Медяникова Адалина Алексеевна
Конспект занятия по теме: «Автоматизация звука Л в слогах, словах и фразовой речи. «Морское путешествие».
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по теме : «Автоматизация звука Л в слогах, словах и фразовой речи. «Морское путешествие».
Цель: Автоматизировать звук [Л] изолированно, в прямых слогах и разных позициях слова. Способствовать развитию творческих и коммуникативных способностей у детей.
Задачи:
Коррекционно-образовательные цели.
Публикация «Конспект занятия по теме: „Автоматизация звука Л в слогах, словах и фразовой речи, „Морское путешествие“,» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
1. Закреплять навык автоматизации звука Л в слогах, словах, фразах
2. Мотивировать детей на включение в деятельность
3. Уточнить и расширить словарь по теме : «Море и морские обитатели»
4. Учить применять в практике творческое использование коктейльных трубочек
5. Закреплять умение осуществлять звуковой, слоговой анализ слова
Коррекционно-развивающие цели.
1. Развивать тонкую моторику пальцев рук, артикуляционного аппарата;
2. Развивать фонематический слух, зрительное и фонематическое восприятие, внимание.
3. Развить коммуникативные навыки, слуховое внимание, речь;
Коррекционно-воспитательные цели.
1. Воспитывать усидчивость, аккуратность
2. Формировать положительную мотивацию на занятии
3. Воспитывать желание говорить правильно, четко, красиво.
Технологии: здоровьезберегающие: дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, физминутка, Су-Джок-терапия.
Оборудование:
Оборудование: макет корабля, авторская игрушка Колпачок Звуковичок; ноутбук, презентация «Морские обитатели», символы гласных звуков, картинки со звуком [Л], Су-Джок «ёжик» 4 шт., пластилиновые пластины в форме буквы Л, кольца от коктейльных трубочек разного цвета.
Ход деятельности
Организационный момент:
Образовательная задача: мотивировать детей на включение в деятельность.
Дети занимаются самостоятельной деятельностью. Логопед включает видеоролик. Звучит сказочная заставка, призванная заинтересовать детей и мобилизовать их внимание. На экране появляется гном Колпачок Звуковичок.
Слайд 1 Колпачок Звуковичок.
Гном Колпачок Звуковичок. Здравствуйте, дорогие ребята! Вы меня, наверное, узнали, я гном Колпачок Звуковичок! Прошу вас о помощи в поиске волшебного клада, который спрятан на необитаемом острове. Я не знаю, как добраться до необитаемого острова. Я буду вам очень благодарен, если вы мне поможете и что-нибудь придумаете.
Логопед. Да… Проблема… Как вы считаете, друзья, надо ли помочь гномику Колпачку Звуковичку?
Ответы детей: Да надо помочь гномику Звуковичку.
Логопед: Скажи, пожалуйста, а вы считаете себя добрым человеком?
Ответы детей: Да добрыми.
Логопед: А добрый человек отказывает другому в помощи?
Ответы детей: Добрый человек не отказывает другому человеку
Логопед: Так Вы хотите помочь Звукочичку?
Ответы детей: Да
Педагог: А Вы сможете помочь гномику Колпачку Звуковичку?
Ответы детей: Мы сможем
Логопед: Тогда давайте попробуем гномику Колпачку Звуковичку помочь.
2. Актуализация знаний.
Образовательные задачи: развить коммуникативные навыки, слуховое внимание, речь; тренировать мыслительные операции.
Слайд 2. Лайнер.
Логопед: Давайте мы вами отправимся в путешествие. Наш путь лежит на Лайнере. И чтобы занять своё место в каюте, нужно приобрести билеты. (Символы гласных звуков А, О, У, И). Все нашли свои места, садимся удобно, выпрямили спинки. А для того, что бы наш Лайнер отчалил от пристани, капитан Колпачок Звуковичок подаёт нам какие-то сигналы. Повторим за ним, сделаем с вами массаж лица.
Дети превращаются в гномов помощников, надевают колпачки. Называют звуки и находят свои места с такими же изображениями.
Самомассаж лица.
Ручки растираем (растирание ладоней) и разогреваем (хлопки)
И лицо теплом своим мы умываем (проводить ладонями по лицу сверху вниз,
Грабельки сгребают все плохие мысли (движения пальцами от середины лба к вискам)
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз).
Их вперед сгибаем (загибание ушных раковин вперед,
Тянем вниз за мочки (оттягивание вниз за мочки,
А потом уходим пальцами на щечки (пальцы перебегают на щеки).
Щечки разминаем, чтобы надувались (поколачивание пальцами)
Губки разминаем, чтобы улыбались (большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу).
Дети выполняют массаж лица согласно тексту. Активизация групп мышц речевого аппарата.
3. Упражнение на дыхание «Шторм в стакане».
Слайд 3 Шторм.
Логопед: Я тоже за то, чтобы отправиться в дальнее плавание на корабле (пароходе, лайнере и т. д.). Но это будет не обычный, а сказочный, корабль, для этого необходимо завести мотор двигателя корабля. Давайте подуем в трубочку, погруженную в стакан с водой, контролируя правильность выдоха.
Дети выполняют упражнение. Развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.
4. Артикуляционная гимнастика.
Слайд 4 «Корабль».
Логопед предлагает с язычками поиграть. Дети выполняют артикуляционную гимнастику перед зеркалом. Вырабатывать полноценные движения и определённые положения органов артикуляционного аппарата.
Логопед: Ребята, какой сказочный у нас корабль как вы думаете, как называется окно на корабле?
Ответы детей. Иллюминатор.
Логопед: Почему вы так думаете?
Ответы детей:
Заборчик
Подъезжает шофёр,
Ну, а впереди – забор.
Тормозит и назад.
И так восемь раз подряд.
Окно
Открываем рот пошире,
Держим раз, два, три, четыре.
Если прыгает язык,
«А-а-а» поем, и он лежит!
Блинчик
Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке,
Есть их будем со сметаной,
Пригласим к обеду маму.
Маляр
Подниму я язычок
И покрашу потолок,
Двигаться вперед-назад
Язычок наш очень рад!
Пароход
Вывожу язык вперёд,
Закушу его – и вот:
«Ы» — так гудит пароход.
5. Характеристика звука [Л].
Дети дают характеристику звука [Л]. Уточнить артикуляционный уклад звука [Л].
Опиши, что делают губы? Зубы? Где находится язычок? В каком он положении? Давай произнесем этот звук на выдохе. Воздух выходит свободно изо рта? Правильно, есть преграда для воздушной струи - это язычок. Значит, этот звук какой? (Согласный.) Как мы его произносим, сердито или ласково? (Сердито.) Звук Л - твердый согласный, звонкий. А, как вы думаете должен двигаться наш язычок при произнесении звука [Л]?
(Язычок упирается за верхние зубы.) Давайте мы с вами продолжим работать над звуком [Л].
6. Ритмическая игра с произнесением слогов со звуком [Л].
Педагог предлагает детям выполнить ритмические движения со слогами. Отрабатывается изолированное произношение слогов ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ.
Слайд 5 Гном Колпачок Звуковичок.
Логопед: Что – то наш Гном Колпачок Звуковичок загрустил. Ребята давайте поднимем настроение капитану корабля Колпачку Звуковичку.
ЛА-ЛА-ЛА – хлопаем в ладоши,
ЛО-ЛО-ЛО – стучим ладонями по столу,
ЛУ-ЛУ-ЛУ – хлопаем ладонями по коленям,
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – хлопаем ладонями по плечам наискосок.
Дети произносят слоги, одновременно выполняя движения. Закрепить правильное произнесение звука Л в прямых слогах. Общую моторику, координировать речь с движением.
7. Игра «Один-много»
Слайд 6 Лайнер на волнах.
Логопед: Наше путешествие продолжается на Лайнере по волнам на необитаемый остров, где спрятан клад, а чтобы найти клад мы поиграем в игру «Один-много».
Дети называют единственное и множественное число существительных. Формировать навык образования существительных в ед. и мн. числе. Обогатить словарь по теме занятия.
Одна волна - много волн,
одна шлюпка - много шлюпок,
один плавник - много плавников,
одна лодка - много лодок.
8. Пальчиковая гимнастика Су-Джок «Морской ёжик».
Слайд 7 «Морской ёжик».
Логопед: Думаю, что мы немножко устали с вами, давай отдохнем немножко. Чтоб дальше продолжать надо пальчики размять:
Ёжик, спрячь свои иголки.
Мы же дети, а не волки.
Мы хотим тебя погладить,
Мы хотим с тобой поладить.
Ёж иголки отряхнул,
Завернулся и уснул.
9. Закрепление изученного материала. Игра «Найди звук».
Автоматизация произношения звука [Л] в разных позициях слова.
Педагог: Ребята, а вы знаете, что в море много разных обитателей. Давайте узнаем их и поиграем.
Слайд 8 морские обитатели (акула, моллюск, рыба клоун, ламантин, рыба – молот и т. д).
Дети называют морских обитателей. И определяют, на каком острове находится клад. Клад-звук Л в картинках. Дети выбирают только те картинки с морскими обитателями, в названии которых есть звук Л, называют. Первый остров - нахождение звука в начале слова, второй остров - в середине слова, третий остров - в конце.
Ответы детей: Первый остров - Ламантин. На острове Ламантин мы нашли ларец, а в ларце весёлая буква Л.
Ответы детей: Второй остров – Моллюск
Ответы детей: Третий остров - Акула
Слайд 8 «Русалочка».
Логопед: К нам приплыла сказочная героиня Русалочка и за выполненные задания вручила Звуковичку и детям ключ от ларца. (см. Приложение)
10. Барельеф «Весёлая буква Л»
Логопед: За помощь в поиске ларца Звуковик дарит каждому букву Л.
Педагог предлагает украсить букву на пластилиновой основе драгоценностями из ларца (кольца из разноцветных коктейльных трубочек, Дети открывают ларец. И украшают букву приёмом мозаики. Обучать детей различным приёмам работы с различными изобразительными средствами, умению следовать устным инструкциям, оперировать понятиями, обозначающими пространственные характеристики. Развивать мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус и творческие способности. Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей
11. Итог занятия.
Педагог: Ребята, давайте вспомним в какое путешествие мы отправлялись сегодня, и какой звук учились произносить.
Ответы детей: Искали волшебный клад, который спрятан на необитаемом острове Ламантин мы нашли ларец, а в ларце весёлая буква Л.
Педагог оценивает работу детей. Дети называют звук, уточняют правильную артикуляцию звука.
Дети забирают работы – буквы, обозначающие звук, который отрабатывался на занятии.