Получи документы

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей подготовительной группы «Осенний калейдоскоп»

Светлана Макарова
Конспект занятия по экологическому воспитанию детей подготовительной группы «Осенний калейдоскоп»

Программное содержание: Обобщить и систематизировать знания детей об осени как о времени года. Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для зверей, птиц, насекомых и приспособлением их к зиме. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; поощрять выдвижение гипотез; подвести к планированию своей деятельности; способствовать развитию умения делать выводы. Воспитывать бережное отношение к природе.

Публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию детей подготовительной группы „Осенний калейдоскоп“» размещена в разделах

Материал: карточки с явлениями природы по временам года, картины осенних пейзажей русских художников, иллюстрации с изображением птиц, фото птиц, летящих на юг, емкости с водой, гусиные перья, растительное масло, кисточки, салфетки.

Ход занятия:

Воспитатель : А. С. Пушкин написал много стихотворений об осени. Я прочту вам одно из них:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день.

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман.

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

В. : Дети, какое это стихотворение? Веселое, грустное, печальное или торжественное? (Это красивое, немного грустное стихотворение об осени.)

Почему это стихотворение грустное (Солнышко реже светит, день становится короче, листья с деревьев опадают, часто бывает туман, улетают птицы в дальние края).

Осень - красивое время года и вдохновляет людей писать стихи, музыку, картины на осеннюю тему. Некоторые из них вы можете сегодня увидеть на нашей выставке. Дети рассматривают, воспитатель называет имена художников и названия картин.

Д/ и: «Природные явления»

Посмотрите на карточки и расскажите, какие явления природы нарисованы? Отберите карточки, на которых нарисованы осенние явления природы (весенние, зимние, летние).

Сколько месяцев в году? (12). Все они живут дружно и приходят каждый в свое время. Какие осенние месяцы приходят к нам в гости? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

Сентябрь - это первый осенний месяц. Это бархатный месяц, румянец осени. Как его еще называют в народе? (Златоцветом, птичьей стайкой.) Дети объясняют почему.

А еще в сентябре бывает время очень теплых деньков. Как оно называется? (Бабье лето) Да, бабье лето -это как бы последняя прощальная улыбка лета.

Как готовятся к зиме звери? (Звери строят норы, делают запасы. Белки и зайцы начинают менять шубки с летних на зимние. У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет подходит к зимней природе. Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи и желуди, нагуливает на зиму жирок. Кроты и мыши запасаются колосками. Барсуки собирают коренья и грибы. Белочка делает запасы в дуплах. Волк и лиса зимой не спят и запасов осенью не делают. Беззаботно проводят время до тех пор пока мороз не заставит их искать себе не только пропитание, но и жилище.)

Какие работы у людей в сентябре в саду, в поле? ( С полей и огородов убирают урожай овощей: картофель, морковь, свеклу. Когда урожай убран, поле вспахивают. Еще в сентябре на полях сажают озимые хлеба - рожь пшеницу.)

Пальчиковая гимнастика: «Осень»

Осень, осень, трем ладошки друг о друга

Приходи! зажимаем кулаки по очереди

Осень, осень,

Погляди!

Листья желтые кружатся. плавные движения ладонями

Тихо на землю садятся, ладони гладят колени

Солнце нас уже не греет, сжимаем и разжимаем кулаки по очереди

Ветер дует все сильнее, синхронно наклоняем руки в разные стороны

К югу полетели птицы, «птица» из двух скрещенных рук

Дождик к нам в окно стучится. Барабанить пальцами то по одной, то по другой ладони

Шапки, куртки надеваем имитируем

И ботинки обуваем. Топаем ногами

Знаем месяцы: ладони стучат по коленям

Сентябрь, и октябрь, и ноябрь! кулак, ребро, ладонь.

Воспитатель : Ушел сентябрь, а вслед за ним пришел ….? (октябрь) - это месяц хмурый,мокрый. Как его называют? (Грязник, Листопадом) Дети объясняют почему.

«В октябре семь погод на дворе». Почему так говорят? (Октябрь - очень капризный месяц. За день погода может измениться несколько раз: то солнышко ярко светит, то дождик надоедливый моросит, а то и первые снежинки запорхают).

А какие вы еще знаете поговорки и пословицы? Дети называют.

В. : Все приметы осени были когда-то подмечены народом на основе постоянных наблюдений за жизнью природы. Давайте с вами вспомним народные приметы.

Паутина стелется по растениям – к теплу.

Появление комаров поздней осенью - к мягкой зиме.

Холодные ночи с ясными звездами – к теплому дню.

Поздний листопад – к суровой продолжительной зиме.

В. : Если в сентябре птицы готовятся к отлету, то в октябре они начинают улетать. Какие птицы улетают первыми? (Стрижи, ласточки, т. к. они питаются насекомыми, а с наступлением холодов их становится все меньше и меньше, потому что они прячутся от холодов в кору деревьев и засыпают.)

В. : Какие улетают чуть попозже? (Журавли, грачи и кукушки, потому что они могут охотно поменять себе корм на ягоды, плоды, зерна, семена.)

В. : Какие птицы улетают последними? ( Водоплавающие: гуси, утки и лебеди. Пока водоемы не замерзали им хватает корма)

В. : Какие птицы летят в одиночку? (Кукушка, сокол.) Как летят журавли? (Клином.). Утки (прямым фронтом). Гуси (косяком). Смотрят иллюстрации.

Почему перья у гуся не намокают? Предложить узнать намокают или не намокают. Проводит опыты:

Взять перья, опустить их в воду.

Выводы: - перо сухое, оно покрылось капельками; - если встряхнуть, капельки упадут, перо становится сухим. Если опустить руки в воду. Какими они станут? (Мокрыми.)

Как сделать так, чтобы руки в воде тоже не намокли?

Версии: завернуть в ткань, надеть резиновые перчатки. Предложить смазать кремом, а потом намочить.

Выводы: - руки, смазанные кремом, не намокают.

Результат: Гусиные перья не намокают в воде потому, что гусь постоянно смазывает свои перья жиром. Знаешь ли ты? А кто еще смазывает свое тело жиром? (Водоплавающие птицы и белый медведь). Человек узнал про эту хитрость и металлические предметы, детали машин, чтобы они не промокали и не ржавели, смазывает жиром.

Попрощаемся с нашими пернатыми друзьями и скажем им «спасибо» за песни красивые и радостные за то, что деревья защищали от вредителей.

Птиц, которые улетают в теплые края, как мы называем? (Перелетными). А птиц которые остаются? (Зимующими.) А тех, которые прилетают к нам зимовать? (Кочующими.)

Д/ и: «Четвертый лишний»

А как мы можем помочь птицам зимой? В чем заключается наша забота? (Мы можем сделать для них кормушки и подкармливать их).

Чем занимаются в октябре люди? (Собирают грибы, Собирают оставшийся урожай с полей и огородов (капусту).

Физкультминутка

В огород пойдем,

Маршировать на месте.

Урожай соберем.

Идти по кругу, взявшись за руки.

Мы морковки натаскаем.

И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты.

Имитировать, как срезают, таскают, копают.

Круглый, сочный, очень вкусный.

Показать руками.

Щавеля нарвем немножко

"Рвут".

И вернемся по дорожке.

Идти по кругу, взявшись за руки.

Воспитатель Ноябрь – последний месяц осени. Задумчивый грустный месяц. Его миссия –соединить глубокую осень с зимой. Как в народе называют ноябрь? «ледовый кузнец», «ворота зимы»)Почему? Какие пословицы и поговорки вы знаете про него?

Чем занимаются лесные жители а ноябре? (Лесные животные спрятались в своих домиках и кушают запасы, а зайка дрожит от страха, так как шубу он поменял на белую, а снег еще не выпал)

Какие работы у людей в ноябре? (Работы на огородах, в полях и садах закончились, люди собираются на посиделки,пьют чай с вареньем, женщины вяжут теплые носочки, варежки).

Если раннюю осень называют «золотой», то позднюю осень – «серебряной». Почему? (В ноябре хрустит молодой лед на лужах, звенят на ветру ветви деревьев, и все как будто в серебре)

В. : Кода родимый край покинут гуси,

Застынет лес у холода в плену,

Ноябрь ударит в ледяные гусли,

Встречая Государыню – зиму!

Итог занятия.

Публикации по теме:

Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей ясельной группы «Зайка в гости прискакал» Конспект по экологическому воспитанию для детей ясельной группы Подготовила воспитатель : Щепалова Н. А. Цель: познакомить детей с тем,.

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы по экологическому воспитанию «Осенний» Приложение №3 Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей на тему «Осенний день». Возрастная.

Конспект НОД по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы «В гости к Старичку Лесовичку» Цель: систематизация и обобщение знаний детей о лесе, его обитателях и правилах поведения в лесу. Задачи: Образовательные: Систематизировать.

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Экскурсия в осенний парк»Конспект занятия по экологическому воспитанию «Экскурсия в осенний парк» Экскурсия в осенний парк Цель: расширить знания детей о состоянии растений осенью. Задачи: Развивать эмоционально — эстетические чувства,.

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей средней группы «Зимушка-зима» Тема: Зимушка-зима Программное содержание Задачи: Образовательные Закрепить представления о характерных признаках зимы, о состоянии живой.

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей старшей группы «Беседа об овощах» Конспект занятия по экологическому воспитанию детей старшей группы. Тема: «Беседа об овощах». Воспитатель : Соколова О. В. МДОУ.

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей старшей группы «Животные в зимнее время» Тема: Животные в зимнем лесу Программное содержание Задачи Образовательная Уточнить и расширить представления детей об образе жизни лесных.

Квест по экологическому воспитанию детей подготовительной группы «Осеннее путешествие» Цель: формирование у дошкольников элементов экологического воспитания Задачи: 1) Образовательные – формировать представление об осени, как.

Викторина по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы «Друзья природы»Викторина по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы «Друзья природы» Цель: Обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины. Задачи: • Продолжать уточнять и обобщать знания.

Конспект занятия по экологическому воспитанию через развитие речи «Подарок от лисы» для детей старшей группы Цель: • уточнить и систематизировать знания детей о диких животных. Задачи: • закреплять умение правильно вести себя в лесу; • формировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по экологическому воспитанию детей подготовительной группы «Осенний калейдоскоп»
Опубликовано: 24 февраля 2018 в 09:20
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД