Лучший педагог года

Конспект занятия в подготовительной группе «Знакомство дошкольников с русским бытом»

Светлана Байкова
Конспект занятия в подготовительной группе «Знакомство дошкольников с русским бытом»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Малышок»

Конспект занятия

«Знакомство дошкольников

с русским бытом»

подготовительная группа

Выполнил воспитатель:

Байкова С. И

Красный Холм

2023 год

Цель:

Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Знакомство дошкольников с русским бытом“» размещена в разделах

познакомить детей с предметами быта и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Задачи:

• закрепить знания детей о жилище на Руси, о предметах русского быта (печь, прялка, ухват и т. д.);

• обогатить словарь детей;

• воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа;

• развивать художественно-творческие способности детей.

Предварительная работа: посещение музея «Русская изба», разучивание народных игр, знакомство с русским фольклором в совместной образовательной деятельности.

Материалы и оборудование: презентация, на столах лоскутки ткани и нитки.

Ход занятия:

1. Дети садятся на стульчики. На экране изображение русской избы. (Слайд 2)

— Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Сядем рядком, да поговорим ладком.

В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был и есть дом.

-Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

-Как мы себя чувствуем дома?

Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?»

Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.

— А из чего люди раньше могли построить себе дом? Правильно, из дерева. Давным-давно, на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называют избами. И все-то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель и многое другое.

— А как выдумаете, что же в избе было самым главным?

Послушайте, да отгадайте мою загадку:

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает» (печь) (Слайд 3)

Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.

-Чем же могла печь накормить своих хозяев?

В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

А еще в избе было много предметов-помощников, а каких мы сейчас узнаем, когда загадки отгадаем.

«Выпускает жаркий пар

Древний чайник…» (самовар). (слайд 4)

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

- Послушайте следующую загадку.

«Всех кормлю с охотою, а сама безротая» (ложка) (слайд 5)

- Если есть деревянной ложкой, пища становится ароматней и вкуснее.

Кушая деревянной ложкой, никогда не обожжешься. По форме деревянные ложки глубокие, потому что на Руси основным блюдом был суп или жидкая каша. На стол ставили котелок, каждый член семьи черпал из него и с помощью хлеба подносил ко рту. Ложки мастера изготавливали из осины, березы и клена. В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит».

А еще деревянные ложки на Руси были музыкальным инструментом (показ видеоролика «Ложкари») (Слайд 6)

- Следующая загадка.

«Новая посудина, а вся в дырках» (сито или решето) (слайд 7)

Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получалось очень пышным и мягким.

-Послушайте следующую загадку.

«Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает?» (прялка) (слайд8)

Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.

- Следующая загадка»

«Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок) (слайд 9)

Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт» (ухват) (слайд 10)

Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей.

- Послушайте следующую загадку.

«Таять может, а не лед

Не фонарь, а свет дает» (свеча) (слайд 11)

В давние времена не было электричества, поэтому пользовались свечой или лучиной.

- Следующая загадка.

«У бабушки сейф

Он давно уж не новый,

К тому же совсем не стальной

А дубовый.

Он скромно стоит у нее в уголочке.

В нем бабушка держит халаты, носочки,

Отрезы на платье, немножечко пряжи,

Пуховый платочек и пенсию даже.

Но только не дверца, а крышка на нем

Тяжелая очень с висячим замком» (сундук) (слайд 12)

В сундук убирали одежду и белье. А еще в нем хранили всякие мелочи.

2. - В старину темными зимними вечерами люди собирались в большой избе, где они пели, водили хороводы, рассказывали сказки. Такие вечера назывались посиделками. А еще играли в разные народные игры. Что-то и мы с вами засиделись. Давайте поиграем.

Народная игра «Ручеек»

3. -Отдохнули? А я знаю народную мудрость: «Играй, играй, да дело знай». Давайте и мы с вами займемся делом. Присаживайтесь.

- Послушайте еще одну загадку.

«Волосы льняные,

В них ленточки цветные,

С лоскутков её скрутила

В сарафанчик нарядила.

Сарафанчик из сукна

Догадались, кто она?» (кукла)

Давным – давно, когда у людей не было игрушек, и они играли в палочки, представляя, что это игрушки. Или делали кукол из тряпочек. Такие куклы называются тряпичные. Их делали из остатков материи, из которой шили одежду или из старых маминых платьев или рубах отца. Маленьким детям кукол делали взрослые, а с пяти лет дети уже могли сделать куклу самостоятельно. Считалось, что при изготовлении кукол нельзя пользоваться иголкой, говорили что для ребенка кукла будет игрушкой-подружкой и оберегом одновременно, поэтому колоть её иглой негоже. Также нельзя было рисовать кукле лицо (наши предки верили, что через глаза в куклу может вселиться злой дух).

- Каждая кукла имела своё значение. Давайте посмотрим,как каждая кукла называется и почему.

Кукла Крупеничка (слайд 13) Осенью, когда собирали урожай, делали такую куклу и наполняли её собранным зерном. Всю зиму кукла хранилась в доме, обычно в красном углу. Если год был не урожайным, голодным из Крупенички брали немного зерна и варили кашу. Поэтому если Крупеничка была «худенькая» - это значит, что в семье бедствуют. А если полненькая, значит живут сытно.

Кукла Травница (слайд 14)А у этой куклы узелок с душистыми и лечебными травами. Считалось, что она оберегает человека от болезней.

Кукла Утешница (слайд 15) Эту куклу прятали от детей и доставали только тогда, когда ребёнок сильно плакал. Увидев яркую куклу, ребёнок забывал про свои горести. Он играл ею и ел конфеты. Она чтобы успокаивать, а раньше говорили утешать.

Кукла Колокольчик. (слайд 16) Эта кукла – оберег отгоняла злой дух и болезни. И если в доме была такая кукла, то в нем всегда царили счастье и веселье.

- И сегодня я вам предлагаю сделать куклу Колокольчик. Чтобы она оберегала вас и вашу семью от злых духов.

- Давайте пройдем за столы.

Для тряпичной куколки понадобится прямоугольный кусочек белой ткани для туловища, кусочек синтепона для головы, цветной прямоугольник для рук, прямоугольник для сарафана, нитки.

Показ порядка выполнения работы воспитателем

1. Делаем туловище куклы: аккуратно раскладываем белую ткань перед собой, находим центр и ложим туда вату. Аккуратно сворачиваем и с помощью нитки завязываем.

2. Затем нитками завязываем края рук

3. Теперь нужно куколку нарядить: надеваем юбку. Берем красный квадрат, складывает пополам и продеваем нитку. Находим у куклы пояс привязываем

4. Вокруг головы завязываем ленточку и аккуратно скручивая, одеваем платок. Готово!

4.- Теперь можно приступать к работе. Но сначала подготовим наши пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять (Загибать пальчики, начиная с большого, на обеих руках)

Будем листья собирать (сжимать и разжимать кулачки)

Листья березы (сжимаем большие пальцы)

Листья рябины (сжимаем указательные)

Листики тополя (сжимаем средние)

Листья осины, (сжимаем безымянные)

Листики дуба мы соберем, (сжимаем мизинцы)

Маме осенний букет отнесем («шагают» пальчики по столу)

-Ну что приступаем к работе.

Когда мы будем делать куклу, нужно думать о хорошем, представьте, как обрадуются ваши родные, когда вы подарите им ваших кукол.

Самостоятельная работа детей (фон – русские народные мелодии)

5.-А теперь давайте возьмём наших замечательных кукол. Они получились такими красивыми, потому что вы вложили в каждую куколку тепло своих рук. Ребята, понравилось вам делать кукол?

-А, что вам понравилось больше всего?

-О каких куклах вы сегодня узнали?

-Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Спасибо за работу вашу, за ваше старание.

В народе говорят: «Кончил дело – гуляй смело".

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия по знакомству с русским бытом и творчеством в русской избе «Гостю почет, хозяину честь»Конспект занятия по знакомству с русским бытом и творчеством в русской избе «Гостю почет, хозяину честь» Тема: Гостю почет, хозяину честь «(Знакомство с русским бытом и творчеством в русской избе) Задачи: расширить представление детей об.

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Знакомство с деньгами»Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Знакомство с деньгами» Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,.

Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Знакомство с числом 15» Конспект занятия по математике. Подготовительная группа. Тема: "Знакомство с числом 15" Возрастная группа – подготовительная Подготовила.

Конспект занятия по математике «Знакомство с часами» в подготовительной группе Конспект занятия по математике. Тема:«Знакомство с часами». В подготовительной группе. Цель: обобщить и закрепить знания детей о времени:.

Конспект занятия «Знакомство с календарем» в подготовительной группе Конспект занятия по НОД. Тема: «Знакомство с календарем». В подготовительной группе. Задачи: 1. Учить самостоятельно придумывать арифметические.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Ы»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Ы» Программное содержание: -познакомить с буквой Ы; -учить составлять предложения из трех слов, обозначать их полоской, делить слова на слоги,.

Конспект занятия «Путешествие по русским народным сказкам» в подготовительной группеКонспект занятия «Путешествие по русским народным сказкам» в подготовительной группе Конспект занятия по непосредственно – образовательной деятельности. Тема: «Путешествие по русским народным сказкам». В подготовительной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной группе «Знакомство дошкольников с русским бытом»
Опубликовано: 30 ноября 2023 в 21:08
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД