МААМ-картинки

Конспект занятия «Русский сувенир. Истоки образов народных игрушек.»

Наталья Сторожева
Конспект занятия «Русский сувенир. Истоки образов народных игрушек.»

План-конспект учебного занятия.

Тип занятия : Интегрированный

Цель занятия : Познакомить детей с историей возникновения народной игрушки.

Задачи:

• Воспитывать любовь к народной игрушке

• Научить изготовлению свистульки из глины «Жаворонок»

• Познакомить со знаками-символами, используемых для орнамента изделий из глины

Публикация «Конспект занятия „Русский сувенир, Истоки образов народных игрушек,“» размещена в разделах

• Формировать чувство гордости за мастеров и художников родного края

Оборудование: Современные фабричные игрушки; глиняные, соломенные, деревянные, тряпичные куклы – народные игрушки. Медиааппаратура, презентация «Русский сувенир». Глина, стеки.

План учебного занятия :

1. Организационный момент.

2. Этап подготовки воспитанников к активному сознательному усвоению знаний.

3. Этап усвоения новых знаний.

4. Этап закрепления новых знаний.

Солнце яркое встаёт-

Спешит на ярмарку народ.

А на ярмарке товары:

Продаются самовары,

Продаются вилы, санки,

И конфеты, и баранки.

Покупают люди сушки

И на дивную игрушку

Смотрят долго, не дыша:

До чего же хороша!

Т. Петухова

Этим весёлым, радостным стихотворением мы начинаем наше занятие, посвящённое игрушке. СЛАЙД 1

В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только ни мастерили «ребячью забаву» - игрушки! Все, что было под рукой – все шло в дело!

Как Вы думаете из чего могли сделать игрушку в старину?

Из мочалок, тряпок, дерева, соломы…. Ну а там, где жили гончары, лепили из глины. СЛАЙД 2

В современном мире существует огромное множество игрушек. Они сделаны из различных материалов (пластмассы, меха, пряжи и так далее, бывают огромных размеров и очень маленькими. Многие из них передвигаются, разбираются на части, а куклы могут даже разговаривать. СЛАЙД 3

Но сегодняшняя наша беседа пойдёт об игрушке особой – народной. Такими игрушками играли дети много лет назад на территории России. СЛАЙД 4

Так что же такое народная игрушка? Народные игрушки – это не те, которые создаются целыми партиями на фабриках и заводах. Первую народную игрушку сделал ещё древний человек, когда слепил себе горшок для еды, а из оставшейся глины сделал дочке куклу. СЛАД 5 И ещё тот, кто, сделав себе большое копьё, изготовил маленькое копьё для сына и куклу из щепочки дочке. А сын и дочь выросли и сделали такие же игрушки своим детям.

Я предлагаю немного поиграть. Игра называется «Третий лишний». Перед вами изображения различных игрушек назовите какая по вашему мнению здесь лишняя и почему. СЛАЙД 6, СЛАЙД 7, СЛАЙД 8, СЛАЙД 9

Ход игры:

На слайде изображения игрушек ребятам необходимо ответить какая и по каким признакам лишняя в этом ряду после ответов ребят на слайде высвечивается названия игрушек и правильный ответ.

А, вот в древние времена народные игрушки были вовсе не для игры. Первобытные люди делали из камня, дерева и глины фигурки богов, чтобы поклоняться им, просить у них милости и защиты.

Глиняные свистульки и деревянные дудочки делали, чтобы отгонять злых духов. Той же цели служили и погремушки. Узоры тоже рисовали не для красоты, а в качестве магических знаков.

Но со временем грозные свистки, гремящие шары, суровые богини превратились в весёлые свистульки, погремушки и нарядных кукол, а магические знаки стали просто красивыми узорами. Такими они и дошли до наших дней.

Сегодня мы с вами научимся лепить такую игрушку. Игрушку-свистульку, игрушку-жаворонка. Но мы не можем начать выполнять практическую работу, не повторив правил техники безопасности, а также вы должны вспомнить некоторые инструменты, необходимые для выполнения работы. СЛАЙД 10

При лепке из глины, лицо не трогаем, глаза не трем, в рот глину не берем

Нельзя делать резких движений стекой при работе с глиной в направлении рядом сидящего человека

При работе, глина находится в специальных отведенных полиэтиленовых кульках или накрыта влажной тканью

На рабочем столе должна быть клеёнка, блюдце с водой, стеки.

При завершении работ готовые глиняные изделия сушат на специальных отведенных стеллажах.

По окончании работы нужно убрать свое рабочее место, вымыть руки.

Лепят игрушку очень просто. СЛАЙД 11, СЛАЙД 12, СЛАЙД 13

Внутри ее делают полой - пустой, а свисток маскируют в какой – либо детали.

Свистульки лепят совсем как пельмени.

• Катают глиняный шарик;

• Раскатывают лепешку, складывают пополам, налепливают на указательный палец;

• Один конец заминаем и вылепим мундштук свистульки, то есть то место, в которое дуют;

• Второй открытый конец залепляем, и формуем из него, например, голову птички, вытяни морду - получится конь, - приделай рога - выйдет олень, коза или баран.

• Протыкаем отверстия и свистулька готова.

Немножко отдохнем!

Под веселые напевы

Повернёмся вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз!

Вверх! И снова наклонись!

Вправо, влево головою!

Руки вверх! Перед собою!

Топни правою ногой!

Вправо шаг. На месте стой!

Топни левою ногой!

Влево шаг. И снова стой.

Повернись направо к другу.

Правую дай руку другу.

А теперь украсим нашего жаворонка узорами-символами. СЛАЙД 14

Они наносятся стекой по сырой глине. Посмотрите какие они! СЛАЙД 15 Наносим узор очень аккуратно, чтобы не проткнуть игрушку. Итак, проявим фантазию!

Упражнение «Поиграй на свистульке»

У детей в ладошах птички,

С виду птички — невелички,

Только птички не порхают.

В небеса не улетают.

Дети бережно их носят,

Дети их ко рту подносят,

Дуют в птичек — те свистят,

Всех в округе веселят.

Звук у них певучий, длинный.

Он похож на птичью трель,

На весеннюю капель,

На звенящий ручеек

И на солнечный денек.

(Дети извлекают звуки из свистулек, затем делают это под музыку, стараясь свистеть в такт).

СЛАЙД 16

Вопросы: СЛАЙД 17

1. Когда возникли первые игрушки? (В глубокой древности).

2. Из чего их делали? (Из камня, дерева).

3. С каким материалом мы сегодня работали?

4. Для какой цели древний человек изготавливал свистульки, дудочки, погремушки? (Для отпугивания злых духов).

СЛАЙД 18

Список используемой литературы:

1. Глиняная игрушка. Сборник Воронеж. Государственный историко-культурный музей. Выпуск 1. Воронеж 1925г.

2. Горичева В. С. Куклы. – Ярославль: «Академия развития», «Академия, К», 1999.- 192., ил.

3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно-методическое пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Детство – Пресс, 1999. – 304с. : ил.

4. Левина М. С. 365 кукол со всего света. – М. : Рольф, 2000. – 256с. + цв. Вклейка 8с., с илл.

5. Силин В. Острогожская игрушка // Комуна 1997г. 30.07.

6. Соломенникова О. А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей. – М. : ИПКи ПРНО МО, 2001. – 176с.

7. Шмойлов А. И. Весь мир в игрушке. – Воронеж. : 1998. – 100с.

Прикреплённые файлы:

ruskii-suvenir_n1cf1.pptx | 1832,91 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект занятия «Дымковский сувенир» Цель: продолжать знакомить детей с народными дымковскими игрушками, воспитывать эстетическое отношение к предметам народных промыслов. Задачи:.

Конспект НОД «Русский Сувенир» Задачи Формирование эмоционального отношения к жизни: дать представление о матрешке как символе изобилия и плодородия матушки-земли (одна.

Конспект занятия «Благодарное слово» с детьми 4–5 лет по программе «Истоки» Конспект проведения занятия «Благодарное слово» с детьми 4-5 лет Задачи: - продолжать знакомство с социокультурной категорией «Слово»;.

Конспект экскурсии в мини-музей «Русский сувенир» в ДОУ Конспект экскурсии в мини-музей «Русский сувенир» Цель: Знакомство детей с народными промыслами: Дымковской игрушкой, Гжелью, Городецкой.

Конспект занятия по лепке из соленого теста «Сувенир-подсвечник»Конспект занятия по лепке из соленого теста «Сувенир-подсвечник» Программное содержание:Закрепить умение и навыки, полученные ранее (лепить шар,выдавливать в нем углубление,защипывать края).Ввести в словарь.

Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки» в средней группе «Любимые сказки» Цель: • приобщать детей к народной культуре - знанию сказок. Задачи: Образовательные: • учить узнавать русские народные сказки; учить детей.

Музей музыкальных инструментов и народных игрушекМузей музыкальных инструментов и народных игрушек Всевозможные музеи – неотъемлемая часть развивающей предметно-пространственной среды детского сада. Наименование музея: «Музей музыкальных.

Применение якутских народных игрушек для развития регуляторных способностей детей подготовительной группы Цель: Изучить эффективность применения народных игрушек в развитии волевой сферы ребенка Задачи: проанализировать проблемы развития волевой.

Рабочая программа по народному декоративно-прикладному искусству «Русский сувенир» Программа предназначена для детей 4-5 летСрок реализации программы 1 годПояснительная записка Программа дополнительного образования для.

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию «Русский сувенир»Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию «Русский сувенир» Программные задачи: 1. Познакомить с историей русской деревянной матрёшки, как символом русской народной культуры. 2. Формировать умение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Русский сувенир. Истоки образов народных игрушек.»
Опубликовано: 13 декабря 2018 в 14:23
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД