МААМ-картинки

Конспект занятия в старшей группе «Что мы знаем о воде?»

Жданова Елена
Конспект занятия в старшей группе «Что мы знаем о воде?»

Программные задачи:

Образовательные: уточнить, обобщить и расширить знания детей о воде, её свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (реки, моря, озера, океаны, осадки).

Развивающие: развивать навыки проведения лабораторных опытов, способствовать развитию речи, мышления, любознательности, наблюдательности, активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Что мы знаем о воде?“» размещена в разделах

Воспитательные: создать условия для воспитания бережного отношения к воде, как основному природному ресурсу; способствовать воспитанию умения работать в группе; учитывать мнение партнёра; отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.

Материалы и оборудование: глобус, оборудование для проведения опытов на каждого ребенка: фартуки, шапочки одноразовые, два стакана, чайные ложки, стаканы с грязной водой, сахар, соль; салфетки (на каждого ребенка); игра «Хорошо – плохо».

Предварительная работа: беседа с детьми о воде; рассматривание воды после рисования красками; дидактическая игра «Разноцветные капельки»; загадывание загадок о воде; просмотр познавательного фильма: «Урок чистой воды», чтение рассказов и стихотворений о воде.

ХОД НОД:

Первая часть: (информационно-познавательная)

Игра «Друзья»

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами весь день было хорошее настроение.

- Ребята, сейчас мы с вами поиграем в юных ученых, исследователей.

- Скажите, чем занимаются ученые? (ответы детей)

-Ученые занимаются наукой. А где работают ученые и проводят различные опыты?

(в научной лаборатории)

-Вот и мы сейчас с вами отправимся в нашу лабораторию.

Дети под музыку обходят группу и садятся на стульчики.

-Чтобы приступить к опытам, нам ребята надо узнать тему наших исследований. И первая подсказка стоит перед вами, отгадайте что это?

Загадка: На ноге стоит одной, крутит, вертит головой.

Нам показывает страны, реки, горы, океаны. (глобус)

- А что такое глобус?

(Глобус – это модель Земли).

- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

- Посмотрите, какой он разноцветный. Какие цвета вы видите на нем? (синий, желтый, зеленый, коричневый).

- А как вы думаете, что изображено на глобусе зеленым цветом? Желтым? Коричневым? Синим? (леса, горы, пустыни, моря и реки)

- А какого цвета на глобусе больше? Как вы думаете, что это значит?

(Значит, что воды больше)

- В каком виде встречается вода в природе? На этот вопрос помогут нам ответить загадки.

1. Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и все вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь это-… (дождь)

2. С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки,

Белые… (снежинки)

3. Лёгкий, белый и пушистый,

А на солнышке искристый,

Лишь зимой у нас бывает

И в ладошке быстро тает. (Снег)

4. Серебристая Морковка

Прицепилась к крыше ловко.

Уцепилась за карниз

И растёт зимою вниз. (Сосулька)

5. Не колючий, светло-синий,

По кустам развешан… (иней)

6. Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошел искать их днем

Ищем, ищем – не найдем. (роса)

7. Белые овечки

Не сидят на печке.

А плывут издалека

Кучевые… (облака.)

8. По небесам оравою,

Бегут мешки дырявые,

И бывает иногда

Из мешков течет вода.

Спрячемся получше,

От дырявой… (тучи)

9. Зима. Мороз мосты куёт,

А мы коньками режем (лед).

- Что объединяет все наши отгадки? (Это вода.)

-Как вы уже знаете, вода может быть в разных состояниях. Каких? (ответы)

- Правильно, она может быть жидкой, твердой и газообразной.

- Сейчас мы продолжим с вами разговор о воде, чтобы как можно узнать об этом

чуде природы. Благодаря ее, волшебным свойствам ни одно существо не обходится без воды.

Воспитатель: Действительно, ребята, наша планета на 2/3 состоит из воды.

Без пищи мы можем прожить 3-4недели.

Без воды человек может прожить не больше 3-4 суток.

Воспитатель: А кто из вас, ребята, был с родителями на море?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Кто знает какого вкуса морская вода?

Дети: соленая

Воспитатель: правильно соленая, А, можно ли пить такую воду?

Дети: нет, нельзя она пригодна только для морских обитателей.

Воспитатель: конечно нельзя. А какую мы с вами пьем воду?

Дети: пресную

Воспитатель: А где мы можем ее встретить в природе ее?

Дети: речка, водоемы, озера и т. д.

Воспитатель: Верно. А теперь я вам покажу на глобусе моря, океаны, реки и озера. (Показ)

Воспитатель: Давайте сравним какой же воды на планете больше: пресной или соленой?

Дети: соленой

Воспитатель: Мы узнали, что пресной воды на земле меньше. Как вы думаете, как мы должны к ней относится?

Дети: беречь воду.

Воспитатель: А как мы ее будем беречь?

Дети: Не включать сильно кран, закрывать ее при умывании, не оставлять воду без присмотра, когда поливаем цветы, не загрязнять реки и озера.

Воспитатель: А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.

В настоящее время очень многие реки не только в нашей стране, но и во всем мире загрязняются. Как вы думаете, кто или что их загрязняет? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, для того, чтобы очистить воду, ученые придумали лаборатории (это трудное слово, давайте все вместе повторим «Лаборатории). А что такое лаборатория? (ответы детей)

Воспитатель: Лаборатория – это место, де ученые проводят опыты и ставят эксперименты).

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам снова превратиться на время в ученых и провести опыты по исследованию воды, ее свойств. Но перед тем, как мы с вами начнем работать, я предлагаю вам немного отдохнуть.

Физкультминутка «Тихо плещется вода».

Тихо плещется вода,

Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками)

В небе тучки, как овечки,

Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны)

Мы из речки вылезаем,

Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте)

А теперь глубокий вдох.

И садимся на песок. (Дети садятся)

- Отдохнули, ребята?

Воспитатель: Прежде чем приступить к нашим исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

- Не шуметь, этим мы мешаем другим.

- Аккуратно обращаться с посудой. Помнить, что стекло может биться и им легко порезаться.

- Слушать воспитателя.

- Внимательно следить за результатом опыта.

- Закончив наблюдение, сделать вывод.

Воспитатель: Правила мы свами вспомнили, теперь можно пройти к нашим лабораторным столам.

3 часть. Практическая (опытно – экспериментальная) часть.

Воспитатель: Опыт №1, из которого мы узнаем, имеет ли вода форму.

Перед вами на столах, стаканчики с водой, давайте перельем воду из стакана в другую емкость (у детей разные емкости пустые). Что вы заметили? (ответы детей). Форма, которую принимает вода, все время меняется.

ВЫВОД: Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится.

Опыт №2, из которого мы узнаем, имеет ли вода цвет.

Опыт 2. Какого цвета вода?

- - Опустите в воду кисточку. Что вы видите? Почему кисточку хорошо видно? Значит, вода какая? (Прозрачная) Если вода прозрачная, значит она не имеет цвета, а если она без цвета, то как можно её назвать? Какая вода? (Бесцветная). Хорошо, а посмотрите, что у меня есть (достать зелёную бутылку, как вы думаете здесь какая вода? Давайте посмотрим (вылить воду в прозрачный стакан) Какая вода? (Прозрачная)

- А прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Какого цвета у вас стала вода? А у? Значит, вода приобрела цвет, когда? (Когда мы добавили в неё краску)

Вывод: - Вода имеет цвет? Вода не имеет своего цвета, она прозрачная, бесцветная.

Воспитатель: Давайте, в стаканчик, с водой, добавим краску? (Дети смешивают краски с водой). Что произошло с водой? Она окрасилась в разные цвета.

ВЫВОД: Значит вода – прозрачная жидкость, не имеет цвета. Но ее легко окрасить в любой цвет в зависимости от того, что в нее добавлено.

Опыт №3, из которого мы узнаем, имеет ли вода вкус.

Воспитатель: Когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду и, чтобы выразить удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.

Вывод: Вода не имеет вкуса.

Воспитатель: Но воде легко придать вкус, потому что она растворяет некоторые вещества. Итак, попробуем растворить в воде сахар, соль. (Дети растворяют и размешивают). Ребята, Вы хотите воду попробовать? (ответы детей).

Вывод: Вода растворяет некоторые вещества.

Опыт №4 из которого мы узнаем, имеет ли вода запах.

Воспитатель: Ребята, определите, есть ли запах у воды? (ответы детей) А если мы добавим лимон, апельсин? Какой запах будет?

Вывод: У воды нет запаха, но взаимодействуя с некоторыми веществами, вода может приобрести запах.

Воспитатель: Делать ученые открытия не из легких. Поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немного отдохнуть. Как считаете, ученые? Тогда подходите все ко мне и поиграем в игру «Хорошо – плохо».

Воспитатель: Мы с вами неплохо потрудились и многое узнали. Но чтобы правильно использовать воду, человек должен знать не только о ее волшебных свойствах, но и о том, что вода может принести как пользу, так и вред. (Воспитатель кидает мяч детям).

Хорошо:1. Вода нужна для питья, чтобы умыться, вымыть руки.

2. Водой можно закаляться, играть с водой.

3. На воде готовят еду, водой моют полы, посуду, игрушки.

4. В воде стирают одежду.

5. Нужна для полива цветов, растений в саду и огороде.

6. В воде живут разные животные, нужна для питья животным.

Плохо: 1. Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть.

2. Горячей водой можно обжечься.

3. Если пролить воду на пол, можно поскользнуться и упасть.

4. Если часто поливать растения, они могут погибнуть.

5. Если не умеешь плавать, можно утонуть.

6. Бывает наводнение, тогда вода разрушает, затопляет дома.

Воспитатель: Ребята, мы с Вами отдохнули, но еще осталось одно задание, которое мы должны с Вами закончить: профильтровать воду.

Воспитатель: Как же мы будем фильтровать воду? Что нам понадобиться? Нам понадобиться воронка, емкость для фильтрованной воды, фильтр. Сначала мы поставим в чистый стакан воронку. Поместим в воронку фильтр и медленно. Аккуратно начнем наливать грузную воду из стакана. Ребята, что вы видите? (ответы детей). Вода выливается через фильтр и становится чище. Как изменился фильтр? Стал грязным. Ребята, а можно ли пить такую воду людям? (ответы детей) Конечно, нет. Она опасна для человека.

Ребята, на этом наше путешествие в мир воды заканчивается и нам пора возвращаться в группу.

Итог НОД: Дети встают в круг.

Воспитатель: Ребята, что вы узнали о воде? Какими свойствами обладает вода? (ответы детей). Воспитатель:

Воспитатель: Мы с вами сегодня узнали о свойствах воды, проводя опыты с водой. Я думаю, обо всем интересном, вы расскажете своим друзьям и родителям.

Вода имеет и другие свойства. О них мы узнаем на наших следующих занятиях в нашей лаборатории.

Публикации по теме:

Конспект занятия по экологии с использованием элементов ТРИЗ «Что мы знаем о воде» Конспект занятия по экологии с использованием элементов ТРИЗ «Что мы знаем о воде» Цель занятия: создать комплекс условий, способствующих.

«Что мы знаем о воздухе?» Конспект интегрированного занятия по экспериментированию в подготовительной группе Интегрированное занятие по экспериментированию в подготовительной группе. Тема: «Что мы знаем о воздухе?» Познавательно-исследовательская.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе «Что мы знаем о посуде?»Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе «Что мы знаем о посуде?» Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе. Тема «Что мы знаем о посуде?» Цель: расширить представление детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей группе «Что мы знаем о воде?»
Опубликовано: 11 апреля 2024 в 12:08
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД