Флюра Горловецкая
Конспект занятия: «Пропавшие ноты» для детей с ОНР от 5 до 6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Пропавшие ноты» для детей от 5 до 6 лет.
Цель: Формирование музыкальной культуры детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять знания детей о правильном дыхании, чёткой артикуляции, ритмичности в пении.
- Формировать культуру слушания, умение эмоционально откликаться при слуховом восприятии произведения.
Публикация «Конспект занятия: „Пропавшие ноты“ для детей с ОНР от 5 до 6 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Нотная грамота. Изучаем ноты
- Ноты. Конспекты занятий
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
- Формировать умения выкладывать строение произведения графически.
- Совершенствовать диалогическую речь, учить детей отвечать полным ответом на поставленные вопросы, ясно излагать свои мысли.
- Обогащать словарный запас детей.
- Формировать умение петь без напряжения естественным звуком, расширяя диапазон.
- Формировать умение петь песенки по мнемодорожке.
- Формировать умения исполнять песенный репертуар, различными приемами (сольно, цепочкой).
- Формировать умение передавать характер музыки в игре на музыкальных инструментах.
- Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве.
Развивающие:
- Развивать слуховое внимание и музыкальную память.
- Развивать музыкальный слух, тембровый, чувство ритма.
- Развивать умение передавать ритмически рисунок мелодии.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей устойчивый интерес к вокальному исполнительству.
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения, расширяя музыкальные впечатления.
- Воспитывать желание активно участвовать в играх.
Создание развивающей среды для организации и проведения занятия :
- ноутбук, колонки, аудиозапись произведения для обыгрывание на музыкальных инструментах;
- стол, мольберт, сундучки, шкатулки, нотки,
- музыкальные инструменты: колокольчики, металлофон, треугольник, кастаньеты, бубенцы, бубны, деревянные ложки.
- нотный стан, портреты композиторов, картина по восприятию музыкального произведения «Клоуны», геометрические фигуры, ИКТ.
Виды детской деятельности:
-игровая;
- коммуникативная;
- познавательно- исследовательская;
-музыкальная;
-двигательная.
План занятия.
1. Вводная часть
- Беседа.
- Создание мотива для деятельности детей.
- Определение цели. 3 мин.
2. Основная часть: 20 мин.
- Дыхательная гимнастика: Стрельниковой А. Н. : «Обними плечи»,
«Повороты головы», «Ветер».
- Распевание по мнемодорожке: «У кот- воркота.»- р. н. п., «Барашеньки»-
р. н. прибаутка, «Небо синее»- Е. Тиличеевой.
- Слуховое восприятие произведения «Клоуны» Д. Кабалевского.
- Анализ произведения.
- Обыгрывание произведения «Клоуны» Д. Кабалевского на ударных
музыкальных инструментах.
-Графическое строение музыкального произведения.
-Музыкально- дидактическая игра «Угадай какой звучит инструмент».
- Беседа «Классификация способов игры на музыкальных инструментах».
- Музыкально-подвижная игра: «Кто быстрее».
- Оркестр: «Полька» М. Глинка
- Музыкально-ритмическое упражнение: «Ритмы зимы».
- Хороводная игра «Угадай, чей голосок».
3. Заключительная часть. 2 мин.
- Подведение итогов.
- Вокальное исполнительство «Наши ноты встали в ряд» муз. и сл. М.
Еремеева.
Длительность занятия. 25 мин.
Ход занятия.
Части занятия. Содержание.
1. Вводная часть.
Беседа.
Создание мотива для деятельности детей.
Определение цели.
Воспитатель заводит детей в зал (м. р. что-то ищет).
Музыкальный руководитель: Нет, ну где же мои ноты. Как же мы теперь будем готовиться к празднику?
Воспитатель: Здравствуйте гости! Здравствуйте Ф. А.
М. р. : Нет, ну они же были в этой тетради (в это время музыкант ищет ноты).
Воспитатель: у вас что- то случилось, Ф. А. ?
Музыкальный руководитель: Ребята, я пришла в музыкальный зал, хотела приготовить ноты, чтобы мы с вами продолжили учить песни к празднику 23 февраля, но вот посмотрите (показываю пустую нотную тетрадь…
Что вы тут видите? (нотный стан)
А чего на нотном стане не хватает? (скрипичного ключа)
А еще? (ноток).
Да нот нету, нам ноты нужны? А зачем? (чтобы придумывать мелодии, петь песни).
А сколько в музыке нот? (семь).
Незнаю, что теперь делать (думает)
(Весело) Ой, ребята мы же с вами на прошлой нашей встрече мы наделили наши нотки волшебством, каждую нотку раскрасили в определенный цвет, в какие цвета мы раскрасили наши нотки?
Дети: В цвета радуги.
Музыкальный руководитель: А сколько у радуги цветов?
Дети: семь.
Музыкальный руководитель: А сколько в музыке нот?
Дети: семь.
Музыкальный руководитель: Именно так мы их и раскрасили и расставили их на свои места на нотном стане. Пойдемте, посмотрим, может они там стоят на своих местах (подходим, смотрим, там пусто). Ой, и здесь их нет (около нотного стана стоит сундук).
Посмотрите, какой-то сундучок стоит, может ноты решили с нами поиграть и спрятались в этот сундучок.
(открывают сундук там пусто, но звучит голос).
Голос: Ха-ха-ха. Я Колдунья Скрипунья, это я украла ваши ноты.
Музыкальный руководитель: А зачем вам наши ноты?
Голос: А я не люблю, когда звучит музыка, когда вы поете песни, и решила украсть ваши ноты, чтобы больше этого не слышать.
Музыкальный руководитель: Ребята, наши ноты в плену у Колдуньи. Как же мы будем теперь без музыки, как мы будем веселить и радовать песнями, танцами наших мамочек и пап на празднике? Нет больше нот и нет чудесных праздников, что же нам теперь делать, ребята?
Дети: Надо освободить наши ноты.
Голос: Ха-ха-ха, а вы знаете, чтобы освободить нотки вам нужно придти ко мне и исполнить мои желания. Жду вас в своей сокровищнице.
Музыкальный руководитель: Ну, что ребята отправляемся к Колдунье, в её сокровищницу? Давайте возьмем с собой шкатулку и в неё будем складывать наши нотки.
Дети: Да.
2. Основная часть.
-Дыхательная гимнастика: Стрельниковой А. Н. : «Обними плечи», «Повороты головы», «Ветер».
-Распевание по мнемодорожке:
-«У кот- воркота,
колыбелька хороша»- р. н. п.
-«Барашеньки»- р. н. прибаутка.
-«Небо синее»- Е. Тиличеевой.
-Беседа о ноте «Ми».
Слуховое восприятие произведения «Клоуны»-Д. Кабалевского
-Анализ произведения.
- Обыгрывание произведения»
Клоуны»- Д. Кабалевского на ударных инструментах.
-Выложить строение произведения «Клоуны»-Д. Кабалевского графически.
Нашли ноту «Ми».
- М. д. и. : «Угадай какой звучит инструмент».
-Музыкально-подвижная игра: «Кто быстрее».
-Оркестр: «Полька»- М. Глинка.
- Музыкально-ритмическое упражнение: «Ритмы зимы»
- Хороводная игра «Угадай чей голосок».
-Вокальное исполнительство «Наши ноты встали в ряд» М. Еремеева.
Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите мы попали в сокровищницу колдуньи. Сколько здесь самых разных сундуков, шкатулок.
Дети: А как же мы найдем, в каком именно сундучке, а может и в шкатулке, находятся наши нотки? ( Дети: рассуждают).
Музыкальный руководитель: Посмотрите, среди них есть, и маленькие и большие, и даже сундучки разного цвета. Вам о чем-то эти цвета говорят?
Дети: Мы наши нотки раскрасили в такие же цвета.
Музыкальный руководитель: А в какие цвета мы их раскрасили?
Дети: В цвета радуги.
Музыкальный руководитель: Не получилось у Колдуньи нас запутать, мы с вами догадались, что наши нотки спрятаны в цветных сундуках. А давайте еще раз вспомним название нот, в какие цвета мы их окрасили? Ведь нам нужно открывать сундучки по порядку. (называют ноту и цвет)
( Вспоминаем по одному: нота «До» имеет красный цвет и т. д.). Молодцы, отлично ребята, теперь мы знаем в каком порядке и к какому цвету нам нужно подходить к сундукам.
(Мы подходим к сундуку красного цвета, пытаемся открыть, но он не открывается).
Голос: Чтобы сундучок вам открывать, нужно правильно дышать…
Задаю я вам вопрос, как работает ваш нос (показывают три короткие вдохи).
«Дыхательная гимнастика» Стрельниковой А. Н.
«Обними плечи»,
«Повороты головы», «Ветер» (воспроизведение звука ветра на выдохе энергично произнести звук «у-у-у-у-у», меняя громкость и длительность.
(Нашли ноту «ДО»).
Музыкальный руководитель: А теперь дети какой нам
нужен цвет сундучка? А какая это нота?
(подходим к сундуку оранжевого цвета)
Голос: На вокал вы все настройтесь, по картиночкам распойтесь. (на экране телевизора)
Презентация «Мнемодорожки»
Поют: по 2, все, цепочкой.
1. «У кота воркота, колыбелька хороша» - р. н. п.
2. «Барашеньки» - р. н. прибаутка.
3 «Небо синее» - Е. Тиличеевой
(Нашли ноту «РЕ»)
М. р. : Ребята, подскажите мне, какая следующая нота?
Дети: «МИ»
М. р. : А какого она цвета?
М. Р. : Ребята, вы здесь видите сундучок такого цвета? Давайте к нему подойдем.
(Подходят к очередному сундуку, на сундуке лежит сверток)
Голос: Музыкальное произведение прослушайте, как называется оно, определите, об этом произведении расскажите, на части его разберите, и композитора мне покажите.
Это мое самое любимое произведение
Я так хочу его еще раз послушать.
М. р. : (Берет ноты) ну что ребята, давайте мы с вами тоже
послушаем любимое произведение Колдуньи.
Голос: Да, да, да, называйте, узнавайте, мои желания
исполняйте. И только тогда сундучок открывайте.
(Музыкант берет этот сверток и едет к ф -но)
Слуховое восприятие произведения:
«Клоуны»- Д. Кабалевского.
Ну, что ребята вы узнали это произведение?
- Как оно называется?
-А почему клоуны, а не клоун? (ставят картинку клоуны).
-А кто написал это произведение?
Дети? Композитор Дмитрий Кабалевский.
Музыкальный руководитель: Посмотрите пожалуйста и
выберите портрет композитора Дмитрия Кабалевского. (показывают портрет композитора)
Музыкальный руководитель: Да любимое произведение Колдуньи называется «Клоуны».
Дети: В музыке рассказывается о двух клоунах.
- А какие это клоуны?
Дети: Веселый и грустный.
Музыкальный руководитель: Да мы с вами говорили, что в пьесе Д. Кабалевского два различных образа – умелого клоуна, и его смешного неудачливого партнера.
В какой части произведения композитор показал нам
веселого клоуна?
Дети: В начале и в конце.
-А смешного и неудачливого клоуна?
Дети: в средней части произведения.
- А как в музыке композитор, показал, что клоун веселый?
Дети: Музыка звучит весело, темп быстрый, динамика громкая и мелодия движется вверх.
- А как композитор показал в музыке грустного клоуна, у
которого все валится из рук, нечего не получается.
Дети: Музыка звучит также быстро, но динамика тихая и мелодия движется вниз.
Голос: А вот смотрите, лежат 3 каких то предмета, это что?
(колокольчик и погремушка, тарелка)
Дети: Это колокольчик, погремушка и тарелка это ударные
инструменты.
Музыкальный руководитель: А давайте ребята мы с вами обыграем произведение «Клоуны».
Как вы думаете для первой, веселой части музыки, какой
инструмент можно использовать?
Дети: Колокольчик.
Музыкальный руководитель: почему именно колокольчик?
Дети: у колокольчика звук легкий, звонкий, веселый.
Музыкальный руководитель: А для второй части, печальной, какой инструмент можно
взять?
Дети: погремушки.
Музыкальный руководитель: Почему?
Дети: у погремушки звук глухой, тихий
А в конце средней части, когда музыка звучит громко, давайте
используем тарелки.
- Сколько здесь частей? (Три).
- Давайте поделимся на 3 группы и обыграем это произведение.
Музыкальный руководитель: Ну ребята, я думаю, что люби-
мое произведение Колдуньи понравилось ей еще лучше,
потому, что обыграв его музыкальными инструментами, оно
прозвучало более ярче, выразительней. потому что мы его исполнили?
Дети: В оркестре.
- А теперь давайте с вами покажем строение этого произведения
графически. (Выложить графически строение произведения
«Клоуны»-Д. Кабалевского, давая характеристику).
(Открываем сундук)
(Нашли ноту «МИ»).
М. р. Дети следующая какая нота? А какого она цвета?
Давайте посмотрим где сундучок зеленого цвета.
(Подходим к следующему сундуку).
Голос: А теперь еще желанье, хочу с вами поиграть,
музыкальные инструменты постарайтесь отгадать.
Музыкально- дидактическая игра. : «Угадай какой звучит инструмент».
Музыкальный руководитель: Ребята обратите внимание
на экран, здесь появился музыкальный домик, в котором прячутся инструменты.
(Звучит фонограмма инструмента, дети называют, если правильно, то появляется на кране инструмент).
Музыкальный руководитель: Музыкальный домик
полон инструментами.
В мире музыке существует свой порядок и классификация. Инструменты подразделяются на большие группы какие?
Дети: струнные, клавишные, ударные, духовые.
Музыкально-подвижная игра: «Кто быстрее»
Голос: У меня есть для вас игра, подойдем к столику. Здесь
лежат карточки, на карточках музыкальные инструменты.
Каждый возьмите по одной карточке, посмотрите к какому
виду классификации относится ваш инструмент.
(Звучит музыка, дети просто гуляют и по окончании музыки
встают около своей стойки).
(Нашли ноту «ФА»).
Музыкальный руководитель: Ребята, сколько нот мы с вами уже нашли? (Четыре)
-А может хватит нам четыре нотки, давайте их возьмем и
вернемся в детский сад.
Дети: Нет
Музыкальный руководитель: Почему?
Дети: чтобы нам петь песни, сочинять музыку, нам нужны все
семь нот.
Голос: Нет ничего прекраснее на свете, чем полька Михаила
Глинки, когда ее играют дети!
Меня ребята позабавьте, и в оркестре поиграйте.
(Около сундука лежат музыкальные инструменты)
Оркестр: «Полька»- М. Глинка
(Нашли ноту «СОЛЬ»).
М. р. : Дети, мы с вами нашли уже пять ноток, а как называется шестая нотка?
Дети: «Ля».
М. р. : А какого она цвета?
Дети: синего
(Подходим к сундучку, который стоит у экрана)
Голос: На экран вы посмотрите,
ритм веселый простучите.
Музыкально-ритмическое упражнение: «Ритмы зимы».
(Нашли ноту «ЛЯ»)
Музыкальный руководитель: Дети, нам осталось найти последнею седьмую нотку, какую?
Дети: Нота си.
Музыкальный руководитель: Какого она цвета?
Дети: Сиреневого.
Музыкальный руководитель: Давайте подойдем к сундучку сиреневого цвета.
Голос: В хороводе вы идите (походите) и игру мне покажите.
Музыкальный руководитель: Ребята, а какую хороводную игру мы с вами можем показать?
Дети: «Угадай, чей голосок».
Хороводная игра: Угадай, чей голосок».
(считалкой выбирается водящий)
Один ребенок стоит в центре круга с закрытыми глазами.
Дети идут по кругу и поют:
Мы собрались в ровный круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Повернемся разом вдруг
Хлопнем мы в ладоши.
А сейчас мы пропоем (поет ребенок)
«Скок - скок – скок»-2 раза
Музыкальный руководитель: «Угадай, чей голосок?»
(Водящий должен узнать ребенка по голосу. Ребенок, чей голос
узнали, становится водящим. Дети идут в другую сторону).
М. р. : Ребята смотрите, какая это нота?
(Нашли ноту «СИ»)
Музыкальный руководитель: Музыкальный руководитель: Дети, нам осталось найти последнею седьмую нотку, какую?
Дети: Нота си.
Музыкальный руководитель: Какого она цвета?
Дети: Сиреневого.
Музыкальный руководитель: Давайте подойдем к сундучку сиреневого цвета.
.3. Заключительная часть.
Подведение итогов.
Оценка деятельности детей самооценка.
Вокальное исполнительство
«Наши ноты встали в ряд» муз. и сл. М. Еремеева.
(Подходим к нотному стану, и дети у кого нотки по очереди
расставляют их на нотном стане).
Дети: Наши нотки все на месте, вот теперь мы сможем учить
песни для пап, для мам. А сейчас давайте споем песню.
Вокальное исполнительство: «Наши ноты в стали в ряд» муз. и сл. М. Еремеева (Пение сольно, пение хором).
Дети: Музыка наша, будет долго, долго
Ещё звучать для каждого из нас.
(Дети прощаются и покидают музыкальный зал).
М. р. : Ребята, достигли ли мы нашей цели?
А какая была наша цель? (Найти нотки)
Вы молодцы, мне с вами приятно было работать.