Любовь Бетина
Конспект занятия по речевому развитию «Заучивание стихотворения А. Прокофьева «Береза» по мнемотаблице»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: разучить стихотворение А. Прокофьева «Березка» с помощью мнемотаблицы, составить описательный рассказ о березе с помощью коллажа.
Учить детей отвечать на вопросы полными предложениями, используя слова и выражения из текста. Развивать общие речевые навыки (голос, выразительность речи) Развивать память, внимание, воображение; Продолжать формировать интерес детей к родной природе; обобщать знания о берёзке; расширять представления детей об образе берёзы в поэзии; воспитывать любовь к русской берёзке. Расширение и активизация словаря.
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Заучивание стихотворения А, Прокофьева „Береза“ по мнемотаблице“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц
- Заучивание. Конспекты занятий по заучиванию
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Прокофьев С.С, композитор
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
Материал и оборудование: картинки для коллажа, фото березы, письмо-картинка от Незнайки, портрет А. Прокофьева, веточки с почками, веточки вербы, ласточка, солнце и облако из фетра, коврограф, смайлики на самоклейке, мнемотаблица.
Ход занятия
1. Организационный момент
Воспитатель собирает детей возле себя.
Прислушайтесь, вы ничего не слышите? Кто это так незаметно прошагал за окном? Кто пришел так тихо-тихо?
Ну, конечно, не слониха
И, конечно бегемот
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел.
И услышать не могли вы,
Как зеленые травинки,
Сняв зеленые ботинки,
Тихо вышли и из земли,
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина…
Это значит, это значит
Тише всех пришла ВЕСНА.
Кто же это пришел?
Давайте осмотримся вокруг, вы замечаете что-то новое в группе (в группе появились веточки с почками и листочками, ласточка и яркое солнышко)
-О чем это все нам говорит? (Это говорит о том, что наступила весна)
2. Речевая игра «Весеннее предложение»
Я предлагаю вам немного поиграть, подобрать родственные слова к слову весна и придумать с ними предложение (например, «Весенние дни длиннее и теплее зимних и т. д.)
3. Речевая игра «Весенние слова»
А теперь давайте подберем красивые, нежные весенние слова. Кому я передаю мяч, тот называет слово, которое будет характеризовать то слово, которое назову.
Весной небо какое (голубое, яркое, чистое, весеннее, высокое, веселое, ясное)
Весной солнце какое (яркое, лучистое, теплое, ласковое)
Травка весной какая (молодая, зеленая, первая, нежная, сочная, душистая)
Ручеек какой (звонкий, веселый, прозрачный, журчащий, быстрый)
Почки какие (набухшие, раскрывшиеся, проснувшиеся)
День какой (весенний, теплый, солнечный, длинный, яркий)
4. Сюрпризный момент
Звук сообщения.
-Ребята, как выдумаете, что это за звук (пришло сообщение, электронное письмо)
Да, нам пришло письмо. Вам интересно от кого оно, и что в нем написано?
- Ребята, хотите Незнайке? А как мы сможет отправить ответ?
У меня есть идея, мы снимем все на видео и отправим его Незнайке? Вам нравится такая идея?
5. Составление коллажа(на коврографе изображение березы, закрытое листом, на столе карточки-ассоциации, подходящие к описанию березы + отвлеченные ассоциации)
-Ребята, подойдите к столу и внимательно посмотрите на предложенные картинки, подумайте, какое же слово зашифровано в них.
Делают вывод, изучив все карточки, какое дерево зашифровано.
Отбирают карточки, аргументируя, почему они сделали такой выбор, лишние картинки, не подходящие к ассоциации с березой остаются на столе. Дети доказывают, почему они не подходят.
Составляют коллаж (открывается картинка с изображением березы, вокруг него на коврографе помещаются картинки, затем по этому коллажу составляют описательный рассказ о березе: по часовой стрелке, против часовой, каждый ребенок начинает рассказ с разной картинки.
- А теперь давайте попробуем стать писателями и составить красивый рассказ о березе.
6. Физминутка «Берёзка»
А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть и посадить березки.
Мы березку посадили (наклониться)
Мы водой ее полили (имитация полива дерева)
И березка подросла (встать, подняться на носочки, руки на пояс)
К солнцу ветки подняла. (руки вверх)
А потом их наклонила (руки вниз)
И ребят благодарила (наклоны головы)
7. Выразительное чтение стихотворения А. Прокофьева «Береза» педагогом.
- Ребята, а как люди могут выразить свои эмоции и отношение к тому, что увидели, как они могут поделиться этим с другими людьми (Написать картину, сочинить песню, написать стихотворение)
Я как раз знаю одно замечательное стихотворение о березе, его написал Александр Андреевич Прокофьев. Послушайте его.
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застёжками.
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
Люблю берёзку русскую,
Она всегда с подружками
Под ветром долу клонится
И гнётся, но не ломится!
Беседа по содержанию стихотворения:
-Вам понравилось стихотворение?
-Как относится автор к березе? Какими словами ее описывает?
-Почему березку называют русской?
-Какое настроение у березы?
-А как вы понимаете выражение белёный сарафанчик?
-А что за платочки в карманчиках?
-Как вы думаете, что такое зеленые сережки?
-А что значит ненаглядная?
-С какими подружками всегда березка?
-Почему низко клонится, и гнется, но не ломится?
Предлагаю вам выучить это стихотворение наизусть для Незнайки, в этом нам поможет эта мнемотаблица.
8. Повторное прослушивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
Читает воспитатель, с опорой на мнемотаблицу, а дети повторяют.
Дети повторяют вместе за воспитателем еще раз, опираясь на мнемотаблицу.
Затем в мнемотаблице поочередно вызываются все дети для прочтения стихотворения. (по 1-2 на каждое прочтение)
Стихотворение зачитывается хором еще раз.
9. Итог занятия.
- Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие?
А что понравилось больше всего? А как вы можете поделиться своими эмоциями с другими людьми?
- Мне тоже очень понравилось наше занятие, вы отлично работали, и я хочу вам подарить по веселому смайлику.