Марина Ракитина
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Органы чувств»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 136 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей»Управление образования администрации Ленинского района города Красноярска
Материалы для участия в городском конкурсе
среди педагогов дошкольных образовательных учреждений
Номинация: окружающий мир
Публикация «Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста „Органы чувств“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы чувств человека и их назначение
- Старшая группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2016
Тема занятия: органы чувств
Возрастная группа детей: 3,5-4,5 года
Автор:Ракитина Марина Викторовна, воспитатель, Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 136 общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» Ленинского района города Красноярска.
Замысел занятия
В ходе занятия дети занимаются самопознанием, они учатся прислушиваться к своим ощущениям, рефлексировать – определять, какой из органов чувств позволяет испытывать то или иное ощущение. У детей должен развиваться интерес к способностям и возможностям своего тела, внимательное отношение к органам чувств, потребность в получении и понимании различных ощущений. Посредством обсуждения всего, что дети делают, мы развиваем словарный запас детей, их связную речь. Свободная деятельность детей, предоставление им возможности испытать различные ощущения создают условия для эмоционального реагирования на все происходящие во время занятия процессы.
Цели занятия
Образовательная: Закрепить знания об органах чувств, показать значимость этих органов для человека; продолжить формировать способность к наблюдению и самонаблюдению, к анализу полученных результатов; продолжать формировать интерес к познанию своего тела.
Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к своему организму и внимательное отношение к словам и действиям других людей.
Развивающая: Развивать лабильность мышления, воображение, речь, коммуникативные умения и навыки.
Методические приёмы: беседа, экспериментирование, игра, логические рассуждения, самонаблюдения.
Перечисленные методические приёмы соответствуют возрастным особенностям детей и содействуют достижению поставленных целей.
Занятие проходит в игровой форме.
План занятия
Этап Действия воспитателя Действия детей
Подготовительный этап Организация игрового пространства Выбор места, на котором ребёнку будет удобно
Основной этап Организация экспериментирования с различными звуками, фактурами, вкусами Участие в экспериментах (по желанию)
Заключительный этап Организация беседы по результатам экспериментов Участие в беседе (по желанию)
Конспект занятия
Введение в тему (подготовительный этап): Ребята, мы сегодня опять с вами будем учеными, продолжим изучать наши органы чувств. Какие органы чувств вы уже знаете? (глаза (зрение, нос (обоняние).
Основная часть – экспериментирование.
Воспитатель: У меня есть несколько стаканов, в них разные жидкости. Кто хочет попробовать с закрытыми глазами определить, что это за жидкости?
Дети участвуют в эксперименте, после чего воспитатель спрашивает: «Что помогло вам определить вкус жидкостей и определить, что в каждом из стаканчиков?»
Дети выясняют, что это язык.
Рассматривают язык в зеркале, рассказывают, какой он.
Затем воспитатель замирает на месте и прислушивается к звукам. Ждёт, когда дети обратят внимание на его молчание, после чего спрашивает, что дети слышат, какие звуки.
Проводят эксперимент: воспитатель шуршит, гремит, стучит предметами, находящимися под салфеткой.
Дети пытаются определить, какой предмет издаёт тот или иной звук, отыскивают глаголы, называющие звуковые действия предметов.
Далее выясняют, какой орган позволяет воспринимать звуки. Воспитатель спрашивает детей, как нужно обращаться с ушами, чтобы они всегда были здоровыми и помогали хорошо слышать.
Следующий эксперимент: на стол выкладывается большая гора тряпочек различных фактур. Воспитатель предлагает детям перебрать тряпочки и выбрать те, которые понравились. Желательно, чтобы тряпочки были одного цвета, чтобы дети выбирали их не по цветовым предпочтениям, а по тактильным ощущениям.
Затем дети рассказывают, почему выбрали именно эти тряпочки. В ходе беседы-обсуждения развивается словарный запас – словарь обогащается прилагательными, обозначающими кинестетические свойства предметов. Можно использовать приём ассоциации. Например, мягкая пушистая тряпочка по тактильным ощущениям похожа на котёнка и т. п.
После беседы воспитатель сообщает, что кожа – это орган осязания.
Заключительный этап: подведение итогов занятия – дети самостоятельно, по собственному желанию, делятся своими впечатлениями.
Результативность занятия оценивается по степени активности детей на завершающем этапе. Кроме того, воспитатель в течение недели опрашивает родителей, выясняя, рассказывали ли дети об этом занятии, применяли ли новые знания в повседневной жизни, есть ли в поведении детей признаки заинтересованности своими ощущениями, попытки описать эти ощущения.