Папки-передвижки

Конспект занятия по учебно-познавательной деятельности в старшей группе ДОУ. «Вода и её свойства»

Людмила Колодяжная
Конспект занятия по учебно-познавательной деятельности в старшей группе ДОУ. «Вода и её свойства»

КОНСПЕКТ

ЗАНЯТИЯ ПО УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДОУ.

«ВОДА И ЕЁ СВОЙСТВА»

ТЕМА: «ВОДА И ЕЁ СВОЙСТВА»

Вид занятия : учебно - познавательное.

Тип занятия : комбинированное.

ЦЕЛЬ: Развитие познавательной деятельности детей, их познавательных интересов.

Публикация «Конспект занятия по учебно-познавательной деятельности в старшей группе ДОУ, „Вода и её свойства“» размещена в разделах

ЗАДАЧИ:

1. Образовательные:

• Познакомить детей со способами обследования воды.

• Расширять кругозор детей за счет использования знаний из различных областей;

• Познакомить с некоторыми свойствами воды : жидкость без вкуса, цвета, формы и запаха, вода прозрачная, текучая, может разливаться, ее можно вылить, налить, перелить, разлить.

• Закрепить знания детей о значении воды в нашей жизни, в жизни окружающего мира.

• Показать детям, как вода пришла к нам, что вода существует в разных состояниях.

• Учить устанавливать простейшие взаимосвязи и взаимозависимости, существующие в природе. Подводить к выводам и обобщениям.

2. Развивающие:

• Развивать познавательный интерес, любознательность, стремление к опытнической деятельности, желание самостоятельно найти ответ.

• Развивать логическое мышление, внимание, память, воображение, умение находить решение и делать выводы;

• Продолжать обогащать и активизировать словарный запас детей;

3. Воспитательные:

• Воспитывать навыки культуры поведения, чувство доброты и взаимопомощи.

• Воспитывать у детей бережное отношение к природе, желание охранять природу, беречь каждую каплю воды.

• Воспитывать экологическую культуру.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:

Наглядные: использование наглядных пособий, декораций, использование образца, использование средств ТСО, музыкальное сопровождение, использование карт-схем, показ, демонстрация иллюстративных пособий, опытов;

Словесные: поисковые и проблемные вопросы к детям, объяснение, указания, оценка деятельности детей, загадывание загадок, использование художественного слова, указания, поощрения, обобщение, пояснение, обращение к опыту детей, подведение к выводу, анализ занятия.

Практические: создание проблемной ситуации, сюрпризный момент, игры, упражнения, обследование, сравнение, сопоставление, эксперимент, активная деятельность детей.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: СУХОФРУКТЫ.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Демонстрационный материал:

Глобус, лупа, мешочки с крупами, снеговая и водопроводная вода, цветная бумага, кусочки льда, сахар, песок, сосуды различной формы, масло, перья, таблица-схема.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ :

Дети располагаются в центре групповой комнаты на ковре Стол воспитателя с пособиями стоит рядом. В зале расставлены столы для проведения опытов.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ :

Ход занятия

I ч. Вводная: Приход профессора Эко….

II ч. Основная: 1. Звонок Капельки….

2. Что нам пригодится в путешествии….

3. Игра «Определить предметы на ощупь»….…

4. Игра «Определите на вкус»….

5. Отправляемся в путь….

6. Рассматривание воды Определение цвета….

7. Определение запаха воды….

8. Имеет ли вода форму….

9. Чем отличается вода в реках от воды в морях и океанах ….

10. Как попала соль в океаны и моря…

11. Мы прилетели в Антарктиду….

12. Опыт 1. Как сделать воду соленой? ….

13. Какая вода ценнее : соленая или пресная? …. …

14. Опыт 2. Растворяется ли в воде песок? …

15. Опыт 3: Капля масла в воде….

16. Опыт 4: Соленый ли лед….

17. Опыт 5: Что может произойти, если будут таять льды?.

18. Физ. минутка. Аутотренинг…. ….

19. Возвращение…

20. А вот нам послание:….

21. Воду нужно беречь. …

III ч. Заключительная: Вот как много нового мы сегодня узнали на нашем занятии. ….

Длительность 30 минут

3 мин

1 мин

1 мин.

1 мин

1 мин

1 мин

1 мин

1 мин.

1 мин

1 мин

1 мин

1 мин

1 мин

1 мин

1 мин

2 мин

1 мин

2 мин

2 мин

1 мин

1 мин

1 мин

3 мин

Ход занятия

I ч. Вводная: группу к ребятам приходит профессор Эко.)

-Здравствуйте, дети. Меня зовут профессор Эко. Я работаю в лаборатории, которая занимается исследованием снега, льда и воды. Здесь у меня находится все, что необходимо для изучения природы.

У меня есть волшебный телефон. Я получаю звонки со всего света. С его помощью я узнаю всё, что делается в нашем общем доме.

Дети, вы поняли о каком доме я вам говорю? У нас над головой одна общая голубая крыша - небо. У нас под ногами один общий пол - земляная поверхность. У нас, у всего человечества, одна на всех лампа, она же печка - солнце. У нас общий водопровод - дождевые и снежные тучи. И вентилятор один на всех - ветер - ветрило. Вот и выходит, что земной шар - это действительно наш общий большой дом. Представить, как выглядит наш дом нам поможет глобус - уменьшенная модель огромной земли, где живут все люди на свете. И как приятно когда в доме чисто и уютно. Вот и работает наша лаборатория, для того чтобы в случае необходимости прийти на помощь.

II ч. Основная: (Раздается телефонный звонок)

Эко: Алло! Это звонит моя помощница – Капелька. Что ты говоришь, Капелька? Беда! Она говорит, что в Антарктиде началось сильное таяние снега. А где же находится Антарктида? (Дети вместе с воспитателем находят Антарктиду на глобусе.)

Обследуем это место. Вы видите темное пятно на снегу, чтобы это могло быть? (Это пыль, загрязнения) Выхлопы автомобилей, дым заводов содержат такие вещества, которые поднимаются в воздух и переносятся ветром на далёкие расстояния и там оседают.

Дети, а как вы думаете, почему же началось обильное таяние снега? Вспомните, какой снег быстрее тает грязный или чистый? (Грязный.)

Необходимо воспрепятствовать этому. Вы готовы мне помочь? Срочно собираемся в путь. Какая погода в Антарктиде, как вы думаете? Что же нам пригодится в путешествии? Перед вами на столе лежат предметы. Вам необходимо отобрать то, что понадобится в путешествии и исследованиях воды и льда. Дети отбирают лупу, карандаш, блокнот, колбочки, баночки и т. д. Рассказывают их назначение.

Нам необходимо быть внимательными и уметь замечать всё на своем пути. Потренируемся. Перед вами лежат несколько мешочков. Пощупайте их и попробуйте определить, не раскрывая, что это может быть. (Гречневая крупа, макароны, рожки, сахар)

Для путешествия нам понадобятся продукты. Ручки потренировали, а теперь потренируем язычок. Попробуйте на вкус с закрытыми глазами и определите что это за продукты. (Чернослив, яблоко-сухофрукты.) Чтобы не болеть нам понадобятся сухофрукты, соки, витамины.

Вот теперь мы смело можем отправляться в путь. (Рассаживаются на ковре, вокруг столика воспитателя)

ЭКО: Сейчас я открою чемодан-лабораторию, которая всегда со мной, и мы начнем наши опыты прямо сейчас.

Пока мы летим, давайте рассмотрим повнимательнее глобус. Каким цветом обозначена вода на глобусе? (Голубым.) А почему голубым? (Голубой цвет – цвет чистоты.) Посмотрите, чего больше на земле воды или суши?

На глобусе есть участки и белого цвета. Что он обозначает? (Лед – это вода в замерзшем состоянии.) Где на материках может быть вода? (В реках.) 6. Посмотрите, у меня в стакане вода. Под стакан положим листочки цветной бумаги, а теперь посмотрите в стакан, что вы видите? Какой из этого можно сделать вывод? Какого она цвета? (Бесцветная, прозрачная) Как вы думаете прозрачная ли вода в кране? А в озере, кране, речке, море?

Понюхайте воду. Она чем-нибудь пахнет? Значит, что мы можем сказать про цвет и запах воды?

А какую форму имеет вода? (Показать стакан, пробирку.) Значит, что можно сказать про форму воды? Вода занимает форму сосуда. Как это можно занести на карту-схему.

А вы знаете, чем отличается вода в реках от воды в морях и океанах? (Она пресная) Пресная, значит безвкусная. Давайте попробуем. (Детям на пробу дается томатный сок и определяется вкус /кисло-сладкий/. Затем пробуется пресная вода и определяется, есть ли у нее какой-либо вкус.)

Чем отличается вода морская от воды в водопроводном кране? Вода в морях соленая. А как же попала соль в океаны и моря? (На глобусе показать, как маленькие речушки вливаются, впадают в моря и несут с собой соли.) Итак, вода это - жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса. Как это можно занести на карту-схему.

Вот мы и прилетели в Антарктиду. (Появляется капелька) Здравствуйте, дети! Как хорошо, что вы приехали вместе с профессором ЭКО. Наша лаборатория уже готова к исследованиям. Занимайте свои места. Дети занимают свои места за столами.

ЭКО: Мы с вами выяснили, что вода в нашем водопроводе отличается от воды в морях и океанах. Она - соленая. А как сделать воду соленой?

Опыт 1. В стаканчик с пресной водой, добавляется соль. Посмотрите, изменился ли цвет воды? А что изменилось? Вот, видите ребята, оказывается вода еще и волшебница. Она умеет растворять в себе некоторые вещества.

Можно ли такую воду употреблять в пищу? Ребята, а какая вода ценнее? Соленая или пресная? Почему? Значит, соленая вода нам не нужна?

Вильнет хвостом

Туда – сюда

И нет ее, и нет следа.

/рыба/

Через море – океан

Плывет чудо – великан,

Прячет ус во рту,

Растянулся на версту.

/кит/

В морях и океанах живут многие животные, рыбы, водные растения. Они приспособились к жизни в таких условиях. Им и нужна соленая вода. Как это можно занести на карту-схему.

Опыт 2. Посмотрим, а растворяются ли в воде другие вещества? Например, песок. Какой можно сделать вывод? И как изобразить на схеме?

Опыт 3: Ребята, а что произойдет, если в воду попадут маслянистые вещества? Например, нефть? Капнем в стакан капельку масла, что вы видите?

А теперь опустите в стакан перышко. Что с ним стало? Представьте, что села птичка, что с ней случится?. Нефть прилипает к оперению птиц. Покрытые нефтью перья, уже не могут согревать птиц и они погибают от холода.) Помочь этим птицам можно, только собрав нефть) Для этого нужно действовать очень быстро, чтобы спасти животных и очистить море и его берега.

Опыт 4: Дети, а как вы думаете, а лед, (замороженные кубики льда) который покрывает Антарктиду он тоже соленый? Положите кусочки льда в стаканчик, рассмотрите его. Лед плавает, значит, он легче воды.

А теперь Наташа, положит свой кусочек льда в стакан с теплой водой. Посмотрим, что с ним будет через некоторое время. Лед растаял. Попробуйте воду, стала ли она соленой? Значит, во льдах сосредоточены большие запасы пресной воды, которую можно использовать в пищу. Какое важное мы с вами сделали открытие. Как это можно занести на карту-схему.

Опыт 5: А теперь заметьте, на каком уровне находится вода в стакане. Отметим уровень фломастером. А теперь положим в стакан несколько кубиков льда и через некоторое время, посмотрим что произойдет. Посмотрите, уровень воды в стакане стал выше. Почему? Что может произойти, если будут таять льды Антарктиды? Что произойдет, если ледники растают? (они затопят, земную поверхность, погибнут животные, птицы и даже человек). Значит нельзя допускать загрязнения льдов Антарктиды.

Как приятно, когда всё что нас окружает – чистое. Отдохнем немного и представим нашу Землю.

Физ. минутка. Аутотренинг.

. Ярко светит солнце, дует легкий ветерок,

я вдыхаю его чистый, свежий воздух,

колышутся травы луга, надо мной гордо кружат птицы.

Мне хорошо и приятно,

Я очень рад (а, что встретился с удивительным миром природы.

Я хочу жить в мире с природой.

Я буду другом и защитником всему живому.

А теперь, снова в путь!

Нам пора отправляться снова в детский сад. Свернём нашу лабораторию. Сколько интересных открытий мы с вами сделали.

В чем заключается ценность воды? Мы умываемся ею, используем для приготовления пищи и т. д.

Молодцы, но знаете, что вода нужна не только человеку, но и всему живому на земле. Без воды нет жизни. Для рыб, некоторых растений и животных вода – это среда обитания. Смогут ли без нее прожить люди? Почему? Ведь без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды всего 3 дня!

А вот нам послание:

Вы, слыхали о воде? Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране. Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает. Ледником в горах зовется

Лентой серебристой вьется. Средь высоких стройных елей,

Рушится потоком иней. На плите у вас кипит,

Растворяет сахар в чае. Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода-наша спутница всегда!

Без меня вам не умыться, не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить, без воды нам не прожить!

Вы меня в пруду найдете, и в сыром лесном болоте,

Путешествует всегда наша спутница – ВОДА!

Теперь мы поняли, что вода нужна всему живому на земле. Без воды нет жизни. Воду нужно беречь. А как мы с вами можем беречь воду? Вот послушайте, о чем говорят капли, когда выпадают из неплотно прикрытого крана:

Родник иссяк, ручей ослаб, а мы из крана кап-кап-кап

Мелеют реки и моря, не тратьте воду, зря, зря, зря.

А то пройдет немного лет, и нет водицы, нет, нет, нет.

Такое грустное стихотворение, правда, ребята? Ребята, запомните четверостишье:

Бережливей будь с водой

И как только воду взял

Хорошенько кран закрой.

III ч. Заключительная:

Эко: Вот как много нового мы сегодня узнали на нашем занятии. Спасибо, ребята, вам за то, что помогли нам. Мы с Капелькой сейчас уйдем в нашу лабораторию, а вы не забывайте про нас и помните, что воду нужно беречь, что пресной воды очень мало. Теперь я уверен, что никто из вас не оставит кран открытым. А чтобы лучше запомнить это вы нарисуйте плакаты о том, как надо беречь воду.

Длительность 30 минут

Публикации по теме:

Характеристика учебно-познавательной деятельности Игра — ведущий вид деятельности, в которой дети усваивают моральные нормы и правила, мотивы отношения между людьми, а учебная деятельность.

Конспект НОД в старшей группе «Вода и ее свойства» Непосредственная образовательная деятельность воспитателя с детьми в старшей группе. Образовательная область «Познание». Тема: «Вода и ее.

Конспект образовательной деятельности в первой младшей группе «Вода и её свойства»Конспект образовательной деятельности в первой младшей группе «Вода и её свойства» Тема: «Вода и её свойства» Задачи: Обучающие: Формировать и закреплять знания детей о воде, для чего она нужна, умение проводить элементарные.

Конспект открытого занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Волшебница водица» Задачи: 1. Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). 2. Уточнить значение её для всего живого. 3. Познакомить.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе детского сада на тему: «Вода и ее свойства» Цели занятия: закрепление знаний о состояниях воды в природе; знакомство детей со свойствами воды; совершенствование знания детей о значении.

Конспект познавательной опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебница-вода» Программное содержание: -ознакомление детей со свойствами воды -отсутствие собственной формы -текучесть -лёд-это вода -вода может одни.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Свойства воздуха» Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Свойства воздуха» Выполнила: воспитатель.

Конспект открытого занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха» Методическая разработка открытого мероприятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха».

Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности воспитанников Контроль является необходимым структурным компонентом процесса обучения и должен осуществляться постоянно в течение всего учебного года.

Конспект занятия в младшей группе «Вода и её свойства» ]Конспект занятия в младшей группе воспитателя Качалиной Г. В. Тема: «Вода и её свойства» Образовательная область: «Познание» Раздел: формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по учебно-познавательной деятельности в старшей группе ДОУ. «Вода и её свойства»
Опубликовано: 23 ноября 2017 в 19:29
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД