Надежда Спиридонова
Конспект занятия по этническому воспитанию в средней группе «Ярмарка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по этническому воспитанию в средней группе
Цели:
Познакомить детей с традициями русского народа и с традициями проведения ярмарок на Руси. Поддерживать у детей интерес к обычаям и традициям русского народа. Вовлечь детей в игровую деятельность.
Задачи:
1. Образовательные задачи:
- Формировать у детей систему знаний о русских народных традициях, проведения ярмарочного гуляния.
- Формировать представление о ярмарочных главных героях
Скоморохах и любимой в старину игрушке – Петрушке.
Публикация «Конспект занятия по этническому воспитанию в средней группе „Ярмарка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
- Закреплять и обобщать знания о предметах старины:
Матрешка, самовар, ложки, валенки.
- Закреплять навыки интонации выразительности, умение передавать особенности движений персонажей ярмарки.
2. Развивающие задачи:
- Закреплять умение играть в русские народные игры, согласовывать движения с текстом.
- Знакомить с новыми словами: скоморох, петрушка, хохлома.
- Содействовать развитию познавательных способностей к
русским художественным промыслам и предметам
декоративно-прикладного искусства.
3. Воспитательные задачи :
- Воспитывать любовь к Родине, интерес к русским народным
традициям и обычаям.
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость детей через
приобщение к русской народной культуре и обычаям.
- Доставлять детям радость. Создать хорошее настроение
всем участникам деятельности.
Виды деятельности:
- Игровая.
- Коммуникативная.
- Познавательная.
- Двигательная.
Материалы и оборудование:
Товары для ярмарки : Банка меда, мармелад, шоколад, яблоки, огурцы, бублики (муляж, платки расписные, хохломская посуда и самовар, валенки, матрешки.
Для игры «Собери картинку» : пособие по Хохломе,
пособие по Русским промысла.
Ширма кукольного театра, кукла бибабо Петрушка.
Интерактивная доска, диск со слайдами.
Карусель: обруч с разноцветными лентами.
Подарки для детей: конфеты.
Конспект занятия по этническому воспитанию
в средней группе «Ярмарка».
Звучит веселая русская народная мелодия «Ах, вы сени, мои сени». (Дети входят в группу и садятся на стульчики)
Воспитатель : - Ой, Вы гости дорогие! Красны девицы и добры молодцы!
Слушайте! И не говорите, что не слушали!
Глядите! И не говорите, что не видели!
- Солнце яркое встает, спешит на ярмарку народ.
Что за праздник, что случилось? Просто ярмарка открылась!
- Ребята! А подскажите мне - Что такое ярмарка?
Предполагаемые ответы детей:
Ярмарка – это большой праздник. Люди приходят или приезжают на ярмарку в нарядной одежде.
Место, где, что- нибудь покупают или продают.
На ярмарке продавали разный товар – посуду, одежду, продукты, игрушки и другие товары.
Воспитатель :
Ребята! А у нас в детском саду тоже проводилась «Осенняя ярмарка». Мы с вами продавали и покупали поделки, сделанные своими руками. Кто хочет поделиться своими впечатлениями о ярмарке.
Предполагаемые ответы детей:
Было весело, интересно, красочно. Играла музыка. Нарядные продавцы продавали свой товар. Покупатели – покупали. Ярмарка доставила нам много радости.
Воспитатель :
Ребята! А давайте мы с вами ещё раз пойдем на ярмарку?
Дети: Давайте.
Воспитатель : «Вас на ярмарку зову, всё о ней я расскажу».
(Воспитатель приглашает детей подойти к ярмарочным столам).
Воспитатель. Посмотрите сколько товара. Столы стоят, товар лежит, только нет продавцов.
Воспитатель : Ребята! А кто хочет стать продавцом?
Воспитатель : Вставайте продавцы за столы-прилавки?
Воспитатель : Столы стоят, товар лежит, продавцы готовы. А что нужно, что бы товар свой продать?
Дети: Нужно уметь хвалить свой товар.
Воспитатель : Замечательно! И это путь к успеху!
Столы стоят, товар лежит, продавцы готовы?
Дети: Готовы!
Воспитатель : Мотор! Начали!
Воспитатель : Открылась ярмарка большая!
И чего здесь только нет!
Не видать конца и края
Море сушек и конфет!
(Дети продавцы начинают рекламировать свой товар)
1 продавец: Бараночки – бублики! Бараночки – бублики!
Доставайте денежки, доставайте рублики!
2 продавец: Подходите молодцы – покупайте леденцы!
Мармелад и шоколад – покупайте всё подряд!
3 продавец: Мед полезный, ароматный, золотой. душистый, сладкий.
В нем лекарства, витамины от простуды и ангины.
4 продавец: Огурчики, огурчики! Солёные огурчики!
Не стесняйтесь, налетайте, да побольше покупайте.
5 продавец: Яблоки печёные, свежие, мочёные,
Розовые, красные – все по вкусу разные.
6 продавец: Ленты, кружева. Платки! Что угодно для души!
Подходите, выбирайте и товар наш покупайте.
7 продавец: Кому посуду для пищи – окрошки,
Чудо-блюдо, чашки, да ложки.
Воспитатель : Что душа твоя желает
Всё на ярмарке найдешь.
А с такими продавцами без покупок не уйдешь.
Спасибо продавцам – за умение, а гостям – за терпение.
(Воспитатель подходит ко 2-му прилавку- столу).
Воспитатель : Ребята! А посмотрите, какая красивая посуда на нашей ярмарке. Здесь посуда не простая – а расписная.
- Скажите, кто знает, как называется такая роспись?
Дети: Хохлома.
Воспитатель : Да, роспись такая называется - хохлома. Слово это произошло от названия села «Хохлома». В нем изготавливали игрушки и посуду.
Воспитатель : Ребята! А из какого материала делали эту посуду?
Дети: Её вытачивали из дерева.
Воспитатель : А в какой цвет красили посуду?
Дети: Мастера использовали краски черного, красного и золотого цвета.
Воспитатель : А что на ней рисовали?
Дети: Рисовали на посуде травку, цветочки, ягодки, разные завиточки.
Воспитатель : Ребята! Как много посуды! И чего здесь только нет? Посмотрите и назовите предметы посуды, которые мастера хохломы привезли на ярмарку, чтоб порадовать людей, да и денег заработать.
Дети: Ложки, чашки, плошки, поварешки, блюда, сахарницы, солонки, вазы, тарелки.
Воспитатель : Ребята! Какой красивый поднос! На нём лежат картинки предметов народных промыслов, но вот беда их кто-то разрезал. Кто сможет правильно собрать картинки? Помогите пожалуйста!
Дидактическая игра: «Собери картинку» (На 2-х мольбертах дети попарно собирают картинки с предметами народных промыслов. Игра проводится 2-3 раза с разными картинками и разными детьми).
Воспитатель : Ребята! Есть на нашей ярмарке товар старинный, но в наше время тоже пользуется спросом. А для того, чтобы найти этот товар на прилавках нашей ярмарки, надо отгадать загадки.
1-ая загадка: Вот прабабушка - игрушка,
Хоть она и не старушка.
Просто у неё в нутрии
Есть ещё похожих три.
Каждую мы открываем
И другую вынимаем.
Дети: Матрешка
2-ая загадка: Кто такой стоит пузатый
И широкие бока.
Торчит носик крючковатый,
В нем вода из родника.
Крантик сбоку открывай
Кипяточек наливай.
Дети: Самовар.
3-яя загадка: Эту обувь из шерсти валяют.
В ней в мороз по сугробам гуляют.
Если сыро и день не хороший,
Надевают на них калоши.
Имеют спрос в народе,
Хотя уже не в моде.
Дети: Валенки.
Воспитатель : Ребята! На ярмарке можно было не только купить и продать свой товар, а можно было его обменять. Яблоки на огурцы, муку на картошку, сахар на соль. Давайте с вами посмотрим шуточную сценку, как проходил торг.
(Дети выходят парами, эмоционально и выразительно текстом и движениями передают веселый игровой образ купцов- продавцов).
1-ая пара:
1 ребенок. : Кум-куманек, продай пирожок?
2 ребенок: А что дашь?
1 ребенок: Голик да веник, да сто рублей денег.
2 ребенок: Годится?
1 ребенок: Годится.
(продавцы в знак согласия ударяются ладошками)
2-ая пара:
1 ребенок:
Кум-куманек, продай пирожок?
А что дашь?
Сорок стаканов мороженых тараканов.
Годится?
Годится.
(продавцы в знак согласия ударяются ладошками)
3-яя пара:
Кум-куманек. Продай пирожок?
А что дашь?
Чайник без дна, только ручка одна.
Годится?
Годиться.
(продавцы в знак согласия ударяются ладошками)
Воспитатель : Вот и договорились. Порадуемся все вместе. У вас всё получилось!
(Дети хлопают в ладоши)
Воспитатель : Ребята! А ещё на ярмарке не только продавали, а там можно было поплясать и попеть весёлые шуточные песни.
Шуточная песня «Купим мы бабушке».
(Дети ритмично выполняют движения в соответствии текстом)
Купим мы бабушка тебе курочку.
Курочка по зёрнышку кудах – тах – тах!
Купим мы бабушка тебе уточку,
Уточка та-та-та-та!
Курочка по зернышку кудах-тах-тах!
Купим мы бабушка тебе индюшонка.
Индюшонок шалды – балды!
Уточка та-та-та-та!
Курочка по зернышку кудах-тах-тах!
Купим мы бабушка тебе кисоньку.
А кисуля мяу-мяу!
Индюшонок шалды – балды!
Уточка та-та-та-та!
Курочка по зернышку кудах-тах-тах!
Купим мы бабушка тебе собачонку.
Собачонка гав-гав!
А кисуля мяу-мяу!
Индюшонок шалды – балды!
Уточка та-та-та-та!
Курочка по зернышку кудах-тах-тах!
Купим мы бабушка тебе поросенка.
Поросёнок хрюки хрюки – хрюки!
Собачонка гав-гав!
А кисуля мяу-мяу!
Индюшонок шалды – балды!
Уточка та-та-та-та!
Курочка по зернышку кудах-тах-тах!
Купим мы бабушка тебе коровенку.
Коровёнка муки муки!
Поросёнок хрюки хрюки – хрюки!
Собачонка гав – гав!
А кисуля мяу – мяу!
Индюшонок шалды – балды!
Уточка та – та – та – та!
Курочка по зёрнышку кудах – тах – тах!
Всё!
(Все хлопают)
Воспитатель : Мои аплодисменты! С каждой секундой, вы меня радуете всё больше и больше.
Воспитатель : Ребята! А вы знаете, что на ярмарке можно было посмотреть кукольный театр Петрушки, который показывал поучительные сказки и рассказывал забавные, смешные истории. (1 ый– вариант: воспитатель показывает игрушку Петрушку и ширму кукольного театра с красивой шторкой); 2– ой вариант: воспитатель показывает на интерактивной доске несколько слайдов «Каким был театр петрушки в старину, в прошлом?»)
Воспитатель : Ребята! А что надо было сделать, чтобы оживить Петрушку?
Ответы детей: …
Воспитатель : Правильно. Петрушку надевали на руку и оживляли с помощью кисти. Петрушка стал главным героем русских народных кукольных представлений и очень нравился зрителям. А как вы думаете почему?
Ответы детей: …
Воспитатель : Потому, что он был веселый, смешной, яркий. Одевали его в красную рубаху и колпачок с кисточкой или бубенчиком. В Петрушкиных представлениях участвовали 2 актера: один играл на шарманке, а другой из-за ширмы показывал кукол. На правой руке был Петрушка, а на левой – остальные персонажи. Они показывали представления, в которых смеялись над жадностью, глупостью, воровством, а добро и смекалку – славили.
Воспитатель : А ещё забавлял народ веселый человечек «Скоморохом», который прибаутками и шутками зазывал народ на ярмарку. Веселил людей и помогал продать товар.
(Под веселую музыку выходить скоморох (взрослый) в разноцветном нарядном костюме с балалайкой).
Скоморох:
Я веселый скоморох – зазываю я народ.
Бубенцы на колпаке, балалаечка в руке.
И наряд хороший – вот так скоморошек!
Всех от стариков до крох позабавит скоморох.
Ребята! А вы любите повеселиться?
Дети: Да.
Скоморох: Вот вам небылица.
Дайте правильный ответ.
Правда это или нет.
1. На пригорке у реки
Щи варили петухи
И кисель варили
Ёлки ели пили.
Дайте правильный ответ:
Правда это или нет?
2. А зеленая лягушка
По небу летала.
Чик-чирик, чик-чирик
Песни распевала.
Дайте правильный ответ:
Правда это или нет?
3. Вот корова Дина
Залезла на рябину.
Весело качалась,
Радостно смеялась.
Дайте правильный ответ:
Правда это или нет?
4. Маленький котенок
Вот уже с пеленок
В луже бултыхается,
Хрюкать он пытается.
Дайте правильный ответ:
Правда это или нет?
5. Желтые цыплятки
Кусают всех за пятки.
Очень громко лают
Курятник охраняют.
Дайте правильный ответ:
Правда это или нет?
6. Серый волк в обед
Съел велосипед.
Долго он икал,
Соком запивал.
Дайте правильный ответ:
Правда это или нет?
Скоморох: Ребята! Вот так я Вас позабавил,
Посмеяться всех заставил.
Скоморох: Ребята! А ещё на ярмарке можно было покататься на карусели.
Любите кататься на карусели,
Тогда - по-е-ха-ли!
Подвижная игра «Карусель».
(На обруче привязаны разноцветные ленты. Дети берутся за ленточки. Начинают и заканчивают движения с началом музыки «Ах, вы сени», выполняют движения в соответствии с текстом и темпом музыки).
Еле-еле-еле-еле,
Завертелись карусели
А потом кругом, кругом,
Всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите,
Раз, два, раз, два!
Вот и кончилась игра!
(Затем сменить направление и повторить игру ещё 1 раз).
Скоморох: А сейчас внимание! (Ходит вокруг столов)
Продолжается гуляние.
Я по ярмарке пройду.
Да на товар посмотрю.
Всё на ярмарке найдешь,
А без подарков не уйдешь.
(Подходит к красивой коробке, оглядывает её, оценивает).
Скоморох: Какой хороший товар!
Какая красивая шкатулочка!
Что же здесь интересно лежит? (Открывает)
Ребята! Здесь лежат настоящие ярмарочные конфеты. И они для вас!
Потому, что вы:
Веселые, дружные, талантливые и необыкновенные!
Вы мне очень понравились! Вы просто Мо-лод-цы!
До свидания ребята, до новых встреч!
Вед: Ребята! Скажите пожалуйста – а что же мы делали на ярмарке?
Предполагаемые ответы детей:
Ходили на ярмарку, продавали и покупали.
Разговаривали про посуду с росписью Хохлома и собирали картинки.
Играли в разные игры.
Разгадывали загадки о самоваре, матрёшках, валенках.
Узнали, что такое «Театр Петрушки».
Познакомились со Скоморохом и слушали смешные небылицы.
Нам понравилась Ярмарка. Там было весело.
Вед. Вот и закончилась наша ярмарка.
Здесь было очень познавательно, интересно и весело!