Приложение МААМ

Конспект занятия в подготовительной группе (познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование) «Вулканы»

Дяговец Ольга Анатольевна
Конспект занятия в подготовительной группе (познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование) «Вулканы»
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание:

образовательные задачи:

познакомить детей с причиной извержения вулканов;

обобщить и систематизировать знания, формировать представления о неразрывной связи человека с природой;

развивающие задачи:

развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов; развивать аккуратность, взаимопомощь;

поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;

воспитательные задачи:

Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе (познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование) „Вулканы“» размещена в разделах

воспитывать гуманное отношение ко всему живому,

учить правильному поведению в природной среде,

закладывать основы экологической культуры личности.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с горными ландшафтами, изготовление макета горы, вулкана в разрезе. Чтение легенды о боге Вулкане («Почемучка», стр. 36) Чтение энциклопедии «Я познаю мир» («Природные катастрофы», стр. 68-71; «Чудеса природы», стр. 243-250). Разучивание загадок о горах.

Материал к занятию : иллюстрации с изображением гор, для опыта «Извержение» : бутылка из-под газировки, глубокий таз, земля, столовая ложка питьевой соды, чашка (250 мл) уксуса, красный пищевой краситель, пена для ванной, земля в разрезе (макет и рисунок, рисунки вулканов, макет горы.

Ход ООД

Воспитатель: Посмотрите, ребята, что я вам подготовила сегодня. Взгляните, какая красота, как много иллюстраций! А кто может сказать, что объединяет все эти иллюстрации?

Дети: На них изображены горы.

Воспитатель: А как вы думаете, ребята, как появляются горы?

Дети: От землетрясений.

Воспитатель: Действительно, причиной всему – земная кора. Она никогда не бывает в покое: то вздрагивает, растрескивается, то опускается, то собирается складками. Сейчас мы с вами посмотрим, как это происходит.

Опыт № 1.

Воспитатель (раздаёт детям салфетки) : Представим себе, что салфетка - это земная кора, а руки – сила, и вот под этой силой «земная кора» приходит в движение, Возьмите салфетки и прикройте ими ладонь. Теперь пошевелите под салфеткой пальцами, а потом сожмите их. Что происходит?

Дети: Получаются складки.

Воспитатель: Наша «земная кора» пришла в движение: Земля будет морщиться, горбиться, прямо на глазах начнут расти горы, а между ними образуются глубокие ущелья. Такое примерно происходит и в природе, только, конечно, не так быстро. Уберите салфетки, они нам больше не нужны. Иногда горы возникают в результате «работы» вулканов. Что происходит при извержении вулкана? Когда происходит извержение вулкана, из его жерла бьет фонтан вместе с магмой, которая где находится? (сопровождается показом иллюстраций).

Дети: Под землей, под земной корой.

Воспитатель: Да, под земной корой, вверх устремляются камни, пепел, грязь. Потом это все падает обратно на землю, лава застывает, и постепенно в этом месте образуется небольшая гора – холм. С каждым новым извержением холм растет, становится выше, выше – вырастает гора. Есть обычные горы, а есть вулканические. Их узнаешь сразу: они похожи на огромные пирамиды со «срезанной» верхушкой. Вот так образуются горы. Как называются горы, извергающие огонь или огнедышащие горы?

Дети: Вулканы.

Воспитатель: Время от времени из кратера на вершине вулкана вырывается дым, пепел, пар и раскаленная, расплавленная лава – горная порода, которая стекает по склону горы. Есть ученые, которые специально изучают вулканы. Они не страшатся грохота огненного столба, вырывающегося из вершины, а бесстрашно, во имя науки, взбираются по склону. Одеты они в специальные защитные костюмы, на ногах – ботинки на толстой подошве. Без таких защитных костюмов и обуви к вулкану просто не приблизиться – невыносимо жарко. Таких людей называют вулканологами. Как называют людей, изучающих вулканы?

Дети: Вулканологами.

Воспитатель: Вулканы красивые и в тоже время очень загадочные явления. Хочу предложить вам посмотреть небольшой фильм, в котором вы познакомитесь с легендой о вулкане (просмотр видеоролика). Давайте, рассмотрим макет вулкана. Это кратер вулкана. Кратер – огромная чаша с крутыми склонами, убегающими вниз, естественная дыра. Как она называется?

Дети: Жерло.

Воспитатель: Жерло уходит в недра планеты. Раскаленная горная порода поднимается по жерлу вулкана и через кратер выбрасывается наружу, а затем стекает вниз по земле, где застывает и превращается в камни. А как вы думаете, почему ученые не могут подождать, пока пройдет опасность? Неужели нельзя отложить на время работу? Оказывается, нельзя. Для того, чтобы лучше изучить вулкан, нужно всё видеть своими глазами с близкого расстояния. А какие вулканы вы еще знаете?

Дети: Гейзеры (иллюстрации).

Воспитатель: Конечно, никому из нас не доводилось наблюдать извержение вулкана с близкого расстояния, разве что по телевизору. А мы попробуем сделать своё извержение. Итак, мы превращаемся в ученых по вулканам.

Опыт № 2.

Воспитатель: Подойдите все сюда. Видите, я подготовила вот такой вулкан. Точнее не вулкан, а его подобие, гора с кратером в середине. Сейчас мы с вами увидим, как происходит извержение вулкана. Рассмотрим вещества, с которыми мы будем проводить научное исследование: сода, красная краска, средство для мытья посуды, и, внимание! бутылочка с особым значком – это уксус. Самому пользоваться уксусом нельзя, его наливать можно только взрослому. Помещаем в жерло вулкана 3 чайных ложки соды из сосуда, 1 чайную ложку моющей жидкости, 1 ложечку красной краски. Посмотрите, что происходит (наблюдаем “извержение “ вулкана). Отгадайте загадку:

С горы спускается поток.

Он очень грозен и жесток.

К нему боятся подойти,

он все сметает на пути.

Он так горяч и цветом красен,

и для живого он опасен.

Себе сыскал дурную славу.

Поток такой зовется. (лавой).

Воспитатель: Я знаю, что вы любознательные ребята. У меня для вас сюрприз – вот эта коробка, а что находится в коробке - вы узнаете, если отгадаете мою загадку:

Он может быть мелкий – в ладошке лежать,

Тяжелый, большой, одному не поднять,

В пыли на дороге ненужным лежать

Кто может предмет по приметам узнать? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно – это камни. Они бывают разные (рассказ сопровождается показом камней разного вида и происхождения). Гранит, мрамор используются в строительстве, есть драгоценные камни: из них делают украшения, поделки из камней. А вот очень необычный камень. Рассмотрите его внимательно. У этого камня много дырочек. Он называется пемза. Образуется пемза так: лава поднимается по жерлу вулкана и через кратер выбрасывается наружу, а затем стекает вниз по земле, где застывает и превращается в камни.

Вот и закончилась наша работа в научной лаборатории. Мы с вами продолжим и дальше проводить различные эксперименты, чтобы лучше узнать окружающий мир. А теперь скажите, ребята:

Как появляются горы?

Что такое вулкан?

Как называют людей, изучающих вулканы?

Раскаленная горная порода это?.

Что такое пемза и как она образуется?

(В конце занятия дети раскрашивают вулканы).

Публикации по теме:

Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе «Выращивание кристаллов соли»Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе «Выращивание кристаллов соли» Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе (декабрь 2020)Тема: «Выращивание кристаллов соли» Введение Кристаллы.

Фотоотчет «Почему Дед Мороз не снимает шубу» (познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе)Фотоотчет «Почему Дед Мороз не снимает шубу» (познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе) Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами предметов. Задачи: Образовательные: - формировать умения.

«Лёд, вода, пар». Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе Цель: закрепление представлений об агрегатных состояниях воды. Задачи: 1. Способствовать усвоению значений символов льда, воды и пара,.

Конспект ООД «Познавательно-исследовательская деятельность детей в старшей группе» Программное содержание: Формировать представление детей об окружающей действительности Цель: Доставить детям радость и удовольствие от проведенных.

Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Вулканы»Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Вулканы» Тема: ВУЛКАНЫ. Цель: Создание благоприятных условий для использования разнообразных видов деятельности, их интеграции в целях повышения.

Конспект занятия «Чудесная вода». Познавательно-исследовательская деятельность в средней группеКонспект занятия «Чудесная вода». Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе Цель: Способствовать обобщению представлений детей о свойствах воды. Задачи: -Развивать внимание и наглядно-действенное мышление. -Воспитывать.

Перспективное планирование «Познавательно-исследовательская деятельность» в подготовительной группеПерспективное планирование «Познавательно-исследовательская деятельность» в подготовительной группе «Экскурсия в детскую лабораторию» Уточнить представление о том, кто такие ученые, познакомить с понятием «наука», «гипотеза», о способе.

Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе «Жидкие и сыпучие вещества»Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе «Жидкие и сыпучие вещества» Тема: «Жидкие и сыпучие вещества» Вид занятия: Познавательно-исследовательская деятельность. Цель: Создать условия для овладения детьми.

Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе «Маленькие волшебники» Цель: развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и уметь делать выводы. Задачи:.

Этот удивительный зрачок (познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе)Этот удивительный зрачок (познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе) Цель: показать, что зрачок глаза меняет свой размер в зависимости от освещения. Ход экспериментирования: Ребята, покажите где находится.

Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной группе (познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование) «Вулканы»
Опубликовано: 16 февраля 2023 в 11:37
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия в подготовительной группе (познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование) «Вулканы»» (включая файлы) размещена пользователем Дяговец Ольга Анатольевна (УИ 3177213) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД