Получи документы

Конспект занятия в подготовительно группе по теме «Карельская изба»

Мария Ланковская
Конспект занятия в подготовительно группе по теме «Карельская изба»

МДОУ «Детский сад № 2» "Солнышко" г. Петрозаводск

Конспект занятия в подготовительно группе по теме «Карельская изба»

Воспитатель: Евдокимова М. С.

Возрастная группа : подготовительная

Программное содержание:

· Продолжать знакомить дошкольников с устройством карельского дома, предметами быта карельской семьи.

· Учить устанавливать взаимосвязь между условиями жизни и быта Карельского народа.

Публикация «Конспект занятия в подготовительно группе по теме „Карельская изба“» размещена в разделах

· Обогащать представления детей о прошлом быта и традициям Карелии.

· Воспитывать интерес к предметам старины и традициям карельского народа.

Предварительная работа:

· Разучивание карельских подвижных игр, разучивание песен и карельских частушек;

· Чтение карельских сказок, заучивание пословиц и поговорок.

Ход занятия : Дети сидят полукругом на стульчиках.

Воспитатель встречает детей в карельском костюме и здоровается на карельском языке.

Воспитатель: тэрвэ

Дети хором: тэрвэ

Воспитатель: дети, обратите внимание на мой костюм. Что вы можете о нем сказать?

Дети: это костюм карельской рукава женщины, на нем изображен карельский узор, сарафан, у рубахи длинные рукава с узором.

Воспитатель: а чего же не хватает в моем образе?

Дети: головного убора.

Воспитатель: верно! Ребята, я очень расстроилась, когда не смогла определиться с выбором, какой же головной убор подойдет к моему костюму, но я уверена, что вы мне сможете помочь, верно? Дети: мы с удовольствием вам поможем.

Воспитатель: для этого мы должны посетить карельскую избу, ведь именно там мы сможем подобрать мне карельский головной убор. Готовы? Дети: да

Воспитатель: вокруг себя повернись и в карельской избе окажись.

Дети: крутятся вокруг себя с закрытыми глазами, оказываются в карельской избе.

Воспитатель включает на экране фотографию карельской избы.

Дети внимательно рассматривают карельскую избу.

Воспитатель: ребята, вы же знаете, что много лет назад, люди жили в домах, которые назывались…

Дети: избами.

Воспитатель: раньше не было многоэтажных домов, и у каждой семьи была своя изба. Это был деревянный дом, срубленный из бревен.

Карельские избы рубились их круглых бревен и украшались резными балками. Жилища возводились возле озёр или рек, но не возле дороги. Перед домом нет крыльца - оно спрятано под крышей или вовсе является частью дома. Подобное решение позволяло уберечь лестницу от воздействия атмосферных осадков, продлевая срок её службы. В «классической» избе внутри дома гостей встречали три двери: одна вела в хлев, вторая - в кладовую, а третья - в само жилище. Перед тем как войти внутрь, необходимо было преодолеть довольно высокий порог, причем на него нельзя было наступать. Впрочем, не только наступать, но и сидеть, здороваться или передавать через него что-либо. Считалось, что порог удерживает за дверью нечистые силы, порчу и сглаз. Жителей других регионов часто удивляют низкие дверные проёмы и маленькие двери карельских изб. Стол в карельской избе не отличался от русского по форме, но вести себя за ним нужно было несколько иначе. Кто помнит главные правила поведения за столом в карельской избе?

Дети: К столу и ко всему, что на нём находилось, следовало относиться с уважением. За ним можно было либо обсуждать что-нибудь важное, либо кушать, а вот ругаться или бить кулаком по столешнице строго запрещалось. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога.

Воспитатель: хвалит детей. Ребята, а сейчас несколько ребят, которые подготовили для нас частушки, споют их нам, а мы будем поддерживать ребят.

Дети: рассказывают частушки.

Постойте-ка, подружки

Споемте-ка частушки.

Расскажем-ка народу,

Как в Карелии живем.

Разрешите-ка, товарищи

Частушки для вас спеть, Если в чем-то ошибусь, Не судите строго.

Вечером кура кудахчет,

Утром петух поёт,

Увели у меня барашка

Еще ль и мужа уведут.

В висячей лампе огонь горит

Пословица тлеет.

Садитесь, девушки, за стол,

Женихи уже едут.

Чего, маманьке, не жить:

Вышла замуж за отца.

Не так как я, бедняжка,

За чужого молодца.

Воспитатель: дети, а теперь посмотрите на нашу избу внимательно, какие предметы этого дома нам уже знакомы?

Дети: большая печь, которая кормит и лечит людей. Прялка, самовар, стол, полки, глиняная посуда.

Воспитатель: а теперь давайте подробно рассмотрим детали дома

Слайд 2: частым элементом карельской архитектуры было высокое крыльцо с резными столбиками.

Слайд 3: печь, размещавшаяся справа или слева от входа в избу, была связана с представлениями о счастливой жизни в доме. Она символизировала домашний очаг, к ней относились как к живому, одушевленному существу. Первую ночь в доме на печной лежанке спали только старик или ребенок, которые должны были увидеть вещий сон. К печи обращались в самые ответственные минуты жизни – при рождении ребенка, сватовстве, похоронах.

Слайд 4: стол являлся центром избы, его ставили у среднего окна с занавеской, во время свадеб подвигали к иконам. Он делил избу на две части, обозначая половины дома – мужскую и женскую. Сакральное, священное отношение к столу сохранялось в избе всегда.

Слайд 5: Традиционность выражается в наличии в карельском доме–комплексе избы – четырех стенок с тремя окнами по главному фасаду и с

тремя или четырьмя окнами по двум боковым сторонам (обычно одно окно на стене, к которой примыкает печь и 2 или 3 окна на противоположной стене).

Воспитатель: ребята, а женщины использовали прялку круглый год?

Дети: нет, только тогда, когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи.

Воспитатель: верно. А теперь я вам буду загадывать загадки, а вы внимательно их слушайте, кто знает ответ, тот поднимает руку. (Слайд 6)

Стоит изба из кирпича, То холодна, то горяча. (Печь).

Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

Людям отдает,

А сам на отдых идет.

(Ухват.)

Черный конь

Скачет в огонь.

(Кочерга.)

В лесу родился,

В руках крестился,

На ногах умер.

(Лапоть.)

Дети: отгадывают загадки.

Воспитатель: ребята, вы отгадали все загадки. Но я, почему-то, не вижу в этой избе шкафа для вещей.

Дети: в карельских избах не было шкафов.

Воспитатель: А где же они хранили вещи?

Дети: в сундуках.

Воспитатель: и головные уборы они тоже хранили в сундуках?

Дети: да.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на слайд, перед вами 5 сундуков, какой же был в карельских избах?

Дети: отгадывают сундук и объясняют, почему именно этот. Он деревянный, большой, с узором, стоит на полу.

Воспитатель нажимает на изображение правильного сундука, и он открывается.

Воспитатель: Ребята, а теперь перед нами сложное задание, выбрать мне карельский головной убор.

Дети выбирают головной убор.

Воспитатель: верно! Именно этот головной убор и является карельским. Воспитатель достает головной убор и надевает его.

Воспитатель :дети, вы сегодня очень старались, и теперь я предлагаю вам попить чай с карельской выпечкой, кто догадается, с какой?

Дети: с калитками.

Воспитатель: правильно. Приглашаю вас к столу.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Игрушки»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Игрушки» Обучающие задачи: расширять знания детей по теме «Игрушки»; развивать речевой слух, формировать развитие элементарных.

Конспект занятия «Хлеб в обрядах и традициях русского народа» в мини-музее «Русская изба» Конспект занятия в мини–музее «Русская изба» «Хлеб в обрядах и традициях русского народа». Цель: Ознакомление детей с обрядами и традициями,.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме «Путешествие в мир профессий».Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме «Путешествие в мир профессий». Конспект интегрированного занятия по образовательным областям «Развитие речи и культура речевого общения», «Ребенок и общество», «Искусство».

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе по теме «Друзья»Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе по теме «Друзья» .

Конспект занятия в старшей группе по теме «Моя семья» ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:.

Конспект занятия в старшей группе по теме «Транспорт. ПДД. Транспортные профессии» ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по теме «Насекомые»Конспект занятия по развитию речи в средней группе по теме «Насекомые» Фронтальное занятие в средней группе. Тема:" Насекомые" Цель:1. Работать над просодической стороной речи: дыханием, ритмом речи. 2. Работать.

Конспект занятия по теме «Беларусь — наша Родина» в старшей группеКонспект занятия по теме «Беларусь — наша Родина» в старшей группе Ежегодно 3 июля в нашей стране празднуется День Независимости Республики Беларусь. К этому самому главному празднику нашей страны было.

Конспект занятия в младшей группе по теме «Птицы» Образовательная область: «Речевое развитие» Задачи: 1. Продолжать знакомить детей с домашними птицами и птицами живущих по соседству, особенностями.

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе по теме «Моя страна» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительно группе по теме «Карельская изба»
Опубликовано: 16 октября 2020 в 15:22
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД