Алена Росина
Конспект занятия в подготовительной группе «Хлеб — всему голова!»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные:
-обобщить и уточнить сведения детей о хлебе;
-формировать представления о выращивании хлеба от зерна до колоска;
- обобщить знания о специальностях людей;
-дать понять, что хлеб - это итог работы многих людей.
-увеличить словарь детей: хлебороб жатва элеватор
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Хлеб — всему голова!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
- совершенствовать речь, мыслительную деятельность, мелкую моторику, навык самостоятельной работы, расширять и активизировать словарь, удерживать прирожденный энтузиазм и любознательность детей, выдумку и инициативу.
Демонстрационный материал: колосья зерновых культур, мука разных сортов, каравай, экспонаты хлебобулочных изделий, мяч, иллюстрации по теме, белый и ржаной хлеб.
Ход НОД:
Воспитатель:
Ребята послушайте загадку :
Рос сперва на воле, в поле,
Летом расцветал и колосился,
А когда обмолотился
Он в семечко недуманно-негаданно превратился,
Из зерна в муку и тесто,
В магазине занял место!
Что это? (Хлеб)
Воспитатель: Правильно хлеб, вот о нем мы незамедлительно и поговорим.
Хлеб издревле символизирует общенародное благополучие, довольство. Его употребляют все народы мира. Представить нашу жизнь без хлеба, без вкусной мягкой булки на столе просто невозможно.
А вспомните, как вкусен гороховый суп, когда в него мы кладём гренки?
В: Но теперь, ребята я вас приглашаю в наш магазин. (что мы видим на прилавке этого магазина – ватрушки, плюшки, батоны, крендельки, хлеб…
В. Как вы думаете, как называется магазин в котором продается хлеб?
В:. А теперь давайте побеседуем о том как очутился хлеб на прилавке.
Воспитатель демонстрирует картину «Поле для пахоты».
В: Дети, что вы видите на картине? (поле, земля, пашня)
В: Правильно – это только возникновение пути хлеба. А что надо сотворить с этой землёй и почему? (Для начала надо подготовить землю, она слежалась, в ней нет доступа к воздуху, а воздух необходим всем для дыхания. Чтобы достичь желаемого результата, землю надо вспахать, дабы она ожила.)
В: Хорошо. Сейчас я вам зачитаю очередную загадку.
«Овсом не кормят,
Бичом не гонят,
Как пашет,
Пять плугов тащит» (трактор)
Картинка «Трактор вспахивает землю».
В: Молодцы, а как называется профессия человека который управляет трактором?
В:Правильно, теперь, когда земля подготовлена, завязывается посев.
- Ребята, как узнать, что урожай созрел?
- Колоски желтые, золотые, усатые.
Но вот семена созрели, колоски пожелтели. Наступила минута их косить. Завязывается жатва. (спросить нескольких детей).
Гимнастика «Из зёрнышка – колосок»
Детки совместно с воспитателем выходят на середину группы, встают в круг, говорят слова:
Мы маленькие зёрнышки абсолютно не заметно нас (присели, сжались в комочек, закрыли голову руками)
А я буду ухаживать и разбужу всех вас (гладит детей по головке, телу, рукам)
Детки – зё рнышки приговаривают:
И зёрнышко растёт, растёт
превращаясь в стебелёк, а потом и колосок.
Поспел урожай. Приезжай, собирай!
В: И на полянку выходят другие машины
А кто будет прибирать урожай.
Узнаем из загадки.
«Он идёт волну сечёт
Из трубы зерно течёт»
Что это за машина? (комбайн)
Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера.
В: А кто такой комбайнер?
В: Хоть и собрано зерно, да не хлеб ещё оно; куда потом повезут это зерно?
О. Д. (на элеватор.)
В: А что это?
О. Д. (помещение, где сортируют и хранят зерно) На мольберте иллюстрация (элеватор)
Воспитатель:
В: С элеватора, куда зерно повезут?
О. Т. (На мельницу. Мукомольный завод.)
В: Здесь такое с ним творится.
Сейчас опять зачитаю вам загадку.
«В оборот зерно берут.
В порошок его сотрут
Что это за порошок?» (мука)
В: А на мельнице кто работает?” (мельник)
Упражнение «Мукомол»
Дети встают в круг.
Мукомол, мукомол ты нам зерна молол (круговые движения перед собой).
А теперь из муки все что хочешь пеки (сыплют руками муку сверху)
Мишке – пышки, зайке – сайки (показывают руками пышные булки).
Для ежа отличные бублики пшеничные (показываем пальчиками бублики).
Всех порадовали нас, веселимся мы сейчас (хлопаем в ладоши).
В: Ребята, давайте посмотрим, какая мука.
Дети вместе с воспитателем подходят к столу, где стоят тарелки с разной мукой. Дети рассматривают муку, определяют, что она разного цвета, высказывают свои предположения из какого зерна, называют пшеничная, и ржаная.
- Какая мука получится из пшеницы, а какая изо ржи? ( Ответы: из пшеницы – пшеничная мука, белая; а изо ржи – ржаная мука, темная.)
Воспитатель: Мы с вами поиграли, намололи муки. Что же происходит дальше?
В: А вот дальше муку везут в пекарню. Кто работает в пекарне? (пекари) На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. и пекут хлеб – хлебобулочные изделия”.
А потом на специальных машинах везут его в магазин.
Воспитатель:
Хотите поиграть в интересную игру? Вы должны быть очень внимательны. Я буду читать вам стихотворение. Если вы услышите название продукта, который делают из муки, хлопайте в ладошки, если же он не из муки нет. Готовы? Начинаем!
В булочной у нас баранки,
Булки, бублики, буханки.
Пирожки, батоны, плюшки,
И плетенки и ватрушки,
Курабье, бисквит, печенье,
Бутерброды, чай с вареньем.
Много пряников, конфет,
Пастила есть и щербет,
И пирог с начинкой сладкой,
И полено, и помадка…
Называйте, не стесняйтесь.
Выбирайте, угощайтесь! Присаживайтесь
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Какой?»
А теперь скажите про хлеб, как можно больше красивых слов. Какой хлеб?
(Пшеничный, мягкий, полезный, душистый, ароматный, пропеченный, ржаной, вкусный, пышный, пахучий, аппетитный, сухой, свежий, хрустящий, поджаристый, поджаренный, черствый.)
Воспитатель: Хлеб является основным продуктом питания. А как же необходимо обращаться с хлебом?
Ребята, послушайте стихотворение С. Михалкова «Булка»
Ребенок:
Три паренька по переулку
Играли, будто бы в футбол,
Туда – сюда гоняли булку,
И забивали ею гол.
Шёл мимо незнакомый дядя
Остановился и вздохнул.
И на ребят совсем не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с неё сдувал.
И вдруг, спокойно и открыто
При всех её поцеловал.
«Вы кто такой?» - спросили дети,
Забыв на время про футбол
«Я пекарь» - человек ответил
И с булкой медленно ушёл.
И это словно пахло хлебом,
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Поля пшеницы золотой.
Воспитатель: Как вы думаете, хорошо ли поступили мальчики? (Ответы детей)
Воспитатель: Почему незнакомый прохожий поднял и поцеловал булку? (Ответы)
Сколько людей разных профессий трудятся над тем, чтобы хлеб к нам пришел на стол!
Необходимо всегда всем помнить, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей. Труд хлебороба тяжелый и длительный труд. Учитесь ценить труд других.
Воспитатель: Сегодня в магазине можно купить хлеба сколько хочешь. Но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб. Ведь он прошел долгий путь, прежде, чем появился на полке в магазине. Хлеб – наш достаток и богатство. Берегите хлеб!
Вы на занятии были очень внимательны и активны. Много знаете пословиц и поговорок о хлебе.
Хлеборобы испекли и прислали нам чудесный каравай в благодарность за ваши знаниях о хлебе.