Кудрявцева Светлана
Конспект занятия «Семейный бюджет и расходы семьи» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Семейный бюджет и расходы семьи»
(для детей старшей группы)
Цель: формирование у детей понятия «семейный бюджет» и его основных источников.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия „Семейный бюджет и расходы семьи“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семейный бюджет
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2024
Расширять представление детей о том, как складывается семейный бюджет;
Познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги);
Воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.
Обогащение словаря: заработная плата, стипендия, пенсия, бюджет.
Активизация словаря: доход, расход, товары длительного и кратковременного пользования.
Материал и оборудование: Телевизор, карточки с изображением семьи (мама, папа, ребенок, дедушка, бабушка). Картинки: машина, холодильник, утюг, пылесос, телевизор, компьютер, мясорубка, продукты питания, зубная паста, мыло, шампунь, порошок).
Ход занятия:
Воспитатель: Если денег накопить,
Можно многое купить:
Ездить можно на курорт,
Есть конфеты – первый сорт,
Можно кушать виноград,
Вечеринки для ребят
Можно делать каждый день.
Так что лучше экономить,
Чтобы все осуществить.
Экономика поможет
Деньги правильно копить.
Воспитатель: Ребята, как думаете, о чём это стихотворение?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: Экономика – это наука, – это ведение хозяйства по правилам.
Воспитатель: Вот у вас, ребята, у каждого есть семья. Сколько человек в вашей семье, из кого она состоит?
Дети: Папа, мама, я, сестра, брат, бабушка, дедушка.
Воспитатель: Ребята, семьи бывают разными, большими и маленькими по своему составу. У каждого члена семьи есть свои обязанности. - Что делает мама?
Дети: Работает, стирает, убирает, готовит обед и т. д.
Воспитатель: Чем занимается папа?
Дети: Работает, занимается ремонтом квартиры и т. д.
Воспитатель: Как помогаете маме и папе вы?
Дети: Дети моют посуду, помогают готовить обед, убирают за собой игрушки, вещи и т. д.
Воспитатель: Что делает бабушка?
Дети: Вяжет носки, печет пироги и т. д.
Воспитатель: Что делает дедушка?
Дети: Играет с нами.
Воспитатель: Получается, что все заняты полезным делом, чтобы в доме было уютно, красиво, чисто. Тогда и вам приятно находиться в таком доме (квартире). Но, согласитесь, для того, чтобы приготовить вкусный обед, нужно купить что?
Дети: Продукты.
Воспитатель: Для того чтобы постирать белье, нужно иметь что?
Дети: Порошок, мыло.
Воспитатель: А для того, чтобы посуда после мытья не оставалась жирной, нужно приобрести что?
Дети: Чистящее средство.
Воспитатель: То есть необходимо сделать много покупок, а товар, как известно, бесплатно не отдается. Он продается и имеет определенную стоимость. Без чего же нельзя обойтись при покупке товара?
Дети: Без денег.
Воспитатель: Верно. Деньги есть в каждой семье. Они находятся в кошельке у взрослых. Бывают бумажные - это купюры и металлические – монеты.
А еще деньги бывают электронные, они невидимы т. к. находятся на банковской карточке.
Воспитатель: Давайте передохнем немного.
Физминутка
Продаются в магазине (вытянуть руки перед собой, ладонями вверх)
Йогурт, молоко, кефир, (соединять пальчики левой и правой руки)
Ряженка, сметана, сыр, (поочередно начиная с мизинцев, на слове «сыр» соединить ладошки хлопком)
Чай, конфеты, мармелад, (разъединяем пальчики, поочередно начиная с больших
пальчиков, при этом запястья обеих рук плотно прикасаются друг к другу)
Яблоки и шоколад.
Детский мячик в магазине (крутят руки влево вправо упр. «цветок» - запястья вместе, ладони вверх, пальцы широко расставлены)
Продают в большой корзине. (Пальцы в замок и вытянуть перед собой)
Нужно важное купить, (хлопнуть ладонью левой руки о правую и наоборот 4 раза в ритм)
Чтобы экономным быть. (Потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно).
Воспитатель: Продолжаем работать. Расскажите, пожалуйста, как в вашей семье появляются деньги.
Дети: Папа и мама работают.
Воспитатель: Да, за то, что люди работают, им платят зарплату, ибо каждый труд должен оплачиваться.
Воспитатель: Кто мне скажет, кем же работают ваши родители? (Ответы детей.) Ребята, ваши бабушка и дедушка, когда были молодыми, тоже работали, а теперь они состарились, и государство за их труд выплачивает им деньги. Каждый месяц почтальон приносит бабушкам дедушкам… (пенсию).
Правильно, у кого-то в семье есть старший брат или сестра, и они учатся после окончания школы в училище, техникуме или институте, то им тоже выплачивают каждый месяц деньги. Эти деньги называются новым для вас словом - стипендия.
Теперь мы с вами знаем, как в вашей семье появляются деньги. Если сложить все вместе - зарплату папы, зарплату мамы, пенсию бабушки и дедушки, стипендию брата и сестры, то получается доход, составляющий семейный бюджет. Запомните это, ребята.
Воспитатель: Так что же такое семейный бюджет? (Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, а теперь поговорим о том, что же такое «расходы».
На что тратятся деньги у вас в семье? (Ответы детей)
За деньги можно купить много полезных и нужных вещей, продуктов, потратить их на какие-то другие цели.
Воспитатель: Важно правильно и экономно, разумно использовать деньги. Они нелегко зарабатываются. Ребята, мы можем совершить денежные расходы на то, чтобы купить, например, стиральную машину, а можем купить конфеты. Стиральной машиной мы будем пользоваться долго, а насколько нам хватит конфет? (Ответы детей)
Воспитатель: Значит, стиральную машину мы назовем товаром длительного пользования, а конфеты - товаром кратковременного пользования.
Проводится дидактическая игра «Товары кратковременного и длительного пользования»
Воспитатель: Сейчас я буду показывать картинки, а вы должны сказать, это товар длительного или кратковременного пользования?
( Воспитатель показывает картинки: машина, холодильник, утюг, пылесос, телевизор, компьютер, мясорубка, продукты питания, зубная паста, мыло, шампунь, порошок).
Воспитатель: Еще, ребята, мы должны расходовать деньги на услуги, т. е. это:
1) плата за жилье (за квартиру, воду, газ, интернет);
2)за секции, кружки, детский сад;
3) личные услуги (за отдых на море, за билет в кинотеатр, цирк, театр и т. д.).
Воспитатель: А сейчас давайте посмотрим мультфильм «Азбука денег тетушки Совы - Семейный бюджет (Уроки тетушки Совы)»
https://yandex.ru/video/preview/4981227721328693965
Воспитатель: Таким образом, мы познакомились с новыми для вас понятиями.
Что такое семейный бюджет?
Что такое расходы? Какими они бывают?
Воспитатель: Молодцы, ребята!