Получи документы

Конспект занятия «Клумба для бабочек»

Светлана Фомичева
Конспект занятия «Клумба для бабочек»

Клумба для бабочек.

Проблемы:

Почему растения не могут отдельно существовать без бабочек, а бабочки без растений?

Почему одних насекомых легко заметить, а других трудно?

Как насекомые спасаются от врагов?

Материал:

участок детского сада с его флорой и фауной;

энциклопедия для детей;

Публикация «Конспект занятия „Клумба для бабочек“» размещена в разделах

журналы «Юный натуралист», «Здоровье и экология», «Обруч», «Гринпис»;

силуэтные модели насекомых, изготовленные из картона.

Реализация:

«Цветочная мозаика»

Предложить детям провести экскурсию по участкам детского сада, и обратить внимание на состояние цветников на участках:

На одних клумбах цветы высокие, крупные, на других – мелкие, хилые.

- Почему так произошло, как вы думаете? Семена были одинаковые, и посадка семян была в одно время? (ответы детей)

Разница в росте растений может быть:

от недостаточного полива;

от неправильного места расположения клумбы;

от нехватки различных микроэлементов;

от неудачно подобранных цветов – соседей.

- Как вы думаете, в чем причина, что наши цветы меньше (больше) чем на других клумбах.

Клумбы поливают, рыхлят почву, пропалывают сорняки; делают подкормку удобрением, значит причина в чём – то другом.

Возможно это потому, что рядом с клумбой может расти декоративная трава, корни которой не дают развиваться культурным растениям.

Вывод:

Выяснив все причины разницы в росте и цветение цветов на разных газонах, посеянных в одно и то же время при создании нашей клумбы для бабочек, мы это обязательно учтём.

Клумбы для бабочек.

Наблюдая на участке детского сада за растениями воспитатель обращает внимание детей. Что рядом с цветами много насекомых.

- Как вы думаете ребята почему?

(ответы детей)

Много пчел и ос потому, что они собирают мед

Насекомые питаются нектаром, а он находится в цветах. Без него они не смогут жить.

Бабочки любят красивые цветочки.

- Да, конечно, насекомые питаются нектаром, и выжить без цветов им невозможно. Но и цветам без насекомых тоже нельзя. Забираясь на цветок, пчёлка или бабочка (или любое другое насекомое) собирает маленькие частички – пыльцу этого цветка. Перелетая на другой цветок, насекомое не только собирает, но и оставляет пыльцу. Так происходит опыление цветов, это очень важно, так как без опыления у растения не появятся семена. А ведь вы знаете, что семена дают растения новую жизнь.

Помните, что ловить бабочек нельзя, потому что у них на крыльях есть мельчайшая пыльца. От прикосновения рук человека эта пыльца ожжет исчезнуть, и тогда у насекомого потеряется способность к полёту.

Детям предлагается информация о других насекомых такая как:

У кузнечика уши на ногах;

Божья коровка помогает садоводам, поедая насекомых которые угрожают посевам. А ещё она может перелететь расстояние 200 км.

Пчелиные соты имеют форму прямоугольного шестиугольника.

Предлагается детям совместно с воспитателем при поддержке родителей создание собственной библиотеки, выступив при этом авторами создателями книг.

Зачем бабочке кружочки?

Наблюдая за живыми насекомыми во время прогулок, конструируя их вместе с детьми из бумаги, воспитатель обращает внимание детей на окраску насекомых и на то, заметны ли они в природе на окружающем фоне.

Перед началом занятия в разных местах тропинки (среди листьев, на коре, земле, асфальте) в отсутствии детей воспитатель размещает изготовленных заранее бумажных бабочек, жучков, гусениц, представляя две ситуации:

Насекомое не заметно на окружающем фоне.

Насекомое сразу выделяется из окружающей среды.

Ход занятия (пять этапов, проходящих в течении нескольких посещений экологической тропинки).

1этап.

Детям предлагается поиграть в следопытов.

На участке можно обнаружить необычно красивых бабочек, жуков и др. насекомых, а так же дождевых червяков. Одни из них спрятались, другие – заметны из далека, ребятам надо постараться отыскать как можно больше разных бумажных насекомых, червячков, и принести их к воспитателю.

При этом нужно запомнить, где именно затаились бабочки, жуки, какого цвета было их окружение.

Дети выполняют задание.

Варианты:

Ограничение игры во времени;

Поиск насекомых на выделенном для каждого ребёнка участке;

Количество насекомых, которое требуется собрать заранее определено.

Если какие – то объекты не были найдены детьми, воспитатель оказывает их детям, задав при этом вопрос: «Подумайте, ребята, почему мы не смогли их обнаружить?»

(Ответы детей.)

Их было трудно увидеть. Их окраска совсем не заметна, она соответствует окружающему фону. В первую очередь выделяются яркие насекомые, выделяющиеся на фоне окружающей среды, а потом те, кто окрашен так же как и всё вокруг. (лист, кора дерева, и тп.)

Вопросы детям:

Кузнечика в траве быстро смогли отыскать?

А дождевого червяка, спрятавшегося на земле?

Сразу ли удалось заметить божью коровку? На чём она сидела? Выделялась ли своей окраской?

Быстро ли вы нашли бабочку с коричневыми крылышками на коре дерева?

(Ответы детей.)

Отвечая на вопросы, дети вместе с педагогом дети делают вывод: чем ближе окраска насекомого к фону окружающей среды, тем труднее его найти.

2 этап.

Предлагается детям спрятать бумажных насекомых и дождевых червяков в разных местах, а воспитателю их найти; или одна группа детей прячет, другая ищет. Оказывается, нелегко отыскать всех насекомых, сразу не найти.

Предполагаемые варианты:

Кузнечика спрятали в зелёной траве, где его практически не видно;

Гусеницу спрятали под листочком, что не одной птице её не тыскать.

А вот божью коровку спрятать так и не удалось. А нужно ли её прятать? (Ответы детей.)

Действительно, нет, ведь её яркая окраска – это сигнал опасности для птиц. Божья коровка никого не боится. Вспомните, если вы посадите божью коровку на палец, то она выделит жёлтые капельки. Если после этого случайно сунуть палец в рот, то во рту станет горько.

Когда какая–нибудь птица попытается съесть божью коровку, ей тоже будет неприятно, горько, и она запомнит, что ярко красный с чёрными пятнышками жучок совершенно не съедобен. В др. раз эта птица заметит божью коровку, сразу «вспомнит», какая она не вкусная и не будет её есть.

3 этап.

Воспитатель просит детей разместить всех бумажных насекомых так, чтобы они «испугали» птицу, то есть, чтобы были хорошо заметны. Птица подумает, что они ядовитые, несъедобные, испугается и улетит.

Дети размещают насекомых так, чтобы они контрастировали с цветом своих «домов».

4 этап.

Воспитатель, внимательно рассматривает вместе с детьми модель бабочки, обращает внимание детей на её крылья с верхней и нижней стороны: «Посмотрите, какие разные по окраске крылья».

- Как вы думаете, почему?

Дети высказывают свои гипотезы о причинах различной окраски крыльев сверху и низу.

- Интересно, для чего бабочке нужны разноцветные крылья? Я думаю, это неспроста, а вы как считаете? (Предположения детей.) Допустим, бабочка долго летала, устала, ей нужно отдохнуть. Она решила сесть на ствол дерева.

Воспитатель просит детей ненадолго закрыть глаза и прикрепляет бабочку на стволе так, чтобы была видна её яркая окраска, крылья с кружочками – глазами.

Воспитатель задает вопросы:

- Сразу ли можно обнаружить бабочку?

- Почему?

- А будет ли заметна такая бабочка птицам?

(Ответы детей)

- Конечно, такая бабочка будет заметна издалека.

Как вы думаете, она может спрятаться? (Ответы детей)

Многие бабочки научились обманывать птиц. Закройте глаза (в это время воспитатель складывает крылья бабочки так, чтобы она не выделялась на фоне коры).

Легко ли отыскать бабочку на этот раз? Почему она не сразу видна? Теперь насекомое незаметно, так как сложенные крылья по цвету похожи на ствол дерева.

Сидит наша бабочка отдыхает. Птицы пролетают мимо, не замечают её. Но вот какая – то очень внимательная птица, кажется, всё – таки заметила добычу. Возможно, потому, что бабочка шевельнулась (воспитатель слегка двигает модель).Посмотрите, пока бабочка не двигалась, она была почти незаметной. Как только она начнёт двигаться, то сразу привлечёт внимание птиц. Совсем как вы, когда играете в прятки. Ведь вы тоже стараетесь сидеть неподвижно, а если вы будите махать руками, то водящий вас сразу заметит.

Так и животные, когда прячутся, стараются не двигаться. Итак, наша бабочка почувствовала, что рядом враг. Что ей делать? Как отвлечь внимание птицы? (Дети предлагают свои варианты.) Бабочка решает напугать врага. А как, в общем – то, безобидная бабочка сможет напугать хищную птицу? Она ведь не может зарычать и набросится на неё, как некоторые другие животные. Что бы вы сделали на месте бабочки?

(Ответы детей)

- Когда птица подлетела совсем близко, бабочка резко раскрыла крылья (показать это на бумажной модели).

Что же произошло? Птица вместо коричневых увидела яркие, да ещё с «глазами» - кружочками крылья. Перед ней уже сидит совсем не та бабочка, которую она пыталась съесть, а совершенно непонятное существо. Сначала птица удивилась, потом испугалась, затем решила, что лучше уж поголодать, чем связываться с такой непонятной добычей. Взмахнула она крыльями и улетела высматривая себе обед в другом месте, а хитрая бабочка, отдохнув, отправилась на луг искать вкусный нектар в цветах.

5 этап.

Воспитатель выбирает участок, покрытый травой. В отсутствие детей раскладывает на нём разноцветные модели насекомых (и резко отличающихся по цвету от газона, и те, которые будут незаметны на нём).

Договорившись с детьми, то из них будет изображать голодных птиц и собирать гусениц себе на обед, воспитатель предлагает детям – «птицам» собрать все модели гусениц. Собирать их нужно по одной и каждый раз отдавать воспитателю. Когда «птица» приносит «добычу», воспитатель раскладывает её на земле в том порядке в котором насекомые были принесены.

Когда вся «добыча» будет поймана, воспитатель обращает внимание детей на то каких гусениц «птица» принесла первыми, а каких последними? Первыми она «склевала» самых заметных, ярких. Их она быстро заметила и собрала. А самыми последними были собраны те, которые по цвету мало отличаются от травы и на ней почти незаметны. Так гусеницы приспособились прятаться от врагов, ведь ярких насекомых легче заметить, чем тех, кто «прячется» и окрашен почти так же, как цветок или листок, на котором они сидят.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия Тема: «Цветочки для бабочек». КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ Тема : «ЦВЕТОЧКИ ДЛЯ БАБОЧЕК». Задачи: Учить различать равенство и неравенство (без счета) по количеству.

Конспект занятия в мини-музее «Цветы для бабочек» Цели: Реализация идеи устойчивого развития – природа и культура, экологически грамотное и безопасное поведение. Расширение представлений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Клумба для бабочек»
Опубликовано: 22 мая 2015 в 07:41
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД