Конспект занятия «В гости к Хозяюшке»

Надежда Зацепина
Конспект занятия «В гости к Хозяюшке»

МБОУ "Мстерская СОШ им. И. И. Голубева"

дошкольная группа села Станки

Вязниковского района, Владимирской области.

Конспект занятия

по приобщению детей к истокам

русской народной культуры

в разновозрастной группе

гости к Хозяюшке"

Воспитатель: Н. А. Зацепина

2020 год

Цель: продолжать знакомить детей с культурой, традициями и бытом русского народа; вызвать эмоциональный отклик на малые формы русского фольклора (потешки).

Задачи:

-активизировать в речи детей названия предметов быта русской избы; закрепить названия домашних животных;

-воспитывать любовь к устному народному творчеству;

-продолжать учить детей младшей группы раскатывать кусочки пластилина круговыми движениями ладоней и сплющивать их;

-продолжать учить детей старшей группы расписывать плоские изображения, развивать фантазию;

-воспитывать у детей старшей группы интонационную выразительность речи при драматизации сказки.

Оборудование и материалы: «Русская изба» с предметами обихода и утварью; доски для лепки, пластилин; вырезанные их бумаги ложки, краски, кисточки, баночки с водой, салфетки; театр игрушек из конусов.

Ход занятия

Воспитатель: Дети, вы любите ходить в гости? А к кому вы ходите? (Ответы детей). Сегодня мы пойдем в гости к нашей знакомой Хозяюшке. Согласны? Тогда пойдемте.

Дети заходят в «русскую избу», где их ожидает Хозяюшка (воспитатель, одетая в русский костюм).

Хозяюшка: Здравствуйте, дети! Здравствуйте, гости дорогие, гости удалые, гости молодые. Я - Хозяюшка, а это - моя изба.

Домом жить - не лукошко шить,

Домом жить - обо всем тужить.

Дом вести - не лапти плести.

Хозяйка в дому, что оладушек в меду.

Она прибирает, она подавает,

Одним одна за всех отвечает.

Моя изба необычная. В таких избах жили в старину. Собирались красны девицы, добры молодцы. Долгими зимними вечерами они пряли, вязали, вышивали, пели песни, частушки, рассказывали сказки. Так веселее было трудиться, незаметнее проходил вечер, да и работа спорилась.

Вы, ребята, были уже у меня в гостях. Предметы здесь старинные. Сейчас ими почти не пользуются. А во многих домах таких предметов и вовсе нет. Я сейчас проверю ваши знания, сможете ли вы назвать предметы моего обихода. Что это? (Зыбка). В ней спит мой малыш. Кто ему споет песенку? (Малыши поют колыбельную песенку). А это что за предмет? Для чего он нужен? (Коромысло). Расскажите пословицу про водичку.

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы очи блестели,

Чтоб ланиты краснели,

Чтоб уста улыбались,

А зубки не кусались.

У меня в избе появился новый житель. Отгадайте, кто это? (Метод контрольных вопросов). Расскажите потешку про киску. (Дети рассказывают).

А что самое главное в избе? (Печь). Для чего она нужна? (Обед варить, хлеб печь, пироги). Расскажите пословицы о хлебе. (Малыши читают потешку "Сорока, сорока. ").

Угостила бы я вас пирогами, да не успела тесто замесить.

Воспитатель: Малыши сейчас налепят пирогов, а Вы их испечете.

(Дети младшей группы лепят лепешки из пластилина).

Хозяюшка: А мы сядем рядком, да поговорим ладком. Дети, а вы любите сказки? У меня есть красивый сундучок, а в нем лежат предметы, которыми пользовались герои из сказок. Назовите их и сказку, в которой эти предметы встречаются.

1. Скалка - "Лисичка с о скалочкой".

2. Кувшин - "Лиса и журавль".

3. Топор - "Кот, петух и лиса".

4. Молот - "Петушок и бобовое зернышко".

Почти во всех сказках звери трудолюбивые, выполняют разную работу. Какие пословицы о труде вы знаете? (Дети называют).

Воспитатель: А вот и мы с пирогами.

Хозяюшка: Как раз вовремя. Вот я их сейчас в печку поставлю, а потом вас угощу. А сейчас самое время сказку послушать. Рассаживайтесь поудобнее. Сказка "Жихарка". (Показывают дети старшей группы с использованием игрушек из конусов).

Хозяйка: На лесной опушке, в маленькой избушке жили-были кот, петух да маленький человечек - Жихарка.

Кот:

Петушок, наш петушок,

Золотой гребешок,

Маслена головушка,

Шелкова бородушка.

Рано-рано встает,

Красны песенки поет.

Петух:

Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы

Удивительной красы.

Жихарка:

Я веселый человечек,

Не боюсь глубоких речек.

Не боюсь гулять в лесу,

Но боюсь я лишь лису.

Хозяйка: Так они и жили, друг друга хвалили. Кот с петухом на охоту ходили,а Жихарка домовничал: обед варил, стол накрывал.

Кот: Жихарка, мы пошли на охоту, запри за нами дверь.

Жихарка: Ладно, сейчас запру.

Хозяюшка: Но Жихарка забыл запереть дверь, а принялся за дела, обед варить.

Жихарка:

Ай, та-та, та-та, та-та,

Пожалуйте решета,

Мучки посеять,

Пирожков затеять.

А для моих дружков

Напеку блинков.

Ай, та-ту, та-ту, та-ту,

Варю кашу я круту.

Молочка подолью,

Котю с петей накормлю.

(Идет лиса).

Лиса:

Я лисичка, я сестричка,

Я хожу неслышно.

Рано утром по привычке

На охоту вышла.

Нет ни мышки, нет ни птички,

Нет нигде зайчонка.

Прогуляюсь я в деревню

И стащу мальчонка.

Хозяюшка: Подкралась лиса к домику и слушает. А Жихарка обед сварил и стал ложки раскладывать.

Жихарка: Эта простая ложка - котова. Эта простая ложка - петина. А эта - не простая, точеная, ручка золоченая. Никому её не отдам.

Хозяйка: Только хотел её на стол положить, как слышит (Стук в дверь).

Лиса: Кто в этом домике живет?

Жихарка: Ой, лиса идет.

Хозяюшка: Испугался Жихарка. Ложку на пол уронил, под печку залез. А лиса в избу вошла. Гдядит туда - сюда.

Лиса: Где же Жихарка? Куда спрятался? Постой же, ты сам мне скажешь, где сидишь.

Хозяюшка: Подошла лиса к столу, стала ложки перебирать.

Лиса: Эта ложка простая - петина, мне не нужна. Эта ложка простая - котова, мне не нужна. А эта ложка не простая, точеная, ручка золоченая. Эту ложку себе возьму.

Хозяюшка: Жихарка-то и закричал.

Жихарка: Ай, ай! Не бери, тетенька мою ложку.

Лиса: А, вот ты где сидишь.

Хозяюшка: Подбежала лиса к печке, лапу в подпечье запустила, Жихарку вытащила и понесла его к себе домой. Домой прибежала, хочет Жихарку в печке изжарить и съесть. Посадила его на лопатку. А он маленький да удаленький. Ручки, ножки растопырил, в печку не лезет.

Лиса: Ты не так сидишь.

Жихарка: А ты, тетенька, покажи.

Хозяюшка: Лиса сбросила Жихарку, сама на лопатку села, колечком свернулась. А Жихарка не растерялся и быстро засунул лису в печь, заслонкой закрыл и домой побежал. А дома-то что делается! Пришли с охоты кот и петух.

Петух: Ой, что-то дверь открыта.

Кот: Где же Жихарка?

Хозяюшка: Стали они ложки перебирать.

Петух: Эта ложка простая - моя.

Кот: Эта ложка простая - моя. А эта ложечка не простая, точеная, ручка золоченая - Жихаркина.

Хозяюшка: Сели они и заплакали.

Петух: Где же наш малец - удалец?

Хозяйка: А тут и Жихарка прибежал.

Жихарка: А вот и я!

Хозяюшка: Обрадовались кот и петух. Ну, Жихарку обнимать, целовать.

Жихарка: Поделом лисе досталось и хвоста от неё не осталось.

Хозяюшка: Сказке конец, а кто слушал - молодец!

И надо бы каждому молодцу с огорода по огурцу.

Да пока мы сказку слушали,

Огурцы на огороде зайцы скушали.

Вот нам и не досталось.

Понравилась вам сказка? Конец хороший. А хотелось, чтобы было еще лучше? Вот у Жихарки ложка точеная, ручка золоченая, а у котика с петушком ложки простые. Надо им подарить красивые ложки. А что надо сделать, чтобы они были красивые? Правильно, надо их расписать. (Дети старшей группы расписывают ложки, вырезанные из бумаги).

Хозяюшка: Я Хозяюшка добрая да веселая. Со всеми поговорю, кого приласкаю, кого пожалею, над кем подшучу. Всех насмешу.

Егорушка - Егор

Полез через забор,

За гвоздь зацепился.

Висит,голосит:

Снимите с забора

Бедного Егора.

Пошла Маша на базар,

Принесла домой товар:

Родной матушке платок,

Посередочке цветок.

Бабушке - сарафан,

Братику - кафтан,

А себе, молодице,

Белы рукавицы.

Наша Даша пышка,

На улицу вышла.

На лавочку села

И конфетку съела.

Наша Наташа маленькая,

У неё губки аленькие,

Глазки пуговки,

Нос - курнос,

Щечки - яблочки.

У Алеши руки в бок,

Глазки в потолок.

Пошел за порог,

Упал поперек.

Две девчушки увидали

И к Алеше подбежали.

За белые ручки брали

И мальчишку поднимали.

(Старшие дети показывают расписанные ложки).

Хозяюшка: Вот и ложки расписные,

Да красивые какие!

А у меня и пироги готовы.

Не красна изба углами,

А красна пирогами. Угощайтесь, ребятки. (Угощает пирогами. Дети благодарят Хозяюшку, прощаются с ней и уходят).

Публикации по теме:

«В гости к буквам». Конспект интегрированного занятия в старшей группе Тема: «В гости к букве Я». Цель: Закрепить знание знакомых букв, познакомить с буквой «Я», учить находить букву в специально подготовленной.

Конспект занятия по развитию речи «В гости к Незнайке» Муниципальное казенное образовательное учреждение «Детский сад №4» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно.

Конспект открытого занятия в средней группе «В гости к нам пришёл Петрушка» ЦЕЛЬ: развивать у детей музыкальный слух, певческие навыки и творческие способности. ЗАДАЧИ: - учить детей приёмам игры на детских музыкальных.

Конспект занятия для второй младшей группы «В гости к бабушке» Цели и задачи: 1. Развитие игрового поведения, творческого подхода при выполнении задания. 2. Развитие выдержки и внимания, двигательной.

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
  • Игрушки
Автор публикации:
Конспект занятия «В гости к Хозяюшке»
Опубликовано: 23 октября 2020 в 05:27
+161Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 44.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
26 ноября. Международный день сапожника

Очередной тематический день посвящен профессиональному празднику мастеров по пошиву и ремонту обуви. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы вызвать у детей интерес и уважение к...

26 ноября. День льдин на МААМ

26 ноября исполняется 126 лет со дня рождения знаменитого советского полярника Ивана Дмитриевича Папанина. Предлагаем посвятить очередное тематическое занятие этой героической личности, а заодно –...

Стенгазета «Мамы как пуговки: на них всё держится» ко Дню матери
В последнее воскресенье ноября мы будем отмечать тёплый, добрый и трепетный праздник-День матери. Во всех детских садах готовятся к этому празднику, дети...
Положение смотра-конкурса «Новогодняя елочка» в первой младшей группе
1. Общие положения: 1. 1 Настоящее положение определяет порядок проведения конкурса детско-родительских работ в первой младшей группе № 2 МАДОУ «Детский...
Конспект занятия по отрывной аппликации «Московские кремлевские часы»
Манвелова Мария Конспект и фотоотчет к познавательному занятию по аппликации «Московские Кремлевские часы» ( с элементами отрывной аппликации....