Ксения Селиванова
Конспект занятия в хоровом классе в ДМШ «Творческое музицирование в работе с начинающими» с детьми дошкольного отделения
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Помочь детям младшего возраста с помощью творческого музицирования войти в мир музыки, ощутить и пережить ее чувственно. Воспитать интерес, любовь к пению и потребность в музицировании, развить навыки общения и соучастия: контактность, доброжелательность, взаимоуважение. Развитие музыкальных способностей: музыкального слуха, голоса, чувства метроритма.
Задачи урока:
Развитие чувства ритма, музыкальной восприимчивости, эмоциональной отзывчивости на музыку. Умение работать в коллективе. Пение по руке дирижера. Творческое самовыражение посредством музыки.
Методы:
Публикация «Конспект занятия в хоровом классе в ДМШ „Творческое музицирование в работе с начинающими“ с детьми дошкольного отделения» размещена в разделах
Методологической основой урока является синтез методик отечественной и зарубежной педагогики. Использование технологий: Г. А. Струве «Хоровое сольфеджио», Т. Тютюнникова «Элементарное музицирование: музыка, речь, движение», В. В. Емельянов «Фонопедический метод развития голоса», М. Лазарев Оздоровительно-развивающая программа «Здравствуй», Л. Виноградов «Музицирование как деятельность общения».
• Речевое музицирование
• Звукоподражание
• Импровизационное движение
• Психотехнические игры
• Метод игрового обучения
Краткая характеристика хора: В уроке принимает участие группа учащихся дошкольного хора (возраст 4-5 лет). Дети занимаются в классе хорового пения первый год. Занятия проводятся два раза в неделю по 35 минут.
План урока:
• Дыхательная гимнастика. Распевание. Вокально-хоровые упражнения - 8-10 мин. ,
Музыкальная зарядка "Кузнечик"
• Работа над музыкальным произведением: «Лекарство от зевоты», муз. М. Парцхаладзе, слова М. Яснова
• Работа над музыкальным произведением: «Новогодний хоровод», муз. Г. Струве, слова Н. Соловьевой
• «Потанцуй со мной, дружок» немецкая песня-танец, обр. В. Федорова, русский текст Р. Дольниковой
• Подведение итога урока.
Конспект урока
Вступление.
В возрастной период от 4-х до 6-ти лет ребенок испытывает ощущения, которые в дальнейшем послужат основой для более глубоких переживаний (восприятие прекрасного, оценка его). Это предпосылки для развития в дальнейшем музыкальных способностей (например, различение звуковысотных отношений – основа для развития мелодического слуха и способности к восприятию выразительности музыкальных интонаций).
Творческое музицирование мы рассматриваем как синтез музыки, речи и движения на основе импровизационного подхода. Эмоциональное самовыражение через музыку, возможность самому поучаствовать в процессе рождения музыки, необходимы ребенку дошкольного возраста. Именно поэтому дети на занятии проявляют двигательную активность, музыко-пластику, изучают возможности своего голоса, импровизируют.
Известно, что музыка и музыкальная деятельность, где чувства и эмоции составляют главное содержание, особенно привлекательны для детей, поэтому в занятия хоровым искусством необходимо включать творческое музицирование. Педагог, автор программы «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Э. Тютюнникова говорит о том, что «урок творческого музицирования не может быть ничем иным на начальном этапе обучения».
Поддержанию интереса детей способствует общий игровой характер занятия. Это снимает психологические зажимы, дети не испытывают на занятиях дискомфорта, страха. Они естественны, раскованы и искренне увлечены всем происходящим
Ход урока.
1. Организационный момент
2. Распевание
Упражнения распевания:
• Упражнения на дыхание (по А. Стрельниковой)
• Музыкальные игры: А) Приветствие («Музыка, здравствуй!» М. Лазарев, Б) Музыкальная зарядка («Просыпается листва», В) Звукоподражание («Поездка в «Зоопарк»).
• Речевые и музыкально-ритмические игры («На стене часы висели»)
• Логопедическая ритмика, зарядка для язычка
• Вокальные упражнения (упражнение «Дракон» по Огороднову, волшебные гласные («О», «А», «У», «И», «Е» Стимулируют речевое дыхание, внутренние органы, настраивают на занятие, учат правильно формировать гласные (логопедия)
• Элементы хорового сольфеджио Г. Струве (музыкальные ступеньки
- Музыкальная зарядка "Кузнечик", муз. Т. Тютюнниковой, сл. И. Кузнецовой. Дети выполняют движения согласно тексту. В 3-м и следующих куплетах придумывают слова и движения сами дети.
3. Работа над музыкальным произведением: «Лекарство от зевоты», муз. М. Парцхаладзе, слова М. Яснова
Задачи:
Пение в унисон. Импровизированно петь в ансамбле (дуэт, трио). Эмоциональное исполнение песни. Пение legato легким, свободным звуком.
Примерный план работы
Песня «Лекарство от зевоты» несмотря на доступность содержания достаточно сложное для исполнения детьми, которые еще не владеют навыками вокального пения и развитого певческого дыхания. В этом произведении тренируем пение на legato, учимся строить фразу, пропевать гласные.
• Исполняем 1-й куплет произведения с сопровождением.
• Пение на слог «Ле»
• Работа с солистами
• Эмоциональное исполнение всего произведения
4. Работа над музыкальным произведением: «Новогодний хоровод», муз. Г. Струве, слова Н. Соловьевой
Задачи:
Научиться петь в форме музыкального эхо. Пение интонационных скачков на большие интервалы. Выполнять движения под музыку.
• Игра «музыкальное эхо»
• Работа над артикуляцией
• Работа над интонацией
• Исполнение произведения целиком
5. «Потанцуй со мной, дружок» немецкая песня-танец, обр. В. Федорова, русский текст Р. Дольниковой
Задачи:
Эмоциональная и двигательная разрядка, снятие двигательных и певческих зажимов. Научиться выполнять движения в паре, самоконтроль, творческое музицирование.
• Расстановка детей по парам
• Эмоциональный настрой
• Исполнение песни с движениями
6. Заключение. Прощание.
В связи с тем, что содержание занятий с детьми дошкольного возраста зависит еще от многих внешних факторов (плохое настроение, погода, здоровье учащихся и т. д., в процессе этапы занятия могут меняться, варьироваться, дополняться.