Дяговец Ольга Анатольевна
Конспект занятия в подготовительной группе (познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование) «Вулканы»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
образовательные задачи:
познакомить детей с причиной извержения вулканов;
обобщить и систематизировать знания, формировать представления о неразрывной связи человека с природой;
развивающие задачи:
развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов; развивать аккуратность, взаимопомощь;
поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;
воспитательные задачи:
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе (познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование) „Вулканы“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
воспитывать гуманное отношение ко всему живому,
учить правильному поведению в природной среде,
закладывать основы экологической культуры личности.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с горными ландшафтами, изготовление макета горы, вулкана в разрезе. Чтение легенды о боге Вулкане («Почемучка», стр. 36) Чтение энциклопедии «Я познаю мир» («Природные катастрофы», стр. 68-71; «Чудеса природы», стр. 243-250). Разучивание загадок о горах.
Материал к занятию : иллюстрации с изображением гор, для опыта «Извержение» : бутылка из-под газировки, глубокий таз, земля, столовая ложка питьевой соды, чашка (250 мл) уксуса, красный пищевой краситель, пена для ванной, земля в разрезе (макет и рисунок, рисунки вулканов, макет горы.
Ход ООД
Воспитатель: Посмотрите, ребята, что я вам подготовила сегодня. Взгляните, какая красота, как много иллюстраций! А кто может сказать, что объединяет все эти иллюстрации?
Дети: На них изображены горы.
Воспитатель: А как вы думаете, ребята, как появляются горы?
Дети: От землетрясений.
Воспитатель: Действительно, причиной всему – земная кора. Она никогда не бывает в покое: то вздрагивает, растрескивается, то опускается, то собирается складками. Сейчас мы с вами посмотрим, как это происходит.
Опыт № 1.
Воспитатель (раздаёт детям салфетки) : Представим себе, что салфетка - это земная кора, а руки – сила, и вот под этой силой «земная кора» приходит в движение, Возьмите салфетки и прикройте ими ладонь. Теперь пошевелите под салфеткой пальцами, а потом сожмите их. Что происходит?
Дети: Получаются складки.
Воспитатель: Наша «земная кора» пришла в движение: Земля будет морщиться, горбиться, прямо на глазах начнут расти горы, а между ними образуются глубокие ущелья. Такое примерно происходит и в природе, только, конечно, не так быстро. Уберите салфетки, они нам больше не нужны. Иногда горы возникают в результате «работы» вулканов. Что происходит при извержении вулкана? Когда происходит извержение вулкана, из его жерла бьет фонтан вместе с магмой, которая где находится? (сопровождается показом иллюстраций).
Дети: Под землей, под земной корой.
Воспитатель: Да, под земной корой, вверх устремляются камни, пепел, грязь. Потом это все падает обратно на землю, лава застывает, и постепенно в этом месте образуется небольшая гора – холм. С каждым новым извержением холм растет, становится выше, выше – вырастает гора. Есть обычные горы, а есть вулканические. Их узнаешь сразу: они похожи на огромные пирамиды со «срезанной» верхушкой. Вот так образуются горы. Как называются горы, извергающие огонь или огнедышащие горы?
Дети: Вулканы.
Воспитатель: Время от времени из кратера на вершине вулкана вырывается дым, пепел, пар и раскаленная, расплавленная лава – горная порода, которая стекает по склону горы. Есть ученые, которые специально изучают вулканы. Они не страшатся грохота огненного столба, вырывающегося из вершины, а бесстрашно, во имя науки, взбираются по склону. Одеты они в специальные защитные костюмы, на ногах – ботинки на толстой подошве. Без таких защитных костюмов и обуви к вулкану просто не приблизиться – невыносимо жарко. Таких людей называют вулканологами. Как называют людей, изучающих вулканы?
Дети: Вулканологами.
Воспитатель: Вулканы красивые и в тоже время очень загадочные явления. Хочу предложить вам посмотреть небольшой фильм, в котором вы познакомитесь с легендой о вулкане (просмотр видеоролика). Давайте, рассмотрим макет вулкана. Это кратер вулкана. Кратер – огромная чаша с крутыми склонами, убегающими вниз, естественная дыра. Как она называется?
Дети: Жерло.
Воспитатель: Жерло уходит в недра планеты. Раскаленная горная порода поднимается по жерлу вулкана и через кратер выбрасывается наружу, а затем стекает вниз по земле, где застывает и превращается в камни. А как вы думаете, почему ученые не могут подождать, пока пройдет опасность? Неужели нельзя отложить на время работу? Оказывается, нельзя. Для того, чтобы лучше изучить вулкан, нужно всё видеть своими глазами с близкого расстояния. А какие вулканы вы еще знаете?
Дети: Гейзеры (иллюстрации).
Воспитатель: Конечно, никому из нас не доводилось наблюдать извержение вулкана с близкого расстояния, разве что по телевизору. А мы попробуем сделать своё извержение. Итак, мы превращаемся в ученых по вулканам.
Опыт № 2.
Воспитатель: Подойдите все сюда. Видите, я подготовила вот такой вулкан. Точнее не вулкан, а его подобие, гора с кратером в середине. Сейчас мы с вами увидим, как происходит извержение вулкана. Рассмотрим вещества, с которыми мы будем проводить научное исследование: сода, красная краска, средство для мытья посуды, и, внимание! бутылочка с особым значком – это уксус. Самому пользоваться уксусом нельзя, его наливать можно только взрослому. Помещаем в жерло вулкана 3 чайных ложки соды из сосуда, 1 чайную ложку моющей жидкости, 1 ложечку красной краски. Посмотрите, что происходит (наблюдаем “извержение “ вулкана). Отгадайте загадку:
С горы спускается поток.
Он очень грозен и жесток.
К нему боятся подойти,
он все сметает на пути.
Он так горяч и цветом красен,
и для живого он опасен.
Себе сыскал дурную славу.
Поток такой зовется. (лавой).
Воспитатель: Я знаю, что вы любознательные ребята. У меня для вас сюрприз – вот эта коробка, а что находится в коробке - вы узнаете, если отгадаете мою загадку:
Он может быть мелкий – в ладошке лежать,
Тяжелый, большой, одному не поднять,
В пыли на дороге ненужным лежать
Кто может предмет по приметам узнать? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно – это камни. Они бывают разные (рассказ сопровождается показом камней разного вида и происхождения). Гранит, мрамор используются в строительстве, есть драгоценные камни: из них делают украшения, поделки из камней. А вот очень необычный камень. Рассмотрите его внимательно. У этого камня много дырочек. Он называется пемза. Образуется пемза так: лава поднимается по жерлу вулкана и через кратер выбрасывается наружу, а затем стекает вниз по земле, где застывает и превращается в камни.
Вот и закончилась наша работа в научной лаборатории. Мы с вами продолжим и дальше проводить различные эксперименты, чтобы лучше узнать окружающий мир. А теперь скажите, ребята:
Как появляются горы?
Что такое вулкан?
Как называют людей, изучающих вулканы?
Раскаленная горная порода это?.
Что такое пемза и как она образуется?
(В конце занятия дети раскрашивают вулканы).