МААМ-картинки

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему «Знакомство с понятием «Предложение»

Киреева Наталья
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему «Знакомство с понятием «Предложение»

Цель: Составление простых нераспространённых предложений.

Задачи:

1. Закрепление понятий слово-предмет, слово-действие.

2. Соотнесение предметов с вопросами Кто? Что, действий с вопросом Что делает?

3. Знакомство с понятием предложение.

4. Составление простых нераспространённых предложений из двух слов.

5. Закрепление цветовых символов слов.

Оборудование: предметные картинки, прямоугольники жёлтого и коричневого цвета.

Ход занятия

1. Орг. момент.

- Что можно увидеть глазами и потрогать руками?

Публикация «Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему „Знакомство с понятием „Предложение“» размещена в разделах

2. Закрепление понятий слово-предмет, слово-действие.

У каждого ребёнка предметная картинка с изображением живых и неживых предметов.

- Задайте вопрос к своему слову-предмету.

- Подберите действие.

3. Знакомство с понятием "Предложение".

Игра «Живые слова»

- Птица, лететь. Ребята, что я назвала? – Два слова.

- Как догадаться, где два слова, а где предложение из двух слов?

Вызвать двух детей.

- Маша и Аня будут «живыми словами». Маша будет словом «птица», Аня словом «летит». Маша скажет своё слово и даст руку Ане. Аня даст руку Маше и произнесёт слово «летит». Какое первое слово? (Птица.) Назовите второе слово. (Летит.) Сколько слов в предложении? Сейчас слово «птица» уйдёт, а слово «летит» останется. Можно ли считать его предложением? (Нет. Непонятно, кто или что летит.) «Живые слова», разойдитесь. Слова «разбежались», и нет предложения. Дети-слова, встаньте на место. Дайте друг другу руки. Произнесите каждый своё слово. Получилось предложение. В предложении все слова дружат между собой. Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.)

- Каждое слово живёт само по себе. Слова друг другу не помогают. Слова начинают дружить и получается предложение.

Птица, лететь. – Это два слова.

Птица летит. – Это предложение.

- Когда получается предложение? – Когда слова начинают дружить.

- Хлопните, когда я назову предложение : Солнце светит. Машина ехать. Конь скачет. Болеть голова. Дерево растёт. Листья падать. Куры клевать.

4. Обозначение предложения символами-полосками.

- Давайте добавим в предложение любое слово, которое не будет дружить с остальными. Например: Птица летит арбуз. Что получилось? – Добавилось слово и предложение разрушилось. Чтобы не залетали случайные слова в предложение, оно решило отгородиться от всех случайных слов.

На доске выставляется символ предложения – длинная полоска с уголком и точкой в конце полоски.

- Длинная полоска – это предложение, а уголок обозначает начало предложения. На письме начало предложения обозначается большой заглавной буквой, а в конце каждого предложения ставиться точка.

5. Закрепление символов слов.

- Каждое предложение состоит из слов. Чтобы посчитать слова, мы уже научились пользоваться цветными прямоугольниками.

- Прямоугольником какого цвета мы обозначаем слова- предметы? (Жёлтого.)

- Прямоугольником какого цвета мы обозначаем слова-действия? (Коричневого.)

- Составьте предложение из слов : рыба, плавать. Назовите первое слово в предложении? (Рыба.) Какое второе слово? (Плывёт.) Теперь нужно посчитать слова. Какой прямоугольник мы положим вместо первого (второго) слова? Сколько слов в предложении?

6. Составление предложений из двух слов.

- А теперь я буду называть слова, а вы будете составлять из них предложения

Бабочка, порхать. Самолёт летать. Дверь скрипеть. Кузнечик прыгать. И т. д.

7. Физминутка.

Координация речи с движением.

Девочки и мальчики

Прыгают как мячики.

Ножками топают,

Ручками хлопают.

8. Составление предложений по схеме.

На доске картинка с изображением собаки.

- Задайте правильно вопрос - кто это? или что это? Что обозначает это слово?

- Как обозначим?

- Что делает собака? Что обозначает это слово?

- Как обозначим? Мы составили схему этого предложения.

- Составьте свои предложения по этой схеме.

9. Подведение итогов

- Что мы составляли на занятии?

- Когда получается предложение?

- Из чего состоит предложение?

- На какой вопрос отвечает слово-предмет (слово-действие?

- Как обозначаем слово-предмет (слово-действие?

- На письме какие границы есть у предложения?

Публикации по теме:

Конспект урока русского языка во 2 классе «Что такое предложение? Предложение как единица речи, его назначение и признаки» Что такое предложение? Предложение как единица речи, его назначение и признаки. Тема: Что такое предложение? Предложение как единица речи,.

Конспект НОД по развитию речи на тему «Наши мамы» в старшей группе Цель: воспитывать любовь и уважение к матери, чувство благодарности за её заботу, повышение социальной значимости материнства; развитие.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Дикие животные» Конспект НОД по речевому развитию. Возрастная котегория: 5-6 лет Тема:«Дикие животные» Образовательная область: речевое развитие. Цель:.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «День народного единства»Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «День народного единства» Цель: ознакомление детей с российским государственным праздником. Задачи: • Проведение патриотическо-воспитательной работы среди воспитанников;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему «Знакомство с понятием «Предложение»
Опубликовано: 18 марта 2024 в 22:51
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД