Конспект занятия «Солнечные часы» (на метеостанции)

Татьяна Туева
Конспект занятия «Солнечные часы» (на метеостанции)

Конспект занятия «Солнечные часы» (на метеостанции)

Цель. Формирование у детей реалистического представления о природных явлениях.

Задачи. Познакомить детей с солнцем как источником тепла и света, подвести к пониманию зависимости сезонных изменений в живой природе от солнечного света и тепла. Расширять знания о приборах метеоплощадки.

Содержание.

С помощью какого прибора люди определяют время? (Время люди определяют при помощи часов).

Какие вы знаете часы? (Песочные, цветочные, солнечные, электронные и механические, настенные, напольные, ручные, настольные).

А вы знаете как устроены часы? (часы имеют корпус, часовой механизм, циферблат и стрелки).

Почти все часыимеют циферблат и стрелки: минутная и часовая. На циферблате цифры от 1 до 12. маленькая стрелка двигается медленно и показывает часы, а большая стрелка бежит гораздо быстрее и показывает минуты. Значит, положение минутной стрелки при показе целого часа постоянно, а положение часовой - меняется. При определении времени с точностью до часа минутная стрелка проходит целый круг (т. е. она проходит через все числа, а часовая стрелка передвигается к следующему числу и покажет, что прошел один час (демонстрирует на модели часов).

Физминутка «Часики».

Кто там ходит влево-вправо? Это маятник в часах.

Он работает исправно И твердит: «Тик-так, тик-так».

(Руки на поясе, наклоны вправо и влево)

А над ним сидит кукушка, Это вовсе не игрушка.

Птица дверцу отворяет, Время точное сообщает.

(Руки перед грудью, резкими рывками руки распрямляются в стороны)

А часы идут, идут, Не спешат, не отстают. (Ходьба на месте)

Мы без них не будем знать, Что уже пора вставать. (Потянуться)

Какая сегодня погода: солнечная или пасмурная. Светит ли солнце?

- Какое у вас настроение в солнечный день и что вам хочется делать в такую погоду? (в солнечную погоду настроение веселое, радостное, бодрое, задорное, хочется прыгать, скакать, кувыркаться, веселиться, петь песни).

- Ребята, вспомните произведение Чуковского «Краденое солнце», когда не стало солнышка, не только зверям, даже маленьким воробушкам было плохо.

Почему все звери забеспокоились, когда крокодил солнце проглотил? «Плачет серый воробей, Выйди солнышко скорей

Нам без солнышка обидно В поле зернышка не видно»

- Как вы думаете, на что влияет солнечный свет и его тепло?

(солнечный свет и его тепло влияет на рост деревьев, кустарников и травы, согревает землю, на настроение людей и животных).

Его свет несет людям радость, здоровье и красоту. Когда мы находимся на солнце, наш организм получает витамин «Д».

Давайте порассуждаем о том, что было бы, если б солнца не стало.

От солнца светло, значит, если не будет солнышка, что будет на земле? (все погрузится в темноту и жизнь на Земле угаснет).

Солнце служит людям не только на Земле, но и в космосе. Космические корабли работают за счет солнца. Там солнечный свет превращается в электрический ток, от которого работают все приборы.

Солнце еще и греет. И мы с вами знаем, что солнце нагревает предметы. Поверхность Земли нагревают солнечные лучи, а от них уже нагревается воздух. Когда греет солнце, то тает снег, растет трава, появляются листья на деревьях, весело щебечет птицы – все радуются лучам солнца.

Солнце называют источником жизни на Земле. Если бы оно не согревало и не освещало своими лучами Землю, наша планета превратилась бы в мертвую ледяную пустыню, на ней дарила бы вечная ночь. Погибли бы растения, ведь для жизни им необходимы солнечный свет и тепло.

А растениями в свою очередь питаются люди и животные.

Кроме того, растения забирают из атмосферы углекислый газ, выделяют в нее кислород, который нужен нам для дыхания. Вот и получается, что благодаря Солнцу на Земле есть растения, животные, люди!

Солнце дарит тепло и жизнь всему миру. Оно – наш главный друг. Солнечныйсвет необходим всему живому: человеку, животным, растениям.

Недаром говорят в народе «Солнышко, что мать родная и согреет и приласкает». Как вы понимаете эту пословицу? (Солнце сравнивается с родной матерью, греет и ласкает солнышко, как родная мама).

