татьяна белоносова
Конспект занятия «Звук [Л] и буква «Л»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи.
Коррекциионо – образовательные: продолжать учить детей давать характеристику звуку [л]. Совершенствовать навык звуко-слогового анализа слов. Продолжать учить составлять схему предложения.
Коррекционно – воспитательные: повышать мотивацию детей к занятию, воспитывать умение сотрудничать с педагогом, отвечать на вопросы полным предложением.
Публикация «Конспект занятия „Звук [Л] и буква „Л“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» апрель 2024
Коррекционно – развивающие: автоматизировать звук [л] в слогах, в словах, предложениях. Развивать навыки фонематического слуха, умение выделять звук [л] из ряда других звуков, в слогах, в словах. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
Оборудование.
Для педагога: схема звуков, картинки для артикуляционной гимнастики, пособие «Звуки - новоселы, предметная картинка - лампа, почтовые ящики со схемами (3 шт.) картинка буквы - «л».
Для детей: зеркала (5 шт., фонарики Звуковой телефон (5 шт., тетради (5 шт., карандаши, пособие «Звуковой телефон»(5 шт., фишки для звукового анализа, карточки – схемы для составления слогового анализа слов, карточки – схемы для составления анализа предложения.
Ход занятия
1. Орг. момент
- Я держу в ладошках солнце.
Я дарю его друзьям!
Улыбнитесь – это просто.
Лучик солнца – это вам!
Дети стоят в кругу. Педагог в ладошках передает «лучик солнца» каждому ребенку.
2. Мотивационный этап
Дети садятся за столы.
-Ребята, предлагаю поиграть в игру «Разыскивается звук»
- Я прочитаю вам стихотворение. Послушайте внимательно и назовите звук, который чаще других слышится в словах этого стихотворения.
Педагог читает стихотворение и утрированно произносит звук [л] в словах.
-Лужа, столбик, молоток,
Гол, лопата, молоко.
Ложка, стол, юла, котел
Ландыш, лось, вокзал, футбол.
3. Объявление темы
- Правильно, это звук [л].
- Сегодня на занятии мы поиграем со звуком [л] и при этом будем правильно этот звук произносить.
4. Артикуляционная гимнастика
- Поэтому выполним гимнастику.
Дети выполняют упражнения перед зеркалами: «Лопаточка», «Парус», «Качели», «Змейка», «Щетка», «Маляр», «Иголочка».
5. Анализ артикуляции звука
- Посмотрите в зеркало и ответьте на вопросы.
-Когда мы произносим звук [л] как расположены наши губу, зубы?
- Где находится язычок? (кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами)
6. Характеристика звука
-Воздушная струя проходит свободно или встречает препятствие?
(встречает препятствие – язычок)
-Значит, какой это звук – гласный или согласный?
- Расскажите про это звук по схеме (согласный, звонкий, твердый)
-Значит, в каком домике живет этот звук? (в синем)
- Любит громко слушать музыку или любит тишину? (любит музыку) (пособие «Звуки – новоселы»)
7. Развитие фонематического слуха
- Предлагаю поиграть в игру «Поймай звук»
Я буду произносить звуки, как только вы услышите звук [л], то поднимите синий фонарик: с, м, ль, л, у, в, ль, з, г, н, р, зь, вь, л, и, нь, л, з, в, л, хь, ы, у, л, э, ль, ж, у, л.
- А теперь я назову слоги. Если услышите звук [л] –хлопните в ладоши.
- Посмотрите на картинку. Я буду произносить слова. Если картинка названа верно, поднимите руку вверх: вампа, лямпа, уампа, гампа, лампа, лапма, йампа, зампа.
8. Соотнесение звука с буквой
- Звук [л] на письме обозначается буквой «л».
- Посмотрите, на какой предмет похожа эта буква?
- Очень быстро «а» бежала
И скамейку потеряла.
- Напишите букву «л» пальчиком в воздухе.
А теперь напишем эту букву в тетради.
9. Физминутка
- Руки в стороны – в полет отправляем самолет.
Правое крыло вперед, левое крыло вперед-
Полетел наш самолет: лллллл.
Дети выполняют движения по тексту стихотворения.
10. Звуко – слоговой анализ слов
- Поиграем в игру «Почтовый ящик»
-Посмотрите, на доске три почтовых ящика. На каждом ящике – схемы слогов. В первый ящик нужно положить картинки, в названии которых 1 слог. Во второй ящик – картинки, в названии которых 2 слога. В третий ящик – картинки, в названии которых 3 слога.
- Назовем картинки: лапа, стул, полка, палатка, луна, акула, лак.
- А сейчас составим звуковой анализ слова. В этом нам поможет «Звуковой телефон».
- Выложим слово «лапа». Называем 1 звук – определяем, какой это звук и нажимаем на синюю кнопку телефона. Затем выкладываем фишку. Называем 2 звук - определяем, какой это звук и нажимаем на красную кнопку телефона и т. д.
- Выложим слово «акула» и т. д.
11. Анализ предложения
-На доске схемы предложения. Придумайте предложение к каждой из этих схем. В первом составить предложение со словом полка. Во втором составить предложение со словом акула.
12. Итог занятия.
-О каком звуке мы сегодня говорили?
-Дайте характеристику этому звуку.
- Что понравилось на занятии? Что вызвало затруднения?