Медведева Дарья
Конспект занятия по этнокультурному развитию дошкольников средней группы «В гостях у Нивхов. Сахалинская область»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по формированию целостной картины мира
«В гостях у Нивхов»
Цель: этнокультурное развитие детей средней группы.
Задачи:
Обучающая – познакомить детей с первоначальной информацией об этнокультурных особенностях жизни нивхов
Развивающая – познавательное развитие детей, совершенствование речевых навыков, развитие мелкой моторики руки
Публикация «Конспект занятия по этнокультурному развитию дошкольников средней группы „В гостях у Нивхов, Сахалинская область“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Сахалинская область
- Средняя группа
- Темочки
Воспитательная – воспитывать у детей чувство глубокого уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории Сахалинской области, чувство дружбы и взаимопонимания между представителями разных народностей и национальностей
Предварительная работа: проведение цикла бесед о нашем крае, особенностях быта.
Оборудование: проектор, аудиоплеер.
Материал: презентация, скакалка, картинки с изображением лесных ягод (малина, черника, клюква, брусника, шаблоны корзинок, имитирующие берестяные корзинки (по количеству детей, фломастеры, цветные карандаши.
Продолжительность: 20мин.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня наше занятие будет посвящено родному краю – Сахалинской области. Наш край ещё очень молод, но имеет богатую историю. Давайте мы сегодня попытаемся приоткрыть одну из страниц истории нашей малой родины и посвятим разговор людям, которые проживали здесь задолго до нас. Мы с вами отправимся в не обычное путешествие и познакомимся с загадочным и древним народом Нивхами или как их называли ранее Гиляками.
(Дети проходят, садятся на стулья, начинается презентация)
(слайд 1) Нивхи - это древнейший народ. Они населяли разные части нашего края, в том числе и наш остров Сахалин. Название «Нивхи» переводится как «человек». Эти люди вели оседлый образ жизни (оседлый – это значит, жили в одном месте). Селения располагались обычно по берегам рек и морскому побережью.
(слайд 2) У нивхов сезонные поселения (летние временные, зимние постоянные). Зимнее жилище – большой бревенчатый дом, назывался «тыф, дыф, таф». В доме обычно жили 2–3 семьи. А с наступлением тепла каждая семья переселялась из зимнего жилища в летнее селение у озера или протоки, вблизи промысла. Летними жилищами служат либо каркасные летники (по гиляцки «Ке-Раф») из коры, которые ставили на сваях, либо юрты (по гиляцки «Туф», всегда стоящие прямо на земле. Состоял из двух помещений. Одно служило амбаром, где сушились сети, невода и рыба, другое – жилищем с открытым очагом (слайд 3).
(слайд 4) Основные традиционные занятия — рыболовство (кета, горбуша и др.) и морской промысел (тюлень, белуха и др.). Рыбачили они неводами, сетями, крючками. Морского зверя били острогой и дубинками (слайд 5). Нивхи были умелыми рыбаками и ловили много рыбы, давайте, и мы с вами порыбачим.
Игра «Рыбак и рыбки»
Дети встают в круг – это рыбки, в центре – рыбак (воспитатель) со скакалкой в руках (удочкой). Рыбак низко над землей крутит удочку, а рыбки должны перепрыгнуть через скакалку в тот момент, когда она приближается к их ногам.
(возвращаемся к просмотру презентации)
(слайд 6) Рыбу они ели. Морской зверь давал мясо и жир, одежду, обувь, подклейку лыж, выделку различных домашних предметов.
(слайд 7) Значительную роль в их культуре играло собаководство.
(слайд 8) Также нивхи занимались собирательством. Они собирали ягоды, корни сараны, черемшу, крапиву, на морском побережье — моллюски, морские водоросли, раковины.
Давай-те мы с вами попробуем отгадать какие лесные ягоды собирали Нивхи? (дети отгадывают загадку, педагог показывает картинку с изображением отгаданной ягоды) (приложение 1)
Эту ягодку найдете
Не в саду, а на болоте.
Круглая, как пуговка,
Красненькая…
(клюковка)
***
Ягоды лесные эти
Любят бурые медведи.
Не рябина, не калина,
А с колючками… (малина)
***
Много темно-синих бус
Кто-то уронил на куст.
Их в лукошко собери-ка.
Эти бусины —…
(черника)
***
Много ягоды в лукошках,
Тут и клюква, и морошка.
Вот чернеет ежевика,
Рядом - красная.
(брусника)
Молодцы ребята! Все ягодки отгадали!
(слайд 9) Нивхи занимались домашним ремеслом, самым распространенным ремеслом нивхов считается - изготовление лодок, лыж, утвари из дерева, посуды (корытца, туеса, подстилок из берёсты, обработка кости, кожи, плетение циновок, корзин, кузнечное дело.
(слайд 10) Ребята, а сейчас мне бы хотелось рассказать вам о главных праздниках Нивхов. Одним из них был медвежий праздник.
Нивхи почитали это сильное животное. И в честь него они устраивали праздник с различными обрядами, песнями, танцами, спортивными состязаниями. У Нивхов были разнообразные музыкальные инструменты самые интересные из них музыкальное бревно, тынрын, варган (слайд 11)
Ребята, давайте мы с вами послушаем игру на варгане и станцуем под неё, как это делали Нивхи на медвежьем празднике (приложение 2)
(дети встают в круг и танцуют под звучащую музыку варгана: хлопают в ладоши, берутся за руки идут по кругу, приседают и поднимаются)
Также у Нивхов был второй важный праздник «кормления воды», он был связан с их верой. Нивхи верили в обитавших повсюду духов – на небе («небесные люди», на земле, в воде, тайге, каждом дереве и т. п. Они одушевляли живую и неживую природу, населяли мир добрыми и злыми духами. Духам воды они подносили пищу и различную утварь в виде деревянных корытец в виде уточек и рыбок (слайд 12). Только после этого они приступали к рыбалке.
(слайд 13) Нивхи верили в духов, различным символам придавали значение, и даже свою одежду, изделия они украшали различными орнаментами, Нивхский орнамент отличается крупными размерами, яркими красками и сложными формами. Ленточный и криволинейный, он изобилует разнообразными спиралями, листовидными узорами, пересекающимися лентами, в которые могут быть вплетены изображения рыб, птиц, ящериц и других, в том числе фантастических животных (слайд 14).
Ребята, а сейчас я предлагаю вам попробовать нарисовать на корзинках узоры Нивхов. Образцы узоров мы с вами видим на экране (приложение 3).
Дети рисуют узоры.
Рефлексия. Воспитатель и дети стоят полукругом.
Воспитатель: ребята, вот и завершилось наше путешествие к Нивхам. Скажите ребята, понравилось ли вам наше занятие? Что вам запомнилось больше всего? Что было сложно? Хотели бы вы познакомиться с другими народами нашего края?
Ответы детей.
Ребята, я надеюсь, что вы и дальше будете проявлять интерес к изучению своего родного края. И узнавать все больше нового.