А как вы понимаете поговорку «В октябре с солнцем прощайся, ближе к печке подвигайся».

В старину, когда не было часов, люди определяли время по солнышку, глядя на небо. Человек заметил, что длина тени изменяется в течение всего дня. Стало ясно, что точней можно определить время, если глядеть на тень, а не на солнце. От этого открытия оставалось всего один шаг до изобретения солнечных часов, которые на самом деле являются теневыми часами. Вместо попыток взглянуть на солнце и связать с этим время дня, лучше взглянут на тень, которая отражает положение солнца на небе.

Первыми солнечными часами был просто столб, воткнутый в землю. Камни, размещенные вокруг столба, показывали положение тени, как она двигается в течение дня. Так человек мог измерить текущее время.

Я у солнышка спросила - Сколько времени сейчас?

Солнце палку осветило, Показало? Вот те раз?

Но потом я догадалась! Палочку воткнула в грунт,

Круг вокруг нарисовала, Числа, циферки - все тут!

Тень от палочки мгновенно Показала мне тот час!

Только помнить нужно - север На двенадцати у нас!

Принцип «работы» солнечных часов, основан на тени, которая образуется при свете солнца, так как в разное время суток, длина тени и её положение различно. Солнечная тень указывала на число на круглом диске, таким образом, определялось время. Например, если тень, указывает на цифру девять, значит время – девять часов утра. Конечно же, у солнечных часов были и свои недостатки, прежде всего это то, что ими можно пользоваться только в течение светового дня.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Солнечные лучики» Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о солнце; Чтение детям стихотворений о солнце и других природных явлениях; Наблюдения.

Конспект занятия «Часы из фетра» Тема: Часы Цель (возраст 3-7 лет): выполнение часов из готовых деталей. Цель (возраст 8-18 лет): составление часов собственного дизайна.

Конспект интегрированного занятия по сенсорному развитию во второй младшей группе «Солнечные лучики» Тема: «Солнечные лучики» Виды деятельности: коммуникативная, игровая, музыкальная, двигательная, познавательно-исследовательская, изобразительная.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по рисованию «Солнечные лучики» Солнечные лучики Цель: формировать умение рисовать линии, уподобляя предметам (солнечные лучики); Задачи: • формировать умение слушать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим предметным миром «Такие разные и важные часы» Тема: «Такие разные и важные часы Цель: расширение представлений детей о разновидностях часов. Задачи: Образовательные: Познакомить детей.

Конспект прогулки «Наблюдение за ветром на метеостанции»Конспект прогулки «Наблюдение за ветром на метеостанции» Программные задачи:Формировать у детей умение замечать изменения происходящие в природе, отмечать это на стенде метеостанции условными.

Конспект занятия в подготовительной группе «Как Солнце искало себе помощников» по ОО «Познавательное развитие» по теме «Часы» МДОБУ детский сад комбинированного вида № 125 г. Сочи воспитатель - Сидельникова Надежда Федоровна Оборудование для детей: Карточки с.

Макет метеостанции для детей среднего и старшего дошкольного возрастаМакет метеостанции для детей среднего и старшего дошкольного возраста Добрый вечер! Уважаемые коллеги, хочу представить вам свою новую работу по наблюдению и исследованию погоды - МЕТЕОСТАНЦИЮ. Метеостанция.

Конспект занятия в форме мини-музея «Часы»Конспект занятия в форме мини-музея «Часы» Часы бывают разные Есть детские, есть важные. Будильники пузатые, Настенные глазастые, Карманные почтенные, Наручные надменные, Настольные.

Презентация проекта «Организация метеостанции своими руками на территории детского сада» На участке детского сада старшей группы выделен специальный участок, на котором создана детская метеостанция. Детская метеостанция выполнена.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Конспект занятия «Солнечные часы» (на метеостанции)
Опубликовано: 7 октября 2019 в 12:34
+247Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 80.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 мая. День божьих коровок на МААМ

Очередной тематический день посвящен божьей коровке, которая у многих народов считается талисманом удачи. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям об этом насекомом...

11 мая. День грозы и молнии на МААМ

Очередной тематический день мы предлагаем посвятить чудесным явлениям природы, которые особенно ярко проявляются в мае и июне. Изучаем с детьми особенности грозы, грома и молнии; говорим не только о...


Горячие темочки