МААМ-картинки

Конспект занятия по речевому развитию. Составление описательного рассказа на тему «Поздняя осень»

Ревакшина Наталья
Конспект занятия по речевому развитию. Составление описательного рассказа на тему «Поздняя осень»

МДОУ «Детский сад № 70 комбинированного вида»

Конспект НОД по речевому развитию

Подготовительная к школе логопедической группы №3

Составление описательного рассказа на тему :

«Поздняя осень» с использованием мнемотаблиц.

Подготовила и провела: воспитатель Ревакшина Наталья Алексеевна

Дата проведения:21 ноября 2017 год

Публикация «Конспект занятия по речевому развитию, Составление описательного рассказа на тему „Поздняя осень“» размещена в разделах

Цель: обобщить и систематизировать знания детей по теме: “Поздняя осень”. Развивать монологическую речь детей.

Задачи:

Образовательные:

• уточнить и расширить активный словарь детей по теме «Поздняя осень», совершенствовать грамматический строй речи ;

• учить детей передавать содержание текста полно и последовательно,;

• совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;

Развивающие :

развивать познавательный интерес детей, их внимание и память координацию движений;

развивать интерес к выполнению заданий.

Воспитательные:

• воспитывать у детей бережное отношение к природе; развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом;

• Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, активности, ответственности.

Предварительная работа: разучивание стихотворений об осени, наблюдения на прогулке, рассматривание пейзажных картин И. И. Левитана. Знакомство с приметами осени. Разучивание физкультминутки «Туман»,пальчиковой гимнастики «Поздняя осень».

Демонстрационный материал: репродукции картин И. И. Левитана «Поздняя осень»,И. И. Бродского, В. Д. Поленова; иллюстрации картины об осени, аудиозапись музыки Антонио Вивальди «Времена года», мнемотаблица, проектор.

Ход НОД

1. Звучит музыка П. И. Чайковского из серии “Времена года” “Осень”.

Воспитатель: Дети, отгадайте загадки:

Кто тепло к нам не пускает,

Первым снегом нас пугает?

Кто зовет к нам холода,

Знаешь ты? Конечно, да! (это последний месяц осени –ноябрь.)

Солнца нет, на небе тучи,

Ветер вредный и колючий,

Дует так, спасенья нет!

Что такое? Дай ответ! (Поздняя осень.)

Сегодня мы отправимся в путешествие в гости к поздней осени.

– Какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)

– Сейчас поиграем в игру «ДА или НЕТ».Я буду задавать Вам вопросы. Если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если «нет», положить руки на пояс.

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучи солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Морозы осенью бывают?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Дни становятся короче, а ночи длиннее?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто – часто льют дожди?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну, а что же надо делать - куртки, шапки надевать.

Воспитатель : Вы все бы внимательны.

– А сейчас мы с вами поиграем в игру “Скажи правильно”. Я называю слова а вы будете придумывать новые слова от слова осень (воспитатель передаёт осенний листочек, ребёнок отвечает и передаёт листок обратно) :

Солнце осенью – осеннее.

Ветер осенью – осенний.

Туча осенью – осенняя.

Дождь осенью – осенний.

Аллея осенью – осенняя.

Пальто осенью – осеннее.

Сапоги осенью – осенние.

Одежда осенью – осенняя.

День осенью – осенний.

Утро осенью – осеннее.

Парк осенью – осенний.

Небо осенью – осеннее.

Воспитатель. Хорошо, приятно слышать как правильно вы образовывали слова и четко громко проговаривали окончания.

Воспитатель – У осени три периода. Ранняя – начало осени, золотая – середина, поздняя – предзимье. (Показ картины на тему : периоды осени сентябрь- ранняя осень, октябрь- золотая осень, ноябрь- поздняя осень.)

А сейчас вспомните и назовите признаки поздней осени. Дети называют признаки поздней осени : (Солнце греет плохо, солнечных дней меньше, часто идет дождь, дует холодный ветер, деревья стоят голые, небо хмурое, серое темное, облачное, пасмурное, перелетные птицы уже улетели на юг, дни короткие а ночи длинные, люди одели теплую одежду, землю покрывает первый снег, насекомые спрятались в коряги, пни, под кору деревьев, звери меняют шкурку, другие укладываются спать.).

Правильно. Мне очень понравилось, как вы рассказали о признаках поздней осени. А теперь давайте немного отдохнём.

Подвижное упражнение «Туман»

Туман повис клоками

в саду и во дворе,

Поймать туман руками

решил я на заре.

Я взял его ладошкой

и крепко-крепко сжал.

Но прыткий он как кошка.

Он взял… и убежал.

Висит туман над речкой

и дышит как живой,

Как белая овечка с кудрявой головой.

И маленькие рожки на этой голове.

Но поутру остались лишь капли на траве…

Н. Нищева

Дети присели на корточки, выполняют ритмичные удары ребром ладони и кулачками по полу.

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Медленно крепко сжимают кулачки.

«Бегают» пальчиками по полу.

Встают, поднимают руки и качают ими из стороны в сторону

Смыкают руки над головой.

Показывают «рожки».

Выполняют ритмичные прыжки на носочках.

Молодцы!

Поздняя осень самая грустная пора, нет цветов, засохли травы, спрятались насекомые, улетели птицы. Этот период осени самый холодный, почти без солнечных дней, с частыми дождями и холодными ветрами. Эта пора в самом конце осени называется предзимье или «серебряной осенью». Предзимье – конец осени, когда холодно и может лежать снег на земле, но еще не зима. Повторим новое слово предзимье.

К утреннику мы с вами учили стихи о поздней осени. Кто вспомнил (2-3 ребёнка читают стихи о поздней осени.)

Сергей Есенин

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

А. Берлова

Руки мерзнут в ноябре:

Холод, ветер на дворе,

Осень поздняя несет

Первый снег и первый лед.

Ю. Каспарова

НОЯБРЬ

В ноябре лесные звери

Закрывают в норках двери.

Бурый мишка до весны

Будет спать и видеть сны.

Когда родимый край покинут гуси,

Застынет лес у холода в плену,

Ноябрь ударит в ледяные гусли,

Встречая Государыню зиму.

(Т. А. Шорыгина)

Воспитатель. Вы очень хорошо рассказали стихи, не забывали называть автора, мне очень понравилось, что вы следили за произношением звуков и выразительностью речи. А сейчас пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика: «Поздняя осень».

Солнышко греет уже еле- еле;

Перелётные птицы на юг улетели;

Голы деревья, пустынны поля,

Первым снежком принакрылась земля.

(Поочерёдно соединять, начиная с больших, пальцы рук при каждой примете осени.)

Река покрывается льдом в ноябре

(руки сжать в замок)

Поздняя осень стоит на дворе

(разводим руками перед собой)

Воспитатель Многие художники посвятили свои картины осени. Несколько картин об осени написал И. И. Левитан. Он очень любил русскую природу, особенно лес, и изображал его в разное время года. Трудно назвать такой художественный музей в нашей стране, где не было полотен известного русского художника – пейзажиста Исаака Ильича Левитана. На этой картине, художник Исаак Ильич Левитан изобразил ноябрь. Художник так и назвал её – «Поздняя осень».Василий Дмитриевич Поленов тоже написал картину об осени, может вы догадаетесь, как он её назвал.

Исаак Израилевич Бродский именно в период поздней осени писал картину, которую тоже назвал «Поздняя осень».(Картины появляются на экране)

Воспитатель. Давайте попробуем придумать рассказ, который так и назовё м : «Поздняя осень». Можете дать своё название рассказу. А поможет нам в составлении рассказа мнемотаблица.

Воспитатель. Кто хочет рассказать? Сейчас нам Максим расскажет. А вы ребята слушайте внимательно, если рассказ Максима будет неполным, вы добавите. (Далее заслушиваются рассказы нескольких детей. Другие дети слушают и дополняют.

Примерный рассказ

Наступила поздняя осень. Небо стало хмурым, пасмурным. серым. В ноябре солнце почти не светит, часто идут дожди, иногда со снегом. Деревья стоят голые. Трава пожелтела, поникла. Перелетные птицы уже улетели на юг. Дикие животные готовятся к холодной зиме. Медведи, ежи, барсуки готовятся к спячке. Лисы, белки, зайцы меняют свои шубки на зимние Люди одели теплую одежду. Еще немного и наступит зима.

Воспитатель. Прекрасно! Максим порадовал меня, придумал замечательный рассказ, почти как настоящий писатель.

Воспитатель. Ребята. Кто хочет ещё рассказать?

Заслушиваются рассказы 5 детей.

Воспитатель. Хорошо, остальных детей мы послушаем в группе.

Воспитатель. Ребята, подходит к концу наше путешествие.

- О каком времени года мы с вами говорили? Ответы детей.

- Что Вам больше всего запомнилось, понравилось? Ответы детей.

-О чем бы вы ещё раз хотели бы вспомнить и поговорить? Ответы детей.

Итог.

Воспитатель. Поздняя осень – немного грустный период. Природа поздней осенью как будто засыпает, но мы знаем, что впереди нас ждёт другое интересное и красивое время года- какое? Дети- зима. (Дети прощаются с гостями.)

Публикации по теме:

Конспект занятия для детей с ТНР старшего дошкольного возраста. Составление описательного рассказа «Осень» Конспект фронтального занятия по формированию связной речи для детей старшего возраста компенсирующей группы с ТНР. Тема: Составление описательного.

Конспект НОД по речевому развитию «Составление описательного рассказа о цветах по мнемотаблице» с использованием ИКТ Конспект НОД по речевому развитию на тему: «Составление описательного рассказа о цветах по мнемотаблице». Задачи: - формировать умения.

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Составление описательного рассказа об игрушках по мнемотаблице» Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Составление описательного рассказа об игрушках по мнемотаблице» с использованием.

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе комбинированной группе. Составление рассказа на тему «Осень» Интеграция образовательных областей: Задачи: Образовательная область “Познавательное развитие” Закреплять знания об основных признаках осени,обобщать.

Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа о семье» Тема: «СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА О СЕМЬЕ». Программные задачи. 1. Научить детей последовательно рассказывать по сюжетным картинам.

Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Лошадь с жеребёнком» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Составление описательного рассказа по картине «Лошадь с жеребёнком» Цель: учить самостоятельно.

Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Лошадь с жеребенком» СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ «ЛОШАДЬ С ЖЕРЕБЕНКОМ» Цели : - учить составлять описательный рассказ по картине, включая в.

Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа «Зима» Конспект непосредственно образовательной деятельности. Тема: «Составление описательного рассказа на тему «Зима»». Цель занятия: формировать.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Составление описательного рассказа «Самосвал» Цель: развивать устную речь детей Задачи: - учить детей отвечать на вопросы полным ответом - составлять описательный рассказ с помощью воспитателя.

Конспект НОД по речевому развитию «Составление описательного рассказа по картинкам. Овощи» (младшая группа) Программное содержание: 1. Учить детей составлять рассказ по картинкам. учить детей узнавать овощи в натуральном виде и на картинках, правильно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по речевому развитию. Составление описательного рассказа на тему «Поздняя осень»
Опубликовано: 26 ноября 2018 в 21:17
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД