Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Жизнь растений»

Наталья Кичигина
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Жизнь растений»

Образовательная область: познавательное развитие.

Направление деятельности: ознакомление с миром природы.

Виды деятельности: познавательная, коммуникативно-речевая, игровая, двигательная.

Цель:: формировать умение отличать природные объекты от искусственных, выделяя основные отличительные признаки.

Задачи:

- продолжать формировать знания о строении растений;

- развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять, делать выводы;

- развивать интерес к миру природы;

- способствовать развитию пластики движений;

- совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других людей);

- воспитывать желание оберегать и сохранять природу.

Оборудование: горшок с комнатным растением; искусственный цветок; мультимедийная установка, модель ствола дерева без корней; модель ствола дерева с корневой системой; магнитная доска, емкость с песком; тарелка с подкрашенной водой; модель корня растения из марли; карточки, с изображением частей растения, по количеству детей.

Активизация словаря:активный словарь: живая природа, не живая природа, растение, бархатцы, корень, стебель, листья, цветок, плод, семена, почва.

Пассивный словарь: схема, объект,

Ход занятия:

Орг. Момент

В.: - Здравствуйте, ребята! Какое прекрасное утро! Давайте поприветствуем, друг друга, встанем в круг. Посмотрите, кто стоит справа, а кто слева от вас. Повторяйте, пожалуйста,со мной:

Доброе утро лесам и полям! (руки вверх)

Доброе утро скажу всем друзьям! (руки в стороны) Доброе утро, родной детский сад!

Видеть друзей своих очень я рад! (хлопают в ладоши)

А теперь проходите, пожалуйста, и садитесь на свои места.

(Дети садятся полукругом, на столе стоит горшок с комнатным растением.)

Появляется Незнайка с искусственным цветком.

Незнайка: – Здравствуйте, ребята! Давайте скорее мне горшок с землей. Я хочу посадить этот цветок, чтобы он рос, стал еще краше.

(Дети говорят, что этого делать не надо, он искусственный, а не живой)

Н.: – Значит и ваше растение не живое?

(Дети говорят, что это растение живое, это бархатцы)

В. – Давайте расскажем Незнайке, чем отличаются объекты живой природы от неживой.

(Дети перечисляют признаки живого : все живое дышит, растет, двигается, питается, размножается)

В.: – А хочешь, Незнайка, мы тебе расскажем, что есть у каждого растения?

Н.: – Конечно, хочу.

(Дети рассказывают о строении растения, у растения есть корень, стебель, листья, цветок и плод с семенами)

В.: -Давайте выложим растение, чтобы лучше запомнить его строение.

(Дети предлагаются карточки с изображением частей растения.)

Незнайка: – Ну ладно, только я что-то не пойму, зачем растению корень? Все равно его под землей не видно! (Ответы детей)

В.: – Мы тебе, Незнайка, сейчас все покажем. Проведем опыты, и ты поймешь, какие важные функции выполняет корень для растения.

Опыт 1:

В коробку с песком ставим модель ствола растения без корней. Дуем. Палочка падает. Потом берем модель растения с корневой системой. Дуем. Во втором случае палочка более устойчива.

Вопросы к детям: Как вы думаете, какая палочка будет более устойчивой? Почему? А если бs не было корней у растения, чтобы случилось? (Ответы детей).

В.: - Для чего нужны корни растению?

Д.: Корни удерживают растение в земле.

В.: - Молодцы, вы сделали правильный вывод. Но корень не только удерживает растение в почве. Мы проведем еще один опыт для того, чтобы узнать, почему растение без корня погибнет.

Опыт 2: В тарелку с подкрашенной водой опускаем модель корня из марли. Что вы видите? Вода поднимается вверх, материал окрашивается все выше и выше.

Вывод: Корни всасывают влагу и питательные вещества.

Незнайка: – Как же мне все запомнить?

В.: – Очень просто! Хочешь с нами поиграть?Сейчас я превращу тебя и ребят в семена:

– Раз, два, три, повернись

В семена превратись!

Физминутка

Психогимнастика: “Представь себя совсем иным”

Подул ветерок, разлетелись семена, и попали в землю (дети немного пробегают и садятся на ковер). Семена, что вы чувствуете? (Ответы детей). Семена, чего вы хотите? (Ответы детей). Сейчас я вас полью, а солнышко вас погреет своими лучами. Вот уже из семечки появились корешки. Куда они растут? (Вниз, глубже в землю). А вот и первые всходы – тянутся стебельки, растут. Куда? В землю? (Нет, к солнышку). Растет наше растение все выше и выше (Дети встают). А вот и первые цветочки. Что вы, цветочки чувствуете? Чему радуетесь? (Ответы детей).

Незнайка: – Ура! Цветочки! Сейчас я их сорву!

В.: – Ну, что ты, Незнайка. Ребята, расскажите, Незнайки можно их рвать, они же живые! Вот послушай Незнайка,наше стихотворение:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

То окажутся пусты,

И деревья, и кусты.

И не будет красоты! И не будет доброты! Если только я и ты, Если мы сорвем цветы!

В.:- Поиграли, отдохнули, а теперь, пожалуйста, садитесь на стульчики. И, ты, Незнайка, присаживайся. А я предлагаю, вам, ребята, послушать интересную историю, которую написала Нина Павлова, называется она «Живая бусинка»

«Живая бусинка» 1. В спичечной коробочке у Гали жила семья бусинок.Им жилось хорошо: они каждый день ходили гулять. Вот и сейчас Галя наклонила коробочку,и все бусинки выкатились на стол: две красных, две синих и одна жёлтая. Эту бусинку Галя нашла на крылечке. Кругленькая, гладенькая, тяжёлая, ну сразу видно, что купленная. Только без дырочки. А вместо дырочки — пятнышко и рядом точно козьи рожки нарисованы. Ничего, что без дырочки, Гале понравилась новая бусинка больше всех остальных. 2. Как-то раз Галя повела свои бусинки на море. Море было в глубокой тарелке. Там плавали три лодки — ореховые скорлупки. Галя посадила бусинки в лодки, и они поплыли. Вдруг на море поднялась буря, все лодки перевернулись кверху дном, а бусинки потонули. И не успела Галя их спасти, как её позвала мама. Вернулась Галя и сразу стала выручать свои бусинки из воды. Вынула со дна моря красные —ничего: живы и здоровы, вынула синие — тоже ничего. А когда вытащила жёлтую, взглянула на неё,и даже испугалась: что с ней стало! Вся в морщинках.

Галя положила больную бусинку на ладошку и понесла её к маме. Может, мама бусинку починит.А мама сказала:

— Это не беда. Пусть она полежит в воде до утра. Поправится сама. 3. Утром Галя вынула из воды жёлтую бусинку и видит: поправилась. Да ещё как поправилась! Выросла, раздулась, потяжелела, но уже больше не твёрдая, перестала походить на бусинку. И там, где у неё были нарисованы козьи рожки, теперь точно хоботок под кожицей спрятан.

Галя побежала показать еёмаме:

— Только погляди, мамочка, какая бусинка стала! Какая важная!Но я играть с ней больше не хочу: зачем она такая мягкая. Красные и синие бусинки лучше.

А мама сказала:

— А мне она нравится. Оставь её у меня.

Мама налила в блюдечко воды, положила на дно тряпочку, а на мокрую тряпочку — жёлтую бусинку. 4. Там она и лежала, когда мама позвала Галю посмотреть, что ещё случилось с её бусинкой.Галя взглянула и закричала:

— У неё зубок прорезался, как у братишки! Посмотри, какой беленький, остренький! — Почему у бусинки зубок? — спросила Галя. — Разве она ожила?

— Да она всегда была живой.

— А когда жила в коробочке?

— И тогда. Ведь это не бусинка, а живая горошинка.

— Нет, я так не хочу — живая горошинка, — сказала Галя, — лучше живая бусинка. 5. Зубок у живой бусинки стал длинным корешком. А кверху петелькой поднялся стебелёк. И, видно, живой бусинке захотелось в землю. Мама с Галей пошли её сажать. Галя выкопала ямку, а мама опустила туда живую бусинку и засыпала её землёй. А рядом воткнула палочку.Галя спросила:

— И палочка для живой бусинки?

— Да, для неё.

6. Стало тепло. Расцвели цветы, залетали бабочки. Мама занялась огородом. У Гали тоже было много дела, и она позабыла о живой бусинке.

Как-то раз пробегала она мимо палочки и вдруг видит: рядом стоит кустик.Подошла и удивилась: кустик держится за палочку своими листиками! На листиках — зелёные ниточки; они обмотались вокруг палочки и привязали к ней весь кустик. Вот так фокус!А мама говорит:

— Ведь это же горох — это твоя живая бусинка. Как же ты не догадалась?

Галя очень обрадовалась и спрашивает:

— А зачем она в палочку вцепилась?

— А чтобы ей крепче стоять. 7. Красные и синие бусинки лежат у Гали в спичечной коробочке. Они всё такие же, как были. А к живой бусинке, когда ни прибежишь, увидишь новенькое. Сегодня среди листиков, Галя, заметила цветки. Каждый цветок поцветёт немного, а из серединки цветка вырастет горошина!

Горошина на солнышке просвечивает, и в ней видны темные шарики. Гале очень хотелось посмотреть, какие они. Но она жалела живую бусинку и её горошины не трогала. 8. А горошины всё росли да росли.Стали большие и толстые и мама сказала:

— Ну, Галочка, поспел твой горох. И позволила Гале весь горох оборвать. В серединке у них оказались жёлтые бусинки. Кругленькие, гладенькие, тяжёлые! Ну, будто купленные и дорогие.

Галя повела их по нарочному на прогулку. Бусинки пошли парами.

Вышла длинная-длинная цепочка: от одного края стола до другого. Впереди шли жёлтые живые бусинки, а в конце — пара красных и синих.Галя им сказала:

— Помните, давно-давно сзади вас шла гулять жёлтая бусинка? А теперь посмотрите вперёд — это всё её детки. Видите, как их много? Мне не сосчитать. Одна мама может сосчитать.

В.: - Чем отличалась найденная Галей бусинка от других ее бусин? Какие изменения произошли с желтой бусинкой? Изменились ли другие Галины бусинки? Почему желтая бусинка менялась, а остальные остались прежними?

Незнайка: Ребята, я у вас узнал много интересного! Сейчас мне пора уходить, но я обязательно еще побываю у вас в гостях.

В.: - Ребята, давайте попрощаемся с Незнайкой.

Рефлексия: - Ребята, кто приходил к нам сегодня на занятие? Какие опыты мы проделали? Что нового мы узнали?

Ответы детей.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по экологии с использованием элементов моделирования с детьми старшего дошкольного возраста ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНИЙ ЛЕС». Программные задачи: • закрепить представление детей о характерных особенностях времени года; • формировать.

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Моя семья»Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Моя семья» Цель. Расширение представлений детей об истории. Задачи. Формировать представления о родственных отношениях и взаимосвязях, знать понятия.

Конспект открытого интегрированного занятия по ФЭМП и развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Поможем Машеньке»Конспект открытого интегрированного занятия по ФЭМП и развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Поможем Машеньке» Цель: формировать у детей элементарные математические представления с помощью заданий по математике и развитию речи. Приоритетная образовательная.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Земная жизнь Пресвятой Богородицы» Конспект занятия «Земная жизнь Пресвятой Богородицы» Посвящённое Дню матери для детей старшего дошкольного возраста Цель: Воспитание уважения.

Конспект занятия по аппликации «Новогодняя открытка» с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по аппликации «Новогодняя открытка» с детьми старшего дошкольного возраста Цель: научить детей делать поздравительные открытки, подбирая и создавая соответствующее празднику изображение. Задачи: Создать праздничное,.

Конспект занятия по конструированию из бумаги с детьми старшего дошкольного возраста «Мухомор»Конспект занятия по конструированию из бумаги с детьми старшего дошкольного возраста «Мухомор» Цель: освоение первичных навыков моделирования, приобретение начальных представлений о правилах комбинаторики, развитие пространственных.

Конспект занятия по пластилинографии с детьми старшего дошкольного возраста «Совёнок»Конспект занятия по пластилинографии с детьми старшего дошкольного возраста «Совёнок» Цель: учить изображать сову с помощью пластилина. Задачи: • расширить представления детей о лесной птице сове, об особенностях её внешнего.

Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Пересказ рассказа «Осень» по И. Соколову-Микитову»Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Пересказ рассказа «Осень» по И. Соколову-Микитову» Цель: Создать условия для формирования навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы Задачи: 1. Формирование.

Конспект занятия по рисованию «Ваза с цветами, для мамы», с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по рисованию «Ваза с цветами, для мамы», с детьми старшего дошкольного возраста Цель: создание условий для развития творческих способностей старших дошкольников в рисовании. Образовательные задачи: • знакомить детей.

Конспект занятия по рисованию солью с детьми старшего дошкольного возраста «Весенняя песенка»Конспект занятия по рисованию солью с детьми старшего дошкольного возраста «Весенняя песенка» Нетрадиционные техники рисования с детьми старшего возраста «Весенняя песенка» Цель: создание картинки "Весенняя песенка" Задачи: - познакомить.

Библиотека изображений:
  • Овощи
  • Овощи
  • Овощи
Автор публикации:
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Жизнь растений»
Опубликовано: 12 марта 2020 в 14:40
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 мая. День защиты природы от мусора на МААМ

Важной экологической теме посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы объяснить детям, что такое мусор, как он вредит нашей планете и...

12 мая. День будущих врачей на МААМ

12 мая вот уже почти шестьдесят лет отмечается Международный день медицинской сестры. Предлагаем воспользоваться этим поводом для того, чтобы посвятить тематический день основным медицинским профессиям....


Горячие темочки