Таисия Кононенко
Конспект занятия в подготовительной группе «Экспериментирование с воздухом»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Задачи:
Образовательные:
- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха;
- расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Экспериментирование с воздухом“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
- познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к исследовательской деятельности;
- воспитывать культуру общения.
Предварительная работа: Беседа о воздухе, его пользе для человека, наблюдение за ветром. Беседа: «Чистый воздух»; «Для чего нужен воздух и кому». Загадки про явления природы
Виды деятельности: Игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная.
Методы:
Наглядный (показ способов действий).
Словесный (беседа, обсуждение, диалог, пояснение).
Игровой (включение и использование игры, сюрпризный момент).
Практический (экспериментирование)
Оборудование: коробки, коктейльные трубочки, пакеты, воздушный шар. Острые палочки, стаканчики, бутылка с водой, овощи, фрукты, кисти, краски, листы бумаги.
Ход НОД
Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей).
Воспитатель: Давайте теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом.
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
Гость: «Ребята, когда мы к вам шли в гости, заметили шар. Возьмите его, я не знаю, что с ним делать? А вы, я думаю найдете ему применение».
Воспитатель: Спасибо. Ребята, а давайте с ним поиграем. (Да)
Скажите мне, пожалуйста, какой шар? (Воздушный).
А почему он так называется? А кому нужен воздух?
Вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить?
Будем не только говорить, но и исследовать его.
Воспитатель: Мы с вами превратились в ученых. А как называется помещение, где работают ученые? (Лаборатория)
Правильно, но нужно вспомнить, что в лаборатории требуется соблюдать правила. Давайте вспомним. (Повторение правил-тишина, аккуратность, внимательность.)
Посмотрите сюда. Здесь наша лаборатория. (Стол с вывеской «Лаборатория», на котором стоят коробки с необходимыми инструментами для исследовательской деятельности.)
Воспитатель: что мы здесь видим? (коробки с материалами)
Давайте возьмем коробку под номером 1 и посмотрим, что же там?
(Дети вместе с воспитателем достают коробку).
Здесь у нас целлофановые пакеты. Разбирайте их.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, где находится воздух?
Дети: повсюду; вокруг нас.
Воспитатель: как можно поймать воздух? Подумайте. (ответы детей)
Эксперимент №1 «Ловим воздух»
Воспитатель: Попробуйте пакетом поймать воздух. Получается? Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?
А в коробке еще что-то (Острые палочки)
Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Воспитатель: Давайте сделаем вывод. Воздух можно почувствовать.
А вы знаете, что воздух можно не только почувствовать, но и увидеть? Хотите узнать ка это можно сделать? (Да).
Для этого нам понадобится коробка с номером 2. Что мы здесь видим? (трубочки, стаканчики и бутылка с водой)
Эксперимент №2 «Как увидеть воздух?»
Воспитатель: нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть. (воздух, находящийся вокруг нас, вдыхаем носом, а выдыхаем в трубочку)
Что вы увидели? (Пузырьки воздуха)
Давайте в этом эксперименте сделаем вывод. Когда мы выдыхаем воздух, то видим пузырьки в воде. Вот так мы его видим.
Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, что у ученых есть такое слово «Кофе-пауза»?
Оно означает, что нужно отдохнуть немного. Вот и я вам, обязательно рекомендую отдохнуть. А как мы отдохнем, посмотрите.
Воспитатель проводит физминутку.
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять! («зовут»)
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)
Воспитатель: Молодцы, отдохнули. Продолжим? (Да)
А вы, знаете, что воздух не имеет запаха, но он может запахи переносить. Когда мама на кухни готовит что-то вкусное, вы это сразу поймете, потому что почувствуете аромат.
А теперь я вам предлагаю закрыть глаза, и я открою коробку без вас, но вы все равно узнаете, что в ней находится.
Эксперимент №3 «Узнай по запаху»
Дети закрывают глаза, а воспитатель подносит к каждому ребенку нарезанные фрукты и овощи. Дети по запаху определяют и называют фрукт или овощ.
Воспитатель: Вы замечательно справились. У нас осталась еще одна коробочка. Давайте посмотрим, что в ней. (Дети перечисляют, что лежит в коробке)
Дети, а вы знаете, что воздухом еще и можно рисовать. Хотите узнать как?
Способ рисования, которым мы сейчас займемся называется кляксография.
Эксперимент №4 «Кляксография»
Воспитатель: Мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. ( воспитатель сначала показывает технику кляксографии: капнуть каплю краски на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. Потом дети пробуют рисовать).
Ну что, понравилось рисовать воздухом?
Итог работы.
Воспитатель: Мы с вами сегодня в роли ученых провели много опытов, и это еще не все опыты, которые можно проводить.
Вам понравилось проводить опыты? Какой опыт вам показался интересным больше всего? Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом?
Наша лаборатория закрывается, так как закончился рабочий день, и вы, мои ученые можете отдохнуть. Спасибо вам, что вы были внимательными, активными!