Мария Романова
Конспект занятия в средней группе «Что знаем о птицах»
▼ Скачать + Заказать документы
Предварительная работа:
Наблюдение за птицами во время прогулок.
Чтение художественной литературы про птиц (В. Бианки «Лесная газета»). Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением птиц. Работа с опорной схемой для рассказывания – птицы.
Дидактическая игра «Сложи картинку», «Угадай по описанию».
Изготовление кормушек с родителями.
П/игры «Летает-не летает», «Стайка - полетай-ка».
Выставка рисунков «Покормите птиц зимой»
Активизация словаря :
Публикация «Конспект занятия в средней группе „Что знаем о птицах“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
корм, кормушка, холодно, голодно, синица, воробей, снегирь, дятел, снегирь, зимующие, перелетные, оперение.
Программное содержание:
Формировать обобщенные представление детей о зимующих и перелетных птицах, учить детей различать птиц по существенным признакам, учить классифицировать на зимующих и перелетных птиц, развивать эмоций и гуманные чувства, закреплять умения аккуратно работать, воспитывать любовь к птицам, желание помогать пернатым в зимнее время года.
Оборудование: шаблон из цветной бумаги: туловище, крылышко, хвост, клюв; клей, кисти, клеенка, фартуки, тряпочки для промакивания, фартучки. Изображение птиц : синица, воробей, дятел, снегирь; изображение дерева, кормушки. Аудиозапись с пением птиц. Схема для рассказывания.
Содержание НОД:
Приветствие:
- Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся!
-Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь друг другу, чтобы у вас весь день было хорошее настроение.
Психологическая гимнастика «Птички».
Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на мягкие пуфы, закройте глаза 1,2,3 открывайте.
- Наступила ночь. Птички спят, спрятав свои головы под крылышки. Им снятся приятные сны: о лете, о теплом солнышке, как они поют. Утром, когда лучи солнце касаются их, птицы просыпаются, расправляют с начала одно крыло потом второе, встряхивают ими и летят к речке. Пьют воду, запрокидывая голову и оглядываясь вокруг. А потом принимаются за дело: летают, поют, ищут себе корм. Они радуются солнышку, подставляют свои крылышки к его теплым лучам.
Часть 1. Беседа.
А сейчас мы с вами побеседуем о птицах, что вы о них знаете.
- Где живут птицы? (В лесах, садах).
-Почему они там живут? (На деревьях себе строят гнездо, там не ездят машины, никто им не мешает).
- Когда начинают морозы куда исчезают многие птицы? (Улетают в теплые края).
- Как называются птицы, которые улетают на юг? (Перелетные).
- Как называются птицы, которые остаются у нас? (Зимующие).
- Чем питаются зимующие птицы? (Семенами и плодами деревьев). С наступлением зимы, птицы оставшиеся зимовать, перебираются поближе к людям, к человеческому жилью. Почему? (Им холодно и голодно).
-Птицам холод ни так страшен как голод. В лесу зимой мало корма, поэтому они прилетают к нам. Просят о помощи. А как вы помогаете птицам зимой? (Сделаем кормушки, кормим птиц).
- Какие птицы прилетают на кормушки? (Воробьи, голуби, снегири, синицы, вороны).
- Вот они наши друзья. (Обращаю внимание на картинки птиц).
Физкультминутка «Перелетные птицы» :
Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают. («клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели («улетают», садятся на стульчики)
- А сейчас я вам загадаю загадки, а вы отгадайте и покажите нужную птицу.
Работа по карточкам с изображением птиц.
Загадывания загадок о птицах.
Ходить не умеет
Хочет сделать шажок-
Получается прыжок. (Воробей).
Красногрудый, чернокрылый.
Любит ягодки клевать.
С первым снегом на рябине
Кто из леса прилетит?
Кто на крыше затрещит?
Белобокая болтунья,
Говоруша, стрекатунья,
Белый бок и длинный хвост.
Что за птица вот вопрос? (Сорока).
Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит (Дятел)
А теперь давайте подробнее расскажем о каждой птице.
Составление описательного рассказа с опорой на модель – схему.
Для этого мы будем использовать схему (на доске мнемотаблица, по которой дети составляют описательный рассказ).
На таблице схематично изображена последовательность рассказа.
Вначале изображён знак вопроса – нужно сказать, как называется птица,
затем два круга – большой и маленький - надо сказать, какого размера птичка: большая или маленькая.
Следующая схема обозначает строение птицы (какой у нее клюв, какие лапки, перья).
Потом разноцветные кляксы – надо рассказать об окраске птицы.
Мисочка с кормом - чем питается птица.
Каждый из вас будет рассказывать про ту птичку, которая вам нравится (синица, дятел, воробей). См. Приложение №1
-Дети, какую пользу приносят птицы природе, людям? (Поедают насекомых, хищные птицы — грызунов, работают как санитары леса).
- За что их любят люди? (Красивые, добрые, трудолюбивые, красиво поют).
Пальчиковая гимнастика «Птицы».
Ребята знают наизусть стихотворение «Десять птичек-стайка» Ирины Токмаковой, смотрят на гирлянду-подсказку, подходят к ней, произносят стихотворение, массируя пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Упражнение «Десять птичек-стайка»
Пой-ка, подпевай-ка: (дети сжимают и разжимают пальцы рук)
Десять птичек-стайка.
Эта птичка-соловей, (массируют мизинец левой руки)
Эта птичка-воробей. (массируют безымянный палец левой руки)
Эта птичка-совушка, (массируют средний палец левой руки)
Сонная головушка.
Эта птичка-свиристель, (массируют указательный палец левой руки)
Эта птичка-коростель. (массируют большой палец левой руки)
Эта птичка-скворушка, (массируют мизинец правой руки)
Серенькое перышко.
Эта-зяблик. (массируют безымянный палец правой руки)
Эта-стриж. (массируют средний палец правой руки)
Эта-развеселый чиж. (массируют указательный палец правой руки)
Ну, а эта-злой орлан. (массируют большой палец правой руки)
Птички, птички – по домам! (прячут пальцы за спину правой руки)
Часть 2. Аппликация.
Послушайте, ребята, кто это так красиво поет? (Птицы)
-А где они спрятались? Давайте их найдем и посмотрим, что за птицы к нам прилетели. Это – сорока. Еще ее называют сорока – белобока, потому что у нее белого цвета бока. Это – воробышек. Шустрый попрыгунчик. Как он чирикает? Чик- чирик. Дятел- в красной шапочке.
-А это синичка – у нее желтенький животик. Все эти птицы живут рядом с нами и зимой и летом.
- Красная грудка, черная головка, пестрый хвостик- это снегирь.
- А хотите я научу вас делать таких красивых птиц.
-Давайте сначала разберем, из чего будет состоять птичка. Я буду показывать, а вы называть части.
- Голова.
-Которая плавно переходит в туловище.
- Крылышко. (зачем нужно крылышко)
-Хвостик. (зачем нужен хвостик)
-Глазик. (зачем нужен глазик)
-Клювик. (зачем нужен клювик)
- А сейчас покажите тихонько, как летают птички? Полетали птички, полетали и за столы тихонько сели, чтобы не шуметь на лесной полянке.
Одеваем фартучки.
-Посмотрите, что лежит перед вами на столе.
1. Веточка, изображенная на листочке.
2. Туловище вашей будущей птички.
3. Крылышко.
4. Хвостик.
5. Круглый маленький глазик.
- Первое, что мы делаем, кладем перед собой веточку (лист бумаги). Затем намазываем клеем туловище (работа на клеенке) и «сажаем» птичку на веточку (примакиваем форму тряпочкой). Голова у птички вверху, а хвостик будет внизу (клей на кисть набираем аккуратно, понемногу). Приклеиваем крылышко и приклеиваем хвостик. Затем приклеиваем глазик и клювик.
-Птички наши готовы, давайте посадим их на общее дерево, рядом с кормушкой и они будут петь для нас звонкие песни.
-Ой, как громко распелись птицы (звучит фонограмма пения птиц). Птицы благодарят нас за работу.
3. Заключительная часть.
Рефлексия.
-Я приглашаю вас всех в наш круг, чтобы вспомнить, что мы с вами сегодня делали. Что вам понравилось?
-Как вы думаете, птицам легче будет пережить зиму, если мы с вами будем помогать им, оберегать их?
Постарались вы ребята,
Знаю, птицы будут рады!
Чтоб от разных насекомых
Сады цветущие не гибли зря,
Всегда в любое время года
Будем птиц беречь друзья!
-Для птиц я приготовила сюрприз. Голодные птицы петь не будут. Возьмите угощение и повесим вместе эко-кормушки на улице, чтобы птицы радовали нас пением (зерно, семечки, желатин для лакомства).
Приложение №1
Составление описательных рассказов о птицах.
Дятел:
Это птица дятел. Дятел- крупная птица. У него большие крылья, длинный хвост. Клюв у дятла длинный и крепкий. Он стучит им по дереву, и достаёт из под коры вредителей. У дятла спинка, крылья – чёрные, на голове, шее и крыльях белые пятна, подхвостье красное. Брюшко белое с чёрными полосками. На голове дятла ярко-красный беретик. Он питается насекомыми и семенами шишек.
Воробей:
Это птица воробей. Эта птица маленькая, но шустрая. У нее
короткие крылышки, короткие ножки. Тело птички покрыто перьями серого цвета, спинка коричневая, на крыльях есть белые и черные полоски. Воробей питается насекомыми, хлебными крошками, зернами, семенами. Целый день прыгает и чирикает.
Снегирь:
Это-снегирь. Он небольшой. У снегиря широкий клюв и короткий хвост. У него красная грудка, черные крылья, голова и хвост. На крыльях у снегиря белые полоски. А на спине у него темно-серые перья. Снегирь любит лакомиться рябиной. Любят ягоды рябины, калины, боярышника.
Синичка.
Это птица- синица. Она маленькая. У неё маленький острый клюв, длинный хвост, длинные лапки, острые коготки. Голова, горло и хвост чёрны. Грудка у синички жёлтая с чёрной полоской. Щеки белые. Питается насекомыми, семечками, кусочками пищи. Эта птичка очень любит сало.
Ворона.
Это ворона. Она большая. У неё большой клюв, большие лапы,
большие глаза. Голова, крылья и хвост и лапы у неё черные, остальное оперение темно-серое. Вороны всеядные птицы.
Сорока
Это сорока. Она большая. У неё длинный острый клюв, длинный как стрела хвост. Голова, спина, крылья и хвост черные. Брюшко и бока у сороки белые, поэтому её называют сорока- белобока. На крыльях белые полосы. Питается ягодами, семенами, крошками, насекомыми.
Голубь:
Это птица-голубь. Она большая. У голубя небольшая голова, короткая шея,
длинные и острые крылья, хвост небольшой. Ноги короткие, пальцы длинные, клюв маленький. У него серо-сизое оперенье, две полосы на крыле, серый хвост и темный клюв. Питаются они семенами, плодами, ягодами. Любит хлебные крошки.