Получи документы

Конспект занятия по этнокультурному развитию дошкольников средней группы «В гостях у Нивхов. Сахалинская область»

Медведева Дарья
Конспект занятия по этнокультурному развитию дошкольников средней группы «В гостях у Нивхов. Сахалинская область»
▼ Скачать + Заказать документы

Занятие по формированию целостной картины мира

в средней группе

«В гостях у Нивхов»

Цель: этнокультурное развитие детей средней группы.

Задачи:

Обучающая – познакомить детей с первоначальной информацией об этнокультурных особенностях жизни нивхов

Развивающая – познавательное развитие детей, совершенствование речевых навыков, развитие мелкой моторики руки

Публикация «Конспект занятия по этнокультурному развитию дошкольников средней группы „В гостях у Нивхов, Сахалинская область“» размещена в разделах

Воспитательная – воспитывать у детей чувство глубокого уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории Сахалинской области, чувство дружбы и взаимопонимания между представителями разных народностей и национальностей

Предварительная работа: проведение цикла бесед о нашем крае, особенностях быта.

Оборудование: проектор, аудиоплеер.

Материал: презентация, скакалка, картинки с изображением лесных ягод (малина, черника, клюква, брусника, шаблоны корзинок, имитирующие берестяные корзинки (по количеству детей, фломастеры, цветные карандаши.

Продолжительность: 20мин.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня наше занятие будет посвящено родному краю – Сахалинской области. Наш край ещё очень молод, но имеет богатую историю. Давайте мы сегодня попытаемся приоткрыть одну из страниц истории нашей малой родины и посвятим разговор людям, которые проживали здесь задолго до нас. Мы с вами отправимся в не обычное путешествие и познакомимся с загадочным и древним народом Нивхами или как их называли ранее Гиляками.

(Дети проходят, садятся на стулья, начинается презентация)

(слайд 1) Нивхи - это древнейший народ. Они населяли разные части нашего края, в том числе и наш остров Сахалин. Название «Нивхи» переводится как «человек». Эти люди вели оседлый образ жизни (оседлый – это значит, жили в одном месте). Селения располагались обычно по берегам рек и морскому побережью.

(слайд 2) У нивхов сезонные поселения (летние временные, зимние постоянные). Зимнее жилище – большой бревенчатый дом, назывался «тыф, дыф, таф». В доме обычно жили 2–3 семьи. А с наступлением тепла каждая семья переселялась из зимнего жилища в летнее селение у озера или протоки, вблизи промысла. Летними жилищами служат либо каркасные летники (по гиляцки «Ке-Раф») из коры, которые ставили на сваях, либо юрты (по гиляцки «Туф», всегда стоящие прямо на земле. Состоял из двух помещений. Одно служило амбаром, где сушились сети, невода и рыба, другое – жилищем с открытым очагом (слайд 3).

(слайд 4) Основные традиционные занятия — рыболовство (кета, горбуша и др.) и морской промысел (тюлень, белуха и др.). Рыбачили они неводами, сетями, крючками. Морского зверя били острогой и дубинками (слайд 5). Нивхи были умелыми рыбаками и ловили много рыбы, давайте, и мы с вами порыбачим.

Игра «Рыбак и рыбки»

Дети встают в круг – это рыбки, в центре – рыбак (воспитатель) со скакалкой в руках (удочкой). Рыбак низко над землей крутит удочку, а рыбки должны перепрыгнуть через скакалку в тот момент, когда она приближается к их ногам.

(возвращаемся к просмотру презентации)

(слайд 6) Рыбу они ели. Морской зверь давал мясо и жир, одежду, обувь, подклейку лыж, выделку различных домашних предметов.

(слайд 7) Значительную роль в их культуре играло собаководство.

(слайд 8) Также нивхи занимались собирательством. Они собирали ягоды, корни сараны, черемшу, крапиву, на морском побережье — моллюски, морские водоросли, раковины.

Давай-те мы с вами попробуем отгадать какие лесные ягоды собирали Нивхи? (дети отгадывают загадку, педагог показывает картинку с изображением отгаданной ягоды) (приложение 1)

Эту ягодку найдете

Не в саду, а на болоте.

Круглая, как пуговка,

Красненькая…

(клюковка)

***

Ягоды лесные эти

Любят бурые медведи.

Не рябина, не калина,

А с колючками… (малина)

***

Много темно-синих бус

Кто-то уронил на куст.

Их в лукошко собери-ка.

Эти бусины —…

(черника)

***

Много ягоды в лукошках,

Тут и клюква, и морошка.

Вот чернеет ежевика,

Рядом - красная.

(брусника)

Молодцы ребята! Все ягодки отгадали!

(слайд 9) Нивхи занимались домашним ремеслом, самым распространенным ремеслом нивхов считается - изготовление лодок, лыж, утвари из дерева, посуды (корытца, туеса, подстилок из берёсты, обработка кости, кожи, плетение циновок, корзин, кузнечное дело.

(слайд 10) Ребята, а сейчас мне бы хотелось рассказать вам о главных праздниках Нивхов. Одним из них был медвежий праздник.

Нивхи почитали это сильное животное. И в честь него они устраивали праздник с различными обрядами, песнями, танцами, спортивными состязаниями. У Нивхов были разнообразные музыкальные инструменты самые интересные из них музыкальное бревно, тынрын, варган (слайд 11)

Ребята, давайте мы с вами послушаем игру на варгане и станцуем под неё, как это делали Нивхи на медвежьем празднике (приложение 2)

(дети встают в круг и танцуют под звучащую музыку варгана: хлопают в ладоши, берутся за руки идут по кругу, приседают и поднимаются)

Также у Нивхов был второй важный праздник «кормления воды», он был связан с их верой. Нивхи верили в обитавших повсюду духов – на небе («небесные люди», на земле, в воде, тайге, каждом дереве и т. п. Они одушевляли живую и неживую природу, населяли мир добрыми и злыми духами. Духам воды они подносили пищу и различную утварь в виде деревянных корытец в виде уточек и рыбок (слайд 12). Только после этого они приступали к рыбалке.

(слайд 13) Нивхи верили в духов, различным символам придавали значение, и даже свою одежду, изделия они украшали различными орнаментами, Нивхский орнамент отличается крупными размерами, яркими красками и сложными формами. Ленточный и криволинейный, он изобилует разнообразными спиралями, листовидными узорами, пересекающимися лентами, в которые могут быть вплетены изображения рыб, птиц, ящериц и других, в том числе фантастических животных (слайд 14).

Ребята, а сейчас я предлагаю вам попробовать нарисовать на корзинках узоры Нивхов. Образцы узоров мы с вами видим на экране (приложение 3).

Дети рисуют узоры.

Рефлексия. Воспитатель и дети стоят полукругом.

Воспитатель: ребята, вот и завершилось наше путешествие к Нивхам. Скажите ребята, понравилось ли вам наше занятие? Что вам запомнилось больше всего? Что было сложно? Хотели бы вы познакомиться с другими народами нашего края?

Ответы детей.

Ребята, я надеюсь, что вы и дальше будете проявлять интерес к изучению своего родного края. И узнавать все больше нового.

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию «В гостях у Марьи Искусницы» для детей средней группыКонспект НОД по познавательному развитию «В гостях у Марьи Искусницы» для детей средней группы «В гостях у Марьи Искусницы» (конспект НОД по познавательному развитию в средней группе) Программное содержание: Формирование у детей интереса.

Конспект НОД по сенсорному развитию (познавательная область) для детей первой младшей группыКонспект НОД по сенсорному развитию (познавательная область) для детей первой младшей группы Конспект непосредственной образовательной деятельности в первой младшей группе по сенсорному развитию: Тема НОД: «На помощь петушку» Цель.

Конспект НОД в средней группе область по речевому развитию «Животный мир осенью»Конспект НОД в средней группе область по речевому развитию «Животный мир осенью» Цель: Активизировать речевую деятельность детей через игровую деятельность, продолжая обогащать словарный запас по теме. Обобщать представления.

Конспект познавательного занятия по теме «Индейцы» для детей средней группы «В гостях у Чингачгука»Конспект познавательного занятия по теме «Индейцы» для детей средней группы «В гостях у Чингачгука» Тема: "В гостях у Чингачгука". Цель: познакомить с жизнью индейского племени. Задачи: - дать представление о жизни индейского племени:.

Конспект занятия по познавательному развитию для средней группы «Морские животные»Конспект занятия по познавательному развитию для средней группы «Морские животные» Конспект занятия по познавательному развитию для средней группы «Морские животные» Программные задачи: Образовательные: - обогащать знания.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Знакомство со сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Знакомство со сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Задача: Закрепление детьми знаний о русских народных сказках. Цели: Образовательная: познакомить детей со сказкой "Сестрица Аленушка.

Конспект занятия по развитию речи для группы раннего развития «В гостях у русских народных сказок» Занятие по Развитию речи для группы раннего развития " В гостях у русских народных сказках" Цель: С помощью разных приемов помочь детям.

Конспект занятия по развитию речи «Игрушки в гостях у ребят» для детей младшей группыКонспект занятия по развитию речи «Игрушки в гостях у ребят» для детей младшей группы Цель: - расширение и активизация словаря. Задачи: 1. Образовательные; - учить правильно образовывать формы слова: деревянная, железная,.

Перспективный план средней группы. Образовательная область «Речевое развитие» ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН СРЕДНЕЙ ГРУППЫ Образовательная область «Речевое развитие» Составила Козловцева Таисия Николаевна Сентябрь.

«В гостях у сказки». Конспект занятия в средней группе по развитию речи В гостях у сказки». Конспект занятия в средней группе по развитию речи Валерия Степаненко В гостях у сказки». Конспект занятия в средней.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по этнокультурному развитию дошкольников средней группы «В гостях у Нивхов. Сахалинская область»
Опубликовано: 31 октября 2021 в 10:33
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по этнокультурному развитию дошкольников средней группы «В гостях у Нивхов. Сахалинская область»» (включая файлы) размещена пользователем Медведева Дарья (УИ 1236240) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД