Марьям Темиргишиева
Конспект занятия по экологии «Как птицы весну встречают» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи. Дать детям представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т. д., их разнообразии; учить делить на перелётных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания. Активизировать словарь: перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, прилёт, размножение.
Материал: Иллюстрации и фотографии с изображением птиц, птичьи стаи; записи «Голоса птиц», графическая модель с клювами птиц.
Публикация «Конспект занятия по экологии „Как птицы весну встречают“ в старшей группе» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ход занятия:
Воспитатель: Хотите знать, какие птицы возвращаются к нам первыми, а какие последними? Послушайте рассказ, который прислал нам дед Знай (читает рассказ В. Бианки «Прилёт, пролёт, отлёт»). Кто скажет, какие птицы прилетают первыми, и какие – последними. А кто улетает весной на север?
В народе говорят: увидал скворца – знай, весна у крыльца (выставляет картину, изображающую скворцов). И, правда, скворцы появляются в конце марта. Давайте внимательно рассмотрим картинку и составим рассказ о скворцах по следующему плану: как они выглядят, как устраивают свои гнёзда, как заботятся о птенцах. А поможет нам письмо от деда Зная.
А теперь послушайте «говорящее письмо» от деда Зная (грамзапись «Голоса весеннего леса»).
Воспитатель: как красиво поют птицы, особенно соловей! Недаром говорят, что в лесу он – первая скрипка, самая трепетная, самая звонкая и самая нежная. Послушайте его пение ещё раз. А теперь давайте прочитаем ещё одно письмо от деда Зная (читает рассказ М. Богданова)
«Сквозь призывный щебет пернатых властно доносится щёлканье соловья. Соловей – одна из самых распространённых у нас певчих птиц. Все перышки его окрашены в однообразный бурый цвет, который на брюшке светлее и переходит в белый (выставляет картину). Большие тёмные глаза придают особую прелесть соловушке.
Питаясь только насекомыми, соловей на зиму улетает в тёплые края. Весной соловьи прилетают на родину – в то время, когда деревья и кустарники начнут одеваться листьями. Вернувшись домой, соловьи отыскивают свои старые жилища и начинают петь. Затем соловьи-родители принимаются вить гнёзда, которые помещаются около земли, в кустах смородины, крыжовника или других кустарников. В глухих старых лесах соловьи не держаться. Они поселяются на опушках леса, берегам рек, склонам оврагов, где много кустарников.
Охотно держатся они в садовых кустах и цветниках, где растут розы и другие цветущие растения. Птенцы соловьёв выходят из яиц голые и слепые. Соловей помогает самочке высиживать яйца и кормить птенцов, распевая в то же время свои чудные песни.
Во второй половине июня молодые соловьи уже покидают гнёзда, а соловей перестаёт петь. Всю оставшуюся часть лета соловья ведут тихую, скрытую жизнь и не поют.
На всём свете нет никакой певчей птицы, которая пела бы лучше соловья».
Воспитатель: Когда соловья возвращаются в родные места? Почему? Почему соловьи любят кустарники? Как они выводят птенцов? Вспомните грамзапись, которую мы слушали, и скажите: чем пение соловья отличается от пения других птиц?
Игра «Справочное бюро». Воспитатель объясняет, что работники справочного бюро должны много знать о птицах, чтобы суметь ответить на все вопросы. Работниками бюро становятся желающие. Спрашивающие должны оценить правильность ответа. В конце игры награда: значки «Друг птиц»
Примерные вопросы для игры:
Какие птицы здесь живут? (показывается карточка с изображением озера, луга, леса, кустарника)
Чьё это гнездо? (показываются изображения гнёзд, о которых рассказывалось ранее)
Кто как поёт? (грамзапись голосов дятла, кукушки, соловья)
Что каждый из нас может сделать, чтобы помочь птицам зимой?
Как надо охранять птиц?