Людмила Лауренчикене
Занятие по психологии с использованием арттехник с детьми подготовительной к школе группы «Маскарад»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по психологии с использованием арттехник с детьми подготовительной к школе группы.
Тема «Маскарад»
Цели: познакомить с техникой коллажирования (создания композиций с использованием различного материала: ткани, бумаги, развивать воображение и фантазию через передачу образов средствами рисования, через изготовление масок различных героев; обогащать эмоциональный опыт детей через средства рисования и аппликации; закреплять и углублять навыки взаимодействия в группе, развивать эмпатию и рефлексию.
Публикация «Занятие по психологии с использованием арттехник с детьми подготовительной к школе группы „Маскарад“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Маски, костюмированные развлечения, уголки ряжения
- Подготовительная группа
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Темочки
Предварительная работа: сбор с помощью родителей различных материалов для создания масок и других композиций: различных видов бумаги, картона, вырезки из газет, целлофан, фольга, фантики и другой бросовый и природный материал, а также резинки для укрепления масок.
Материалы и оборудование: изображение Радужки, облака, солнце, разноцветные ленты, изображающие радугу, плоскостные изображения животных – кота, носорога, крокодила, коровы, лисы, ежа и других, разноцветные ворота с предыдущих занятий, кассеты с музыкой, Царевна-лягушка (игрушка-перевертыш, одна часть – девица, другая-лягушка, изобразительные материалы: маски-заготовки, ткань, фантики, различные виды бумаги и картона, пластилин, резинки, шило, клей; коврики на каждого ребенка.
Ход занятия : Психолог и ассистент встречают детей у входа в зал. Зал оформлен в виде театра: две ширмы по углам зала, на ширмах маски, куклы, шарики. На полу коврики.
Педагог-психолог : Добрый день, дети. Вот мы и снова встретились. Хотите снова встретиться с Радужкой? Скажу вам по секрету, что в волшебной стране сегодня праздник и Радужка прислал вам приглашение. А передаст вам их сказочная гостья.
1. Ритуал вхождения в сказку.
Дети рассаживаются на коврики, а психолог демонстрирует им игрушку-перевертыша. (Дети не знают, что это такое).
Психолог : Эта сказочная гостья – лягушка. Но не простая лягушка, а волшебная. Помните, в кого превратилась лягушка, когда Иван-царевич ее из болота принес? (в девицу Василису Премудрую)
Правильно. Сейчас вы закроете глазки и окажитесь в сказке.
Психолог переворачивает куклу. Дети открывают глаза. Перед ними вместо лягушки Василиса Премудрая. Она здоровается с детьми и отдает им приглашение. Ассистент зачитывает приглашения: «Сегодня в Волшебной стране маскарад,
Зовет он и взрослых людей и ребят.
Сегодня может львица
В зайца превратиться.
Спешите, спешите, спешите
Среди зверей кота найдите.
Не заблудитесь в масках,
И в ярких пестрых красках!»
Психолог : Дети, а вы знаете, что такое маскарад? (ответы детей). Да, это очень интересная игра. В ней все переодеваются, одевают на себя смешные (а может, и страшные) маски, и невозможно отгадать, кто перед тобой – волк или заяц, еж или лев.
Вот и мы сегодня попадем с вами на сказочный маскарад.
Пройдите через разноцветные ворота. Выберите ворота, цветом которых вы хотите быть сегодня.
Возьмите свои портреты и обведите внутри контур той краской, которую вы выбрали.
Дети выполняют задание. Портреты остаются лежать на столах.
2. Встреча со сказочным героем.
А вот и Радужка.
Дети здороваются с Разноцветным человечком.
Психолог : Скажи, пожалуйста, а о каком коте идет речь в твоем приглашении?
Радужка сообщает, что все звери собрались на маскарад и никак не могут придумать себе костюмы. Особенно грустит кот. Он хочет быть на празднике самым неузнаваемым, а у него ничего не получается.
Дети и психолог отыскивают среди деревьев в лесу изображение кота.
3. Постановка проблемы.
Психолог : дети, давайте поможем животным, и придумаем им костюмы и маски.
4. Создание образов «Звери на маскараде».
У каждого ребенка есть листы плотного цветного картона, пластилин, клей, ножницы, природный, бросовый материал.
Каждый выбирает себе животного, кладет его перед собой и начинает придумывать ему костюм. (корове, например, можно сделать колючки из семян подсолнечника, крокодилу крылья из фольги или органзы, а на лапы «одеть» башмаки. У лисы может быть совершенно другой хвост, как у павлина или жар-птицы, например). Психолог в ходе работы отмечает любые нестандартные, оригинальные идеи костюмов зверей.
В ход идет проволока, пластилин, ткань, тесемки, природный материал, фантики…
Работа продолжается в течение 15-20 минут.
Затем поделки выставляются на карте волшебной страны и дети рассказывают, кому они помогали переодеваться и кто же у них получился. Остальные дети отмечают оригинальные идеи оформления костюмов зверей.
Примечание для психолога : данные образы, выполненные детьми, могут служить диагностическим материалом. Нужно расспросить, каков характер у этого зверя, есть ли у него когти, зубы, колючки, зачем они ему (для обороны или нападения, с кем он дружит, где живет, чем питается.
5. «Рисунки на спине»
Психолог : Наши звери встали в круг и стали веселиться. А мы немного отдохнем и поиграем.
Дети садятся на коврики по кругу так, чтобы иметь возможность «рисовать» пальцами рисунки на спине впереди сидящего.
«Сейчас я расскажу вам сказку, которую мы нарисуем друг у друга на спине. Приготовим лист бумаги, разгладим его.
Жил-был медвежонок (Дети рисуют пальцами на спине соседа медвежонка или человечка). Он очень любил гулять по лесу. Однажды он пошел на прогулку. Сначала он шел медленно (Дети изображают пальцами ножки). Дорожка была ровная, а потом стала кривая, с резкими поворотами. Светило яркое солнышко. Солнечные лучики нежно ласкали спинку медвежонка (дети ладошками гладят спинку соседа). Вдруг появились тучи. Начался дождь (дети показывают, как падают капли дождя). Затем пошел град (игроки стучат кулачками по спине). Дождь успокоился. Появились большие лужи (рисуют лужи). Любимым занятием медвежонка было смотреть в лужи и улыбаться своему отражению (дети пальцем рисуют веселые рожицы)
6. Коллаж «Маска, я тебя знаю»
Психолог : Лягушка превратилась в девицу, Василису Премудрую. Никто даже и подумать не мог, что лягушка – это сказочная царевна, только заколдованная
Скажите, а для того, чтобы вас никто не узнал, что нужно сделать (варианты детей). Правильно, нужно изменить свой облик. Как же это сделать? (Дети решаю поставленную проблему и приходят к выводу, что нужно скрыть свое лицо под маской).
Сейчас мы сделаем себе маски. Сначала нужно придумать, кем вы хотите быть. В Волшебной стране можно быть кем угодно: печальным облаком, веселым солнечным лучом, снежинкой, жителем другой планеты, любым сказочным героем.
(Дети задумывают свои образы, озвучивают их. Лучше, если это будут оторванные от реальности персонажи, то, что не существует, либо абстрактные образы, такие, как хорошее настроение, праздник, непослушный мальчик, фея мороженое и т. д.)
Психолог : Кто уже задумал свой маскарадный образ, садитесь за столы и приступайте к изготовлению своих масок.
Примечание: шаблоны-заготовки лучше раздать детям на столы. К ним уже прикреплены резинки, вырезаны отверстия для глаз, рта.
Дети используют разные материалы : бумагу, картон, ткань, фольгу, фантики, пластилин, тесьму. Если какие-либо детали необходимо закрепить нитью с иголкой, это делает взрослый.
Работа продолжается 20 минут.
После того, как маски будут изготовлены, дети убирают свое рабочее место и одевают маски на себя.
7. «Танец масок».
Каждый ребенок выражает свой образ.
В маске, под спокойную музыку он движется, жестами, движениями стараясь передать характер своей маски, своего персонажа.
Примечание: музыку желательно подобрать с нерезкими переходами от спокойной к более ритмичной и наоборот.
8. Ритуал снятия масок.
Психолог : «Маски, превратитесь опять в детей».
Дети снимают маски и прикрепляют их над фигурками животных.
Психолог спрашивает детей, как им было на маскараде. Кому было весело, кому грустно, кому хотелось подарить свою маску или взять чужую поносить.
9. Ритуал «Возвращение домой»
Психолог : закончился в Волшебной стране маскарад. Но не закончились наши путешествия. Попрощайтесь с Радужкой. Пройдите через ворота того цвета, который вам нравится сейчас больше всего. Обведите свои радужные портреты.
Дети выполняют задание.
Садитесь на коврики. А вот и Василиса. Сейчас она поможет нам вернуться домой.
Дети закрывают глаза. Психолог переворачивает девицу, «превращая» ее опять в лягушку. Дети открывают глаза.
10. Ритуал «Прощание»
Психолог : снова превратилась наша Василиса в Лягушку. Но мы-то знаем, что лягушка эта не простая, а волшебная. Попрощайтесь с ней.
Дети прощаются со всеми и уходят из зала.