -Познакомить с гласной буквой У;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук [щ]. Знакомство с буквой Щ»
Опубликовано: 17 марта 2021 в 20:53
+158Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 63.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД