Смотрицкая Людмила Николаевна
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Дикие животные и их детёныши»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
коррекционно-образовательные: уточнить и активизировать словарь по теме.
Учить образовывать существительные с суффиксом -онок. Формировать умение составлять предложение по мнемосхеме с предлогом в. Упражнять в образовании сложных слов и притяжательных прилагательных.
Коррекционно-развивающие: развивать умение согласовывать прилагательные с существительными; упражнять в образовании прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Продолжать развивать речевое дыхание и силу голоса, слуховое внимание, умение отгадывать загадки, зрительное восприятие, мелкую моторику, координацию речи с движением.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности „Дикие животные и их детёныши“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Группы компенсирующей направленности
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционно-воспитательные: воспитывать любовь к животным, интерес к занятию, воспитывать умение слушать взрослого и своих сверстников.
Оборудование: ноутбук, презентация, мнемосхемы для составления предложений, шарики Су-джок, письмо, картинки с изображением животных и их детёнышей, лабиринт.
Ход занятия.
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие (дети садятся на стулья, звучит музыка).
Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Сном волшебным засыпаем
В страну сказок улетаем,
Раз, два, три, четыре, пять
Смотрим глазками опять.
Включается презентация. 1 файл – зимний лес.
Ребята, куда мы с вами попали? (В зимний лес). А кто здесь живёт? Что-то никого не видно. Ой, ребята, погода портится, начинается вьюга.
(Упражнение на развитие силы голоса).
Старая, седая, с ледяной клюкой, вьюга ковыляет Бабой- Ягой. Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з». Застонал от вьюги лес: «М-м-м-м-м» (Тонким, тихим голоском). Тяжело стонут дубы: «М-м-м-м-м-м». Стонут берёзы: «М-м-м-м-м». Шумят ели:
«Ш-ш-ш-ш-ш-ш». Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с-с».
Застыл зимний заснеженный лес, будто заколдовала его злая чародейка зима.
Кажется, что нет никого в лесу. Тишина. (Логопед находит конверт).
Я нашла конверт. Это письмо от Зимы. Она пишет, что заколдовала
всех зверей, они ничего не помнят и не знают о себе. Помочь животным сможет тот, кто всё о них знает и сможет им всё рассказать.
Ребята, что же делать? Надо выручать животных.
Первое задание от Зимы. Надо отгадать загадки.
Показ презентации.
Ребята, отгадайте загадку.
Мои прекрасные рога,
Всегда угроза для врага.
Но добрый нрав имею я,
Поверьте мне, мои друзья.
И я в лесу у вас не гость,
Живу я здесь, красавец - ….(лось).
Скажите, какой лось? (Большой, огромный, сильный, рогатый, если у него длинные ноги он какой? – длинноногий.
Следующая загадка.
Это что за шалунишка
Рвёт с еловой ветки шишку.
Семена в ней разгрызает
Шелуху на снег бросает? (Белка)
Какая она? (Шустрая, серая, пушистая, юркая, если у неё чёрные глаза, она какая? - чёрноглазая.
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке беленькой зимой,
А в серой шубке летом. (Заяц)
Какой он? (Белый, трусливый, быстрый, если у него короткий хвост, он какой?
– короткохвостый, длинные уши – длинноухий.
Рыжая плутовка, хитрая да ловкая.
Хвост пушистый, мех золотистый. (Лиса)
Лиса какая? (рыжая, хитрая, пушистая, красивая). Если у неё длинный хвост, она (какая) - длиннохвостая.
Кто зимой холодной,
Бродит злой, голодный?
Он злой, голодный, серый, большой. Если у него острые зубы – он острозубый.
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
Он (какой… огромный, неуклюжий, бурый. Если у него косые лапы – он косолапый. Если у него толстые лапы, он (какой) толстолапый.
Молодцы ребята, все загадки отгадали и расколдовали животных.
Посмотрите, кого вы видите?
Динамическая пауза.
По снежку лиса идёт,
Хвостиком его метёт.
(Изобразить хитрую лису. Взмахи рукой).
По снежочку скачет зайка.
Ты его, лиса, поймай-ка.
(Прыгаем на двух ногах).
Из берлоги вылез мишка.
Не дают поспать топтыжке
(Изобразить мишку косолапого).
Белка прыгает по веткам,
Принести, чтоб шишек деткам.
(Подскоки по кругу).
По сугробам мчится волк.
Он зубами щёлк да щёлк.
(Бег широким шагом).
Да вот беда, звери не могут найти своих домов. Всё замела метель.
Ребята, давайте напомним зверям, где они живут.
Вот вам подсказки. (Составление предложений по мнемосхемам с предлогом В).
Лиса живёт в норе. Значит это чей домик? (Лисий).
Медведь спит в берлоге. (Это медвежья берлога).
Ёж спит в гнезде. (Это ежиное гнездо.)
Белка живёт в дупле. (Это беличье дупло.
Волк живёт в логове. (Это волчье логово.)
Подойдите к столу, возьмите по шарику. (Пальчиковая гимнастика с использованием Су-джок шариков)
У лисы в лесу глухом,
Есть нора – надёжный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами ёж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосёт он лапу.
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нём.
Молодцы, ребята!
Отгадали мы загадки
Кажется, что всё в порядке.
Но не всё в лесу так славно –
Кто-то плачет очень странно:
Мы поможем тем бедняжкам, что рыдают у овражка.
Посмотрите, на несчастных зверей, они потеряли своих детёнышей. Давайте им поможем. (Развитие зрительного восприятия). Дети глазами прослеживают путь от мамы до детёныша и составляют предложение.
У лисицы – лисёнок. У зайчихи – зайчонок. У белки – бельчонок. У волчицы – волчонок. У медведицы – медвежонок. У лосихи – лосёнок.
Молодцы, ребята.
Звери очень рады встрече и хотят поиграть с вами в игру «Большие и маленькие».
Игра с мячом. (Логопед бросает мяч и начинает предложение, а ребёнок заканчивает его).
У лисы рыжая голова, а у лисёнка…. (рыженькая головка.)
У волка острые зубы, а у ….волчонка остренькие зубки.
У зайца длинные уши, а у… зайчонка длинненькие ушки.
У белки чёрные глаза, а у… бельчонка чёрненькие глазки.
У лося красивые рога, а у…. лосёнка красивенькие рожки.
Кому мы помогли сегодня? Кого много в лесу? Они вам очень благодарны.
А нам пора возвращаться домой в детский сад.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Сном волшебным засыпаем
Снова в садик улетаем,
Раз, два, три, четыре, пять
Смотрим глазками опять.
Итог занятия.