Ольга Семёнова
Конспект занятия в старшей группе «Гармошечка-говорушечка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по музыкальному воспитанию в старшей группе «Гармошечка – говорушечка»
Цель занятия : развитие у детей музыкально – ритмических способностей.
Задачи: 1. Определение эмоционально – образного содержания произведения.
2. Развивать представления о звучании русских народных инструментов (гармонь, балалайка и др.)
3. Закреплять понятие тембр
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Гармошечка-говорушечка“» размещена в разделах
4. Развивать воображение
5. Развивать понятийный словарь по музыкальному искусству
6. Развивать певческие навыки, передавать в пени и плясовой и
игровой характер песни
7. Учить детей передавать ритмический рисунок песни и игры
Предварительная работа:
Беседы о русских музыкальных инструментах, об особенности их звучания
Многократное прослушивание записей русских народных песен, танцев и игр.
Материалы:
Иллюстрации текущего времени года
Записи звучания народных инструментов
Народные инструменты – гармонь, ложки, трещётки, балалайка, бубенцы, свистульки и т. д.
Модель двух яблок (красного и розового цвета)
Музыкально – дидактическая игра «Составь танец»
Мольберт
Фланелеграф.
Ход занятия:
Звучит народная музыка, дети входят и рассаживаются на стулья
Музыкальный руководитель:
Ребята, давайте поздороваемся!
(музыкальное приветствие)
М. Р. Ребята, скажите, какое время год сейчас? (ответы)
А за что вы любите это время года?
(за то, что красивые деревья – золотые, красные, листья под ногами шуршат, урожай поспевает и его убирают на зиму)
М. Р. предлагаю послушать стихи об этом
Заглянула осень в сад –
Птицы улетели.
За окном с утра шуршат
Жёлтые метели.
Под ногами первый лёд
Крошится, ломается.
Воробей в саду вздохнёт,
А запеть –стесняется.
Утром небо было хмурым,
И казалось все понурым.
Осень очень любит плакать,
Дождиком на землю капать.
Любит листьями шуршать,
И с деревьев их срывать.
Только лето пролетело,
Дружно мы взялись за дело!
Урожай мы весь собрали,
Этот праздник долго ждали!
Надо осенью трудиться,
Все должны об этом знать.
Если вздумаешь лениться –
Будешь зиму голодать!
М. Р. Посмотрите, не одни вы любите это время года… многие художники изображали осень – разную.
Какая она на этих картинах?
(дети отвечают
Солнечная и золотая, спокойная и ласковая,
Бурная и мрачная, дождливая и холодная)
Да, такая она осень.
Русский народ сложил о ней много пословиц и поговорок. А вы знаете какие – нибудь?
Осень пришла, урожай принесла.
День прозевал — урожай потерял.
Осень — перемен восемь.
М. Р. Да, осень – припасиха, а зима - подбериха!
Много и тяжело трудился русский народ для того, чтобы собрать хороший урожай. Но зато когда он был собран, то начинались различные праздники, ярмарки да гуляния!
А какой же праздник на Руси без песен да гармошки или балалайки?
Вот и мы сейчас давайте – ка послушаем, какой инструмент звучит?
(звучит «Барыня»)
М. Р. Ребята, какие музыкальные инструменты вы услышали?
(гармонь, бубны, свистульки, на самый главный инструмент – гармонь)
Ты, гармонь – гармошечка!
Развей тоску немножечко!
Развей работу тяжелу
По дорожке, по песку!
Давайте вспомним, как выглядит гармошка!
(воспитатель показывает детям инструмент или иллюстрации)
М. Р. Ребята, а какое настроение было у вас, когда вы слушали гармонь?
(было радостно, весело захотелось пуститься в пляс)
М. Р. А почему, как вы считаете?
(инструмент звонкий, яркий, можно играть очень быстро)
М. Р. А какие народные инструменты вы ещё знаете?
(балалайку, трещётки, ложки, свистульки)
(Воспитатель предлагает назвать инструменты, которые он показывает)
М. Р. Молодцы, вспомнили и назвали так много русских народных инструментов, которыми тешил себя народ…
А не поиграть ли нам оркестром?
Дети берут инструменты и по фланелеграфу, на котором прикреплены ритмы для групп инструментов, играют «Барыню».
М. Р. хвалит детей
А теперь я предлагаю послушать другой инструмент.
(звучит РНП «Ах вы сени» в исполнении балалайки)
М. Р. какой инструмент вы услышали? (балалайку)
А как звучит это инструмент? (Мягко, спокойно)
М. Р. А как вы думаете, почему? Потому что балалайка - инструмент струнный и деревянный, а дерево - материал теплый и мягкий, а самое главное - очень хорошо проводит звук.
А теперь посмотрите на мольберт. Вы видите здесь два яблока. Чем они отличаются?
Красное - яркое, сочное, и розовое – нежное, мягкое.
Вот так бывает и в музыке. Все инструменты имеют свою окраску звучания. С каким инструментом вы бы сравнили красное яблоко?
(с гармошкой, А розовое? (с балалайкой).
Правильно! А кто вспомнит, как называется окраска звучания инструмента? (тембр)
М. Р. а какую музыку мы сегодня слушали? Что бы вы под неё делали?
(плясали). А теперь назовите плясовые движения, которые бы вы использовали в своём танце (смотрите на картинки, если затрудняетесь)
Кренделёк, полочка, присядка, топотушки, воротца…
М. Р. Выходите, ребята на задорный, озорной танец и во время танца используйте эти движения!
(дети танцуют под «Барыню»)
М. Р. А теперь предлагаю немного отдохнуть, да другую песню послушать. А узнает ли её кто – нибудь из вас?
(«Во поле берёза стояла»)
Как вы думаете, что делали,когда пели эту песню? (водили хоровод)
Правильно! Какие вы внимательные!
Давайте споём её! (поют).
М. Р. А какой же праздник без игры? Любите играть?
Тогда предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «Плетень».
Давайте вспомним правила и поделимся на 2 команды.
(игра «Плетень»)
М. Р. Молодцы, весело играли, с задоринкой! Вот и подошло к концу наше занятие. А что вам понравилось больше всего? (ответы)
М. Р. А теперь попрощаемся снова пением («До свидания!»)