Жданова Елена
Конспект занятия в старшей группе «Что мы знаем о воде?»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
Образовательные: уточнить, обобщить и расширить знания детей о воде, её свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (реки, моря, озера, океаны, осадки).
Развивающие: развивать навыки проведения лабораторных опытов, способствовать развитию речи, мышления, любознательности, наблюдательности, активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Что мы знаем о воде?“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2024
Воспитательные: создать условия для воспитания бережного отношения к воде, как основному природному ресурсу; способствовать воспитанию умения работать в группе; учитывать мнение партнёра; отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.
Материалы и оборудование: глобус, оборудование для проведения опытов на каждого ребенка: фартуки, шапочки одноразовые, два стакана, чайные ложки, стаканы с грязной водой, сахар, соль; салфетки (на каждого ребенка); игра «Хорошо – плохо».
Предварительная работа: беседа с детьми о воде; рассматривание воды после рисования красками; дидактическая игра «Разноцветные капельки»; загадывание загадок о воде; просмотр познавательного фильма: «Урок чистой воды», чтение рассказов и стихотворений о воде.
ХОД НОД:
Первая часть: (информационно-познавательная)
Игра «Друзья»
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами весь день было хорошее настроение.
- Ребята, сейчас мы с вами поиграем в юных ученых, исследователей.
- Скажите, чем занимаются ученые? (ответы детей)
-Ученые занимаются наукой. А где работают ученые и проводят различные опыты?
(в научной лаборатории)
-Вот и мы сейчас с вами отправимся в нашу лабораторию.
Дети под музыку обходят группу и садятся на стульчики.
-Чтобы приступить к опытам, нам ребята надо узнать тему наших исследований. И первая подсказка стоит перед вами, отгадайте что это?
Загадка: На ноге стоит одной, крутит, вертит головой.
Нам показывает страны, реки, горы, океаны. (глобус)
- А что такое глобус?
(Глобус – это модель Земли).
- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.
- Посмотрите, какой он разноцветный. Какие цвета вы видите на нем? (синий, желтый, зеленый, коричневый).
- А как вы думаете, что изображено на глобусе зеленым цветом? Желтым? Коричневым? Синим? (леса, горы, пустыни, моря и реки)
- А какого цвета на глобусе больше? Как вы думаете, что это значит?
(Значит, что воды больше)
- В каком виде встречается вода в природе? На этот вопрос помогут нам ответить загадки.
1. Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и все вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь это-… (дождь)
2. С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые… (снежинки)
3. Лёгкий, белый и пушистый,
А на солнышке искристый,
Лишь зимой у нас бывает
И в ладошке быстро тает. (Снег)
4. Серебристая Морковка
Прицепилась к крыше ловко.
Уцепилась за карниз
И растёт зимою вниз. (Сосулька)
5. Не колючий, светло-синий,
По кустам развешан… (иней)
6. Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошел искать их днем
Ищем, ищем – не найдем. (роса)
7. Белые овечки
Не сидят на печке.
А плывут издалека
Кучевые… (облака.)
8. По небесам оравою,
Бегут мешки дырявые,
И бывает иногда
Из мешков течет вода.
Спрячемся получше,
От дырявой… (тучи)
9. Зима. Мороз мосты куёт,
А мы коньками режем (лед).
- Что объединяет все наши отгадки? (Это вода.)
-Как вы уже знаете, вода может быть в разных состояниях. Каких? (ответы)
- Правильно, она может быть жидкой, твердой и газообразной.
- Сейчас мы продолжим с вами разговор о воде, чтобы как можно узнать об этом
чуде природы. Благодаря ее, волшебным свойствам ни одно существо не обходится без воды.
Воспитатель: Действительно, ребята, наша планета на 2/3 состоит из воды.
Без пищи мы можем прожить 3-4недели.
Без воды человек может прожить не больше 3-4 суток.
Воспитатель: А кто из вас, ребята, был с родителями на море?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Кто знает какого вкуса морская вода?
Дети: соленая
Воспитатель: правильно соленая, А, можно ли пить такую воду?
Дети: нет, нельзя она пригодна только для морских обитателей.
Воспитатель: конечно нельзя. А какую мы с вами пьем воду?
Дети: пресную
Воспитатель: А где мы можем ее встретить в природе ее?
Дети: речка, водоемы, озера и т. д.
Воспитатель: Верно. А теперь я вам покажу на глобусе моря, океаны, реки и озера. (Показ)
Воспитатель: Давайте сравним какой же воды на планете больше: пресной или соленой?
Дети: соленой
Воспитатель: Мы узнали, что пресной воды на земле меньше. Как вы думаете, как мы должны к ней относится?
Дети: беречь воду.
Воспитатель: А как мы ее будем беречь?
Дети: Не включать сильно кран, закрывать ее при умывании, не оставлять воду без присмотра, когда поливаем цветы, не загрязнять реки и озера.
Воспитатель: А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.
В настоящее время очень многие реки не только в нашей стране, но и во всем мире загрязняются. Как вы думаете, кто или что их загрязняет? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, для того, чтобы очистить воду, ученые придумали лаборатории (это трудное слово, давайте все вместе повторим «Лаборатории). А что такое лаборатория? (ответы детей)
Воспитатель: Лаборатория – это место, де ученые проводят опыты и ставят эксперименты).
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам снова превратиться на время в ученых и провести опыты по исследованию воды, ее свойств. Но перед тем, как мы с вами начнем работать, я предлагаю вам немного отдохнуть.
Физкультминутка «Тихо плещется вода».
Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся)
- Отдохнули, ребята?
Воспитатель: Прежде чем приступить к нашим исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:
- Не шуметь, этим мы мешаем другим.
- Аккуратно обращаться с посудой. Помнить, что стекло может биться и им легко порезаться.
- Слушать воспитателя.
- Внимательно следить за результатом опыта.
- Закончив наблюдение, сделать вывод.
Воспитатель: Правила мы свами вспомнили, теперь можно пройти к нашим лабораторным столам.
3 часть. Практическая (опытно – экспериментальная) часть.
Воспитатель: Опыт №1, из которого мы узнаем, имеет ли вода форму.
Перед вами на столах, стаканчики с водой, давайте перельем воду из стакана в другую емкость (у детей разные емкости пустые). Что вы заметили? (ответы детей). Форма, которую принимает вода, все время меняется.
ВЫВОД: Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится.
Опыт №2, из которого мы узнаем, имеет ли вода цвет.
Опыт 2. Какого цвета вода?
- - Опустите в воду кисточку. Что вы видите? Почему кисточку хорошо видно? Значит, вода какая? (Прозрачная) Если вода прозрачная, значит она не имеет цвета, а если она без цвета, то как можно её назвать? Какая вода? (Бесцветная). Хорошо, а посмотрите, что у меня есть (достать зелёную бутылку, как вы думаете здесь какая вода? Давайте посмотрим (вылить воду в прозрачный стакан) Какая вода? (Прозрачная)
- А прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Какого цвета у вас стала вода? А у? Значит, вода приобрела цвет, когда? (Когда мы добавили в неё краску)
Вывод: - Вода имеет цвет? Вода не имеет своего цвета, она прозрачная, бесцветная.
Воспитатель: Давайте, в стаканчик, с водой, добавим краску? (Дети смешивают краски с водой). Что произошло с водой? Она окрасилась в разные цвета.
ВЫВОД: Значит вода – прозрачная жидкость, не имеет цвета. Но ее легко окрасить в любой цвет в зависимости от того, что в нее добавлено.
Опыт №3, из которого мы узнаем, имеет ли вода вкус.
Воспитатель: Когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду и, чтобы выразить удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.
Вывод: Вода не имеет вкуса.
Воспитатель: Но воде легко придать вкус, потому что она растворяет некоторые вещества. Итак, попробуем растворить в воде сахар, соль. (Дети растворяют и размешивают). Ребята, Вы хотите воду попробовать? (ответы детей).
Вывод: Вода растворяет некоторые вещества.
Опыт №4 из которого мы узнаем, имеет ли вода запах.
Воспитатель: Ребята, определите, есть ли запах у воды? (ответы детей) А если мы добавим лимон, апельсин? Какой запах будет?
Вывод: У воды нет запаха, но взаимодействуя с некоторыми веществами, вода может приобрести запах.
Воспитатель: Делать ученые открытия не из легких. Поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немного отдохнуть. Как считаете, ученые? Тогда подходите все ко мне и поиграем в игру «Хорошо – плохо».
Воспитатель: Мы с вами неплохо потрудились и многое узнали. Но чтобы правильно использовать воду, человек должен знать не только о ее волшебных свойствах, но и о том, что вода может принести как пользу, так и вред. (Воспитатель кидает мяч детям).
Хорошо:1. Вода нужна для питья, чтобы умыться, вымыть руки.
2. Водой можно закаляться, играть с водой.
3. На воде готовят еду, водой моют полы, посуду, игрушки.
4. В воде стирают одежду.
5. Нужна для полива цветов, растений в саду и огороде.
6. В воде живут разные животные, нужна для питья животным.
Плохо: 1. Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть.
2. Горячей водой можно обжечься.
3. Если пролить воду на пол, можно поскользнуться и упасть.
4. Если часто поливать растения, они могут погибнуть.
5. Если не умеешь плавать, можно утонуть.
6. Бывает наводнение, тогда вода разрушает, затопляет дома.
Воспитатель: Ребята, мы с Вами отдохнули, но еще осталось одно задание, которое мы должны с Вами закончить: профильтровать воду.
Воспитатель: Как же мы будем фильтровать воду? Что нам понадобиться? Нам понадобиться воронка, емкость для фильтрованной воды, фильтр. Сначала мы поставим в чистый стакан воронку. Поместим в воронку фильтр и медленно. Аккуратно начнем наливать грузную воду из стакана. Ребята, что вы видите? (ответы детей). Вода выливается через фильтр и становится чище. Как изменился фильтр? Стал грязным. Ребята, а можно ли пить такую воду людям? (ответы детей) Конечно, нет. Она опасна для человека.
Ребята, на этом наше путешествие в мир воды заканчивается и нам пора возвращаться в группу.
Итог НОД: Дети встают в круг.
Воспитатель: Ребята, что вы узнали о воде? Какими свойствами обладает вода? (ответы детей). Воспитатель:
Воспитатель: Мы с вами сегодня узнали о свойствах воды, проводя опыты с водой. Я думаю, обо всем интересном, вы расскажете своим друзьям и родителям.
Вода имеет и другие свойства. О них мы узнаем на наших следующих занятиях в нашей лаборатории